Елена Зорихина
Консультация для педагогов «Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах»
«Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах»
Публикация «Консультация для педагогов „Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
Дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, поэтому возникает необходимость создания определенной системы по ознакомлению детей с ПДД и привитию им навыков безопасного поведения на дорогах и улицах различных населенных пунктов.
Наша цель не только дать детям знания о правилах дорожного движения, но и выработать у них навыки адекватного применения этих знаний в различных ситуациях, чтобы эти навыки переросли в привычку.
Чтобы добиться этой цели необходимо конечно же понять значимость проблемы «Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма». Начальные представления, умения, навыки ребенок получает в дошкольном возрасте, первые привычки закладываются у него именно в этом возрасте, и поэтому воспитатель должен быть компетентным в этой области, умело организовывать ПРС, проводить работу в тесном контакте с родителями и общественностью. В силу специфики психических процессов дошкольного возраста необходимо строить работу с опорой на практические формы работы (моделирование ситуаций, экскурсии, использование наглядного материала).
Чтобы работа по обучению детей ПДД имела определенную структуру, необходимо придерживаться определенных принципов
Принципы организации образовательного процесса:
* Последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.
* Наглядности – дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
* Деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
* Интеграции – интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.
* Дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.
* Возрастной адресованности – одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.
* Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи – ничто не убеждает лучше примера родителей.
Методы и технологии, применяемые с детьми:
- Интерактивный метод обучения (игры, презентации).
- Моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций с использованием макетов, наглядной атрибутики.
- Личностно-ориентированная технология. Нельзя забывать, что в каждой группе детского сада имеются дошкольники, входящие в "группу риска". Это могут быть излишне подвижные дети или, наоборот, слишком заторможенные. С ними воспитатель проводит занятия с учетом их индивидуальных особенностей и в обязательном порядке организует работу с их родителями.
- Технология игрового обучения. В процессе игры воспитатель обогащает опыт детей разнообразными сенсорными впечатлениями, что способствует развитию интереса к дорожной среде, средствам передвижения, правилам поведения. При этом обязательно обращается внимание на опасные и безопасные места на улицах и дорогах.
- Метод наблюдения и беседы.
Инновационный подход к организации работы с дошкольниками по дорожной тематике состоит в применении различных форм работы.
Работа с педагогами : анкетирование, консультации, педагогические советы, семинары-практикумы, открытые просмотры занятий, контроль.
Работа с детьми: занятия, праздники и развлечения, целевые прогулки и экскурсии, игры, проведение тематических недель, диагностика.
Работа с родителями: анкетирование; совместные выставки с детьми рисунков, поделок; родительские собрания; дни открытых дверей; совместные праздники, экскурсии с детьми и педагогами; помощь родителей в организации развивающей среды; просветительская деятельность (выпуск брошюр, папки-передвижки, плакаты).
Предметно — развивающую среду необходимо периодически дополнять и обновляеть.
Но как бы серьезно не продумывались формы воспитания детей в детском саду, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в педагогическом процессе. Совместная деятельность сближает родителей и детей учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами. Для ребенка ведь тоже важно взаимопонимание между взрослыми воспитателями и родителями. От активного участия родителей в работе ДОУ выигрывают все. Естественно, самым главным примером для подражания являются родители! Поэтому важно организовать взаимодействие с родителями так, чтобы их поведение на дорогах заслуживало уважения, а не порицания.
В заключении хотелось бы отметить, что работа на этом не заканчивается. Каждый год к нам приходят малыши, и задача воспитателей и родителей подготовить их к жизни в социуме, предостеречь от опасности.
Воспитатель: Зорихина Е. М.