Цыдина Татьяна
Консультация для педагогов «Формирование основ личной безопасности у дошкольников посредством игровых технологий»
▼ Скачать + Заказать документы
В нашей группе мы работаем по парциальной программе «Азбука безопасности». Программа направлена на формирование культуры безопасности личности. На примере нашей программы мы хотим вас ознакомить по данной теме.
Цель:
Становление культуры безопасности личности в процессе активной деятельности, расширение социокультурного опыта растущего человека, содействие формированию эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру и «Я-концепции».
Задачи:
Публикация «Консультация для педагогов „Формирование основ личной безопасности у дошкольников посредством игровых технологий“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
1. Расширять опыт и практические навыки безопасного поведения в различных жизненных ситуациях (дома, в детском саду, на улице, в транспорте, в общественных местах, в путешествии и др.) в игровой деятельности.
2. Создавать условия для осмысления и практического освоения ребенком норм и правил безопасного поведения в организации своей жизни.
3. Вовлекать родителей в педагогический процесс по формированию безопасного поведения у детей.
Безопасность жизнедеятельности в современном мире выделяется как одна из основных проблем человечества. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных наших маленьких детей.
Наша задача, как педагогов состоит в том, чтобы подготовить детей к встрече с различными сложными и даже опасными ситуациями, т. е. сформировать знание о правилах безопасного поведения в различных ситуациях (дома, в детском саду, на улице, в транспорте, в общественных местах, в путешествии и др.) в игровой деятельности.
Чтобы сформировать эти правила, нужно следовать некоторым принципам, рассмотреть различные ситуации, где может таиться опасность, проводить работу в игровой деятельности систематически, использовать сезонные условия и местность
(т. е. в разное время года, таятся разные опасности; попадая в город дети должны быть подготовленными к правильному поведению, учитывать возраст ребёнка и взаимодействовать с родителями воспитанников.
Предметно-игровая среда должна быть организована так, чтобы дети могли участвовать во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, театральных, подвижных и дидактических. Это позволяет предоставить детям возможность самостоятельно находить новые повороты сюжета и игрового взаимодействия.
В группах обязательно должны быть всевозможные атрибуты для сюжетно -ролевых, пальчиковых игр разного характера, иллюстративный материал для бесед, книги о профессиях, предметы изготовленные для игры детьми совместно со взрослыми.
При организации игр нужно ориентироваться на требования ФГОС: разъяснить воспитанникам правила и дать чёткие инструкции относительно действий; сформировать команды участников; определить критерии оценки деятельности; предусмотреть награды и призы для победителей.
В содержании программы входит 6 разделов, в которых представлены источники опасности для дошкольников.
Раздел «Ребёнок и другие люди»
Ребенок должен понимать, что общение с другими людьми может быть опасным. И прежде всего эту опасность представляют контакты с незнакомыми людьми.
С детьми проводятся игровые тренинги, в которых разыгрываются разные жизненные ситуации и подкрепляются сказочными сюжетами («Волк и семеро козлят», «Три поросёнка», «Колобок», «Красная Шапочка»).
Ребенок должен понимать, что именно может быть опасным в общении с другими людьми.
Раздел «Ребенок и природа»
Детей в дидактических, театрализованных, настольно-печатных, сюжетно-ролевых и подвижных играх знакомим с проблемами загрязнения окружающей среды и ухудшение экологической ситуации, что это представляет определенную угрозу здоровью человека. А также напоминаем, что не следует забывать и об опасностях, связанных с некоторыми растениями или возникающих при контактах с животными.
Для закрепления навыков, полученных при непосредственной деятельности в созданных практических ситуациях, используется игровой и дидактический материал.
Раздел «Ребенок дома»
Ознакомление детей в игре по карточкам с изображением предметов домашнего быта, представляющими потенциальную опасность в различных игровых ситуациях.
Выделяются три группы опасных предметов:
1) Предметы, которыми могут пользоваться только взрослые.
2) Предметы (иголка, ножницы, нож, вилка, требующие в зависимости от возраста детей организации специального обучения и выработки навыка пользования.
3) Предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах: бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты.
Например, в подвижной игре можно попросить детей распределить предметные картинки на две группы: те предметы которыми можно порезаться и из-за которых можем получить ожог.
Обучение в практических играх пользованием телефоном для вызова пожарных, «скорой помощи», полиции требует работы по профилактике ложных вызовов. Вместе с тем дети должны уметь пользоваться телефоном, знать номера близких взрослых. Это может понадобиться детям на практике в экстремальной ситуации, когда ребенок просто испугался чего-либо или кого-либо.
Раздел «Здоровье ребенка»
Педагог знакомит детей с тем, как устроено тело человека, его организм. В доступной форме, привлекая изготовленные игрушки своими руками, например кукла с частями тела, рассказывает об анатомии и физиологии, основных системах и органах человека, а также настольно-печатные игры.
В различных подвижных играх используем эмоционально привлекательные формы их проведения : музыкальное сопровождение, движения в образе, красочные атрибуты (медицинские игрушечные инструменты, муляжи фруктов и овощей, корзинки).
Педагог может предложить роли детям и проиграть сказку про микроба, который жил в лужи, и хотел путешествовать, но не мог выбраться из неё. И вот однажды прилетела муха и села в эту лужу. Микроб взобрался на лапку мухи и полетел вместе с ней по её делам. Муха увидела открытое окно и залетела. На столе лежало яблоко и муха села на него. Микроб быстро слез с мухиной лапки на яблоко и ждал, когда это яблоко кто-нибудь съест. Зашла на кухню девочка и захотелось ей красивое яблочко. Съела яблочко, немного позже заболела девочка. Мама померила температуру, вызвала врача. Врач выписал горькие таблетки и сказал, что нужно мыть руки перед едой и фрукты тоже нужно мыть. И теперь девочка знала, правила крепкого здоровья.
Правила оказания первой помощи обучаем через дидактические игры, а далее дети сами проигрывают разные сюжеты и причины возникновения беды.
Раздел «Эмоциональное благополучие ребенка»
В этот раздел входит: психическое здоровье, детские страхи, конфликты и ссоры между детьми.
Для профилактики возникновения таких ситуаций, необходимо вводить активные игры «Кошки-мышки», различные эстафеты.
Раздел «Ребенок на улице»
Детям объясняют в различных играх необходимость соблюдения правил и рассказывают об опасности, которая может возникнуть, если пренебрегать ими, что для этой цели существуют правила дорожного движения. Ими регулируется поведение пешеходов и водителей, объясняют, что дорожные знаки помогают и пешеходам, и водителям ориентироваться на улицах города.
Ребят знакомят с основными дорожными знаками (предупреждающими, запрещающими, предписывающими, информационно-указательными) и светофором, рассказывают об их назначении, учат ориентироваться на них при «движении» (в играх с макетом города, в игровых ситуациях-загадках, в самостоятельной игровой деятельности с использованием велосипеда, самоката, детского автомобиля).
Игровые технологии дают ребёнку возможность примерить на себя роль, быть лично причастным к изучаемому явлению. Как показывает опыт, они помогают детям проявлять уверенность в себе, преодолевать сложности.