Оксана Скуратова
Консультация для родителей и педагогов «Формирование интеллектуальных умений как ведущая задача развития личности ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование интеллектуальных умений и навыков – первостепенная задача обучения. Под интеллектуальными умениями в психологической литературе принято понимать «мыслительные действия, с помощью которых осуществляется познание: операции анализа, интеза, сравнения, дедукции, индукции и т. д. ; методы познания; приемы запоминания, воспроизведения и применения знаний» .
Публикация «Консультация для родителей и педагогов „Формирование интеллектуальных умений как ведущая задача развития личности ребенка“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
В исследованиях Л. А. Венгера, Н. Н. Поддьякова, Н. И. Непомнящей, В. А. Петровского, А. А. Столяра подчеркивается, что в период дошкольного возраста формируются целостное представление о мире, умственная пытливость, помогающая проникнуть в суть явлений, и способность удивляться. Эти качественные изменения выводят ребенка на уровень субъективности, повышают его адаптированность к обучению в школе и к условиям окружающей действительности.
Одной из важнейших задач умственного воспитания дошкольников является развитие интеллектуальных умений и навыков, т. е. формирование простейших способов умственной деятельности.
Базисной основой развития интеллектуальных умений у детей дошкольного возраста являются умения рассуждать, анализировать, планировать, сравнивать объекты, классифицировать их, обобщать, выделять существенные признаки, делать выводы.
Игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста, в ней претворяется в жизнь системный запас знаний о предметах, их свойствах, отношениях, зависимостях, закономерностях. Еще В. А. Сухомлинский указывал, что без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.
Для детей старшего дошкольного возраста развивающие игры являются как важнейшая составная часть умственного развития и подготовки к школе. Посредством развивающих игр не только закрепляются, повторяются полученные знания, умения у детей, но и приобретаются полученные знания, умения у детей, но и приобретаются новые знания, умения. В любой серии развивающих игр зарождаются и развиваются многие личностные качества ребенка : самостоятельность, целеустремленность, любознательность, уверенность.
Потому в своей работе мы рассматриваем развивающие игры как эффективное средство развития интеллектуальных умений детей старшего дошкольного возраста. К данному виду игр относятся игры Никитиных, игры Воскобовича, игры с обручами, разработанные Столяром. Специфика заключается в том, что посредством их можно эффективно развивать логические структуры мышления, умения детей анализировать, синтезировать, классифицировать, комбинировать, планировать, обобщать, рассуждать и т. д.
Работа по развитию интеллектуальных умений детей осуществляется поэтапно с постепенным усложнением дидактических и развивающих задач.
На первом этапе мы знакомим детей с игрой, решаем простые умственные задачи, учим конкретному виду умений. На последующем этапе усложняем задачи. Детям предлагаются варианты игр, в решении которых они должны проявить поиск, элементы творчества. На третьем этапе детям предлагаются игры, требующие творческого поиска. При этом средствами игр выступают знакомые детям сказки, национально-региональный материал, что им очень нравится, усиливает их мотивацию к обучению.
Использование различных средств, методов, форм работы способствует качественному развитию интеллектуальных умений детей старшего дошкольного возраста.
Развивающие игры актуализируют скрытые интеллектуальные возможности детей, развивают их. Особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижений игровой цели. В самом процессе игры дошкольник незаметно для себя выполняет большое число интеллектуальных действий, совершает различные умственные операции. При этом именно развивающие игры позволяют обеспечить нужное количество повторений на разнообразном материале, постоянно поддерживая, сохраняя положительные отношения к достижению цели.
Кроме того, многофункциональность развивающих игр позволяет решать разные задачи, развивать мелкую моторику рук, математические проявления, речь, сенсорные, познавательные и творческие способности, возможность реализовать творческий потенциал, заложенный в каждой игре.
Являясь своеобразной умственной гимнастикой, развивающие игры предупреждают возникновение интеллектуальной пассивности, с ранних лет формируют настойчивость и целенаправленность у детей. Они являются средством комплексного воздействия на развитие детей, с их помощью осуществляется умственное и волевое развитие, создается проблемность в обучении, где ребенок занимает активную позицию.
Таким образом, исследование показало, что развивающие игры являются одним из эффективных средств развития у детей интеллектуальных умений. Их можно модифицировать, варьировать, сочетать с другими средствами и эффективно применять в развитии
интеллектуальных умений и способностей детей в дошкольном возрасте.