Татьяна Заварухина
Консультация для педагогов и родителей «Сюжетное рисование с дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы
Сюжетное рисование
В младшей группе передача содержания носит особый сюжетно-игровой характер : изображая отдельные предметы, дети включают их в игровую ситуацию, действуя с ними как с живыми. Не владея ещё полностью изобразительными средствами, дети выражают сюжет в основном в слове, движении. Рисуя, например, машину, ребё нок говорит: «Она поехала», «Она везёт груз».
Публикация «Консультация для педагогов и родителей „Сюжетное рисование с дошкольниками“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Рисование по замыслу и по представлению
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Консультации для родителей
- Рисование. Методические разработки
- Темочки
В процессе занятия дети успевают изобразить не один, а несколько одинаковых предметов. Изображённые предметы могут быть объединены в простой сюжет : «В лесу растут ёлочки», «Шарики полетели высоко» и т. д.
Достаточно ребёнку овладеть изображением какой-либо формы, как при повторной её передаче образ «оживает». Это необходимо учитывать и не превращать освоение детьми разнообразных форм в скучное прорисовывание.
Методика занятия по сюжетному рисованию в этом возрасте имеет некоторые особенности. Для того чтобы в процессе рисования у детей рождался сюжетно-игровой замысел, необходимо создавать определённую игровую ситуацию.
В средней группе на занятиях сюжетным рисованием нужно учить детей соединять в одном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием. Надо научить детей располагать изображения определё нным образом: по полосе в один ряд (фризовое расположение, по всему листу.
Так, например, если дети передают в рисунке впечатления от праздника, они могут использовать яркие краски для изображения цветов, украшенных флагами домов. Цветом дети передают радость, своё отношение к изображаемому. Рисунки приобретают выразительность и волнуют не только детей, но и взрослых.
Для освоения изображения важно умение выделять основную форму предмета и его частей. При обучении используются различные приё мы информационно-рецептивного метода: наблюдения, обследование, показ способов изображения, объяснение и др.
Задачи сюжетного рисования в старшей группе значительно сложнее, чем в предыдущей. Тематика включает разнообразное содержание: это и явления окружающей действительности, и общественные события, праздники и мир сказочных образов. Для создания сюжетных рисунков необходимо уточнять представления детей о том, что предметы находятся в известных пространственных отношениях друг с другом: близко или далеко, выше или ниже, одни под другими или над другими в ряд.
Надо научить детей овладевать разными способами расположения изображений, связанных одним содержанием: по всему листу, на узкой и более широкой полосе, обозначающей землю.
Учить их уточнять и использовать в рисунках представления о различии предметов по величине, высоте и ширине, учить передавать изменение положения при движении.
Обучение идёт по линии соотношения изображений по величине, расположения их относительно друг друга, выражения движения. Прежде всего используется беседа с детьми, которая имеет целью вызывать в воображении достаточно яркую картину того, что будет передано в рисунке. Основное внимание уделяется действующим лицам, меньше обстановке, окружению.
При обучении рисованию в старшей группе всё большее место начинают занимать исследовательский и эвристический методы. Педагог задаёт детям вопросы, отвечая на которые дети должны соображать, придумывать, догадываться, высказываться, как считают правильным, что помнят из усвоенного ранее.
Значение показа сокращается до минимума, если возникает необходимость, дети показывают товарищу сами. С другой стороны, возрастает значение привлечения разного рода картин и других изображений. Всем этим материалом дети должны уметь пользоваться самостоятельно. Педагог учит их ориентироваться в зависимости от конкретной ситуации.
На занятиях сюжетным рисованием в подготовительной группе педагог учит детей передавать относительную величину предметов, располагать изображения с учётом глубины пространства, использовать весь лист бумаги или выделять широкую полосу для изображения предметов, находящихся на земле.
Дети 6 лет могут передавать в рисунке пространство: предметы, находящиеся ближе к нижнему краю листа, они изображают крупными, с чёткими контурами; предметы дальних планов рисуют меньшего размера.
Методы обучения, применяющиеся в подготовительной группе, направлены на развитие самостоятельности и активности детей.
Педагог чаще задаёт вопросы, чем объясняет сам. Дети учатся отвечать и объяснять другим. Необходимость рисовать на глазах у всех для показа и пояснения способа работы приучает действовать быстрее, быть находчивым.
Обучению способам выражения связного содержания, композиции рисунка помогает рассматривание с детьми картин и рисунков художников.
Оно может проводиться как самостоятельное занятие, а затем быть организовано в начале занятия рисованием. Анализ картины направляется на раскрытие художественных средств, которыми пользуется художник. Однако не следует предлагать детям подражать, подчеркнув, что им надо самим придумать способы выражения содержания.