МААМ-картинки

Консультация для педагогов и родителей «Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста»

Татьяна Волконская
Консультация для педагогов и родителей «Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для педагогов и родителей

«Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста».

Цель: развитие звуко - буквенного анализа и синтеза слов.

Публикация «Консультация для педагогов и родителей „Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Обучая детей грамоте в детском саду, мы работаем над предупреждением дислексии (специфическая неспособность к обучению) и дисграфии (частичное расстройство процесса письма) и поможет ребёнку избежать некоторых специфических ошибок.

К школе ребенок должен научиться не пропускать буквы в словах и не менять их местами; мог на слух, зрительно, а так же при произношении выделять опознавательные признаки гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Просто запоминать соответствующие буквы больше, чем недостаточно.

У ребенка должно сформироваться познавательное отношение к речи, к расширению словарного запаса.

В процессе обучения грамоте ребенок должен правильно, чётко произносить звуки (свистящих, шипящих, сонорных фонематических групп); умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка; выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове: ребенок учится понимать и использовать такие термины как «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. Ну и, наконец, он умеет работать со схемой слова, разрезной азбукой, проявляет интерес к чтению, ну и овладевает навыками слогового чтения.

Как же обучить ребенка звуковому анализу слова?

Обучения детей грамоте в детском саду начинается знакомством со звуками родного языка, а только потом с буквами.

Звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности нужен как при обучению письму, так и чтению.

И если у детей нарушены произношения звуков и их восприятие, то они испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Ребята могут смешать порядок отдельных звуков, или вообще будут неспособны определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.

При обучению звуковому анализу слова нужно научить детей определять количество звуков в слове, дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, определять место звука в слове.

При этом обязательно всегда нужно помнить, что звук – мы слышим и произносим, буквы мы пишем и читаем, звуки бывают гласными и согласными.

Гласные звуки можно петь голосом, ведь при их произношении не встречается никаких преград.

Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь (они с этим согласны)встречается преграда (губы, зубы, нёбо).

Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы, а букв десять: А У О И Э Ы — соответствуют звукам и четыре, которые обозначают два звука: Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.

Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.

Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (положить руку на горло или закрыть уши руками).

Глухие звуки: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,

Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.

Всегда твё рдые согласные: Ж, Ш, Ц.

Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.

Примерные игровые задания.

1. Найди место звука в слове.

Цель. Упражнять детей в нахождении места звука в слове.

Оборудование. Карточки со схемами расположения места звука в словах.

Ход игры. Каждый ребенок получает карточку. Логопед показывает картинки и называет слова. Если заданный звук слышится в начале слова, надо поставить фишку в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку надо поставить во вторую клеточку. Если звук в конце слова слова, фишку ставят в третью клеточку. Победил тот, кто не допустил ошибок.

2. Найди пару.

Цель. Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком. Развивать фонематический слух.

Оборудование. Звуковые часы, набор предметных картинок, слова -паронимы.

Ход игры. Логопед помещает на часах 6 картинок. Например, коса - коса, ком-дом, мак- рак. Детям предлагается найти картинки с предметами, назва-ния которых звучат сходно и отличаются только одним звуком. Каким? Ребенок, которым первым нашел эти слова, передвигает стрелки на кар-тинки. Дети находят все три пары слов. Игру можно повторить, заменив картинки новыми парами (бочка-почка, тачка-дачка, майка-чайка).

3. Домики.

Цель. Развитие умения дифференцировать сходные звуки, находить место звука в слове.

Оборудование. Набор предметных картинок, названия которых начинаются с оппозиционных звуков, 2 домика, в каждом домике 3 кармана (начало, середина, конец слова).

Ход игры. Ребенок берет картинку, называет ее, определяет наличие звука (например; Ч или Щ, его место в слове, вставляет картинку в соответствующий кармашек. За правильно выполненное задание насчитываются очки.

4. «Длинные и короткие слова»

Цель: научить определять с помощью вспомогательных средств количество звуков в словах.

Ход игры. Ведущий произносит вслух слово, а ребенок называет его по звукам и одновременно освобождает окошечки звуковой линейки. Затем подсчитывает количество окошечек и отвечает, сколько звуков в данном слове. Так же анализирует следующее слово и делает вывод, какое слово длиннее, какое — короче.

5. «Поймай звук»

Цель: обучить называть звук в слове по его пространственной’ ха-рактеристике (первый, второй, после определенного звука, перед оп-ределенным звуком).

Ход игры. Дети стоят в кругу, у ведущего мяч. Он произносит вслух какое-нибудь слово, бросает любому играющему мяч и говорит, какой по счету звук тот должен назвать, например: «Сыр, второй звук». Ребенок ловит мяч, отвечает: «Ы» — и возвращает мяч ведущему, который задает следующее задание, относящееся к этому же слову. Все звуки в слове должны быть проанализированы, причем к одному и тому же звуку можно предъявить несколько заданий.

Обратим внимание теперь на то, как проводить правильно звуковой анализ.

Например нам нужно выложить схему слова КИТ.

— Сколько звуков в слове КИТ? (В слове КИТ три звука)

— Какой первый звук в слове КИТ? (первый звук [К])

— Звук [К] какой? (звук [К] согласный, глухой, мягкий).

— Каким квадратиком на схеме обозначим звук [К]? (Зеленым квадратиком).

— Какой второй звук в слове КИТ? (Второй звук [И])

— Звук [И ]какой? (Звук [И] гласный).

— Каким квадратиком на схеме обозначим звук [И]? (Красным квадратиком).

— Какой третий звук в слове КИТ? (Третий звук [Т]).

— Звук [Т] какой? (Звук [Т] – согласный, твёрдый, глухой).

Каким квадратиком на схеме обозначим звук [Т]? (Синим квадратиком).

— Звуки подружились. Что получилось? (КИТ).

Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т. е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ. В результате получается «кэитэ», вместо «кит». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению. В методике обучения чтению в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения.

Вот несколько примеров игр-заданий для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе.

«Графический диктант»

Детям предлагают поставить точку на клетчатом листе бумаги и от неё вести карандашом линии по клеточкам под диктовку:

5-вниз, 1 –вправо, 4-вверх, 2-вправо, 1- вверх, 3-влево- получается буква «Г», которую дети штрихуют. Таким образом, дети могут написать под диктовку любую неизвестную букву. Работа эта интересна, требует концентрации внимания, четкости выполнения инструкции, сформированного зрительно-пространственного восприятия.

«Выкладывание букв из палочек» с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены её элементы, и в каком количестве.

«Ощупывание картонных букв». Необходимо определить на ощупь, какая буква в руках, назвать её, придумать слова, содержащие данную букву.

«Буква сломалась»

Детям предлагают найти недостающие элементы буквы.

I V I I

«Обведение букв» по трафарету, шаблону, выкладывание контура буквы

семечками, липучкой, резиночкой.

Эти задания помогают как следует запомнить образ буквы.

«На что похожа буква?» - рисунки на ассоциативные связи.

А - лесенка, шалаш….

У – улитка, сучок…

«Определение буквы «написанной» на спине (пальцем по спине медленно проводится контур буквы, на руке, в воздухе.

Эти упражнения можно использовать и для младших детей, рисуя им знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

Уважаемые педагоги (родители, очень точно следуйте инструкциям, выполняя задания, не нужно усложнять задания по своему усмотрению.

Помните! Требования детского сада и семьи должны быть едины!

Публикации по теме:

Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные»Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные» Уважаемые родители, предлагаем вашему вниманию занятие по обучению грамоте «Двойные согласные». Цель нашего занятия: учить интонационно.

Консультация для педагогов и родителей детей дошкольного возраста «Развиваем речь детей по теме «Дикие животные лесов» Консультация для педагогов и родителей детей дошкольного возраста: «Развиваем речь детей по теме: «Дикие животные лесов». Дети должны знать:.

Консультация для педагогов и родителей «Пение — исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов и родителей «Пение — исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов и родителей "Пение - исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста" ко Дню пения на.

Консультация для педагогов и родителей «Роль музыкальных занятий в период адаптации детей младшего дошкольного возраста» Добрый вечер, уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами своим опытом работы с детьми младшего дошкольного возраста в период адаптации. Все.

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Мастерим открытку ко Дню Победы»Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Мастерим открытку ко Дню Победы» День Победы – самый памятный и торжественный из всех праздников в нашей стране. День Победы связал и объединил каждого из нас, объединил.

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с праздником Ивана Купалы Воспитатель высшей квалификационной категории Курнина Любовь Владимировна МБДОУ детский сад № 54 "Теремок" г. Ковров Владимирская обл. Уважаемые.

Консультация для родителей и педагогов «Роль шумового оркестра в развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей и педагогов "Роль шумового оркестра в развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста ". Здравствуйте, уважаемые.

Консультация для родителей и педагогов «Значение подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей и педагогов «Значение подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста» Цель: Обратить внимание родителей и педагогов на важность использования подвижных игр в развитии и воспитании детей дошкольного возраста.

Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Почему для детей так важно развитие мелкой моторики рук? В прошлом веке знаменитая Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких.

Обучение детей старшего дошкольного возраста рисованию портрета Актуальность проблемы: противоречие между достаточно разработанной теорией художественного творчества и недостаточным количеством разработок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов и родителей «Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 23 января 2022 в 09:13
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов и родителей «Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Волконская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД