Евгения Геращенко
Консультация для педагогов «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в современном мире»
▼ Скачать
В деятельности дошкольных образовательных учреждений важным моментом является формирование духовно-нравственных ценностей у детей. Этот процесс довольно сложный и длится всю жизнь. Однако ее основы закладываются еще в раннем детстве. Период дошкольного возраста является наиболее важным, так как в это время формируются представления детей о своем месте и роли в жизни и обществе, а также их духовно-нравственное сознание и самосознание.
Публикация «Консультация для педагогов „Духовно-нравственное воспитание дошкольников в современном мире“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Духовно-нравственные характеристики включают дружбу, уважение, милосердие, доброту, любовь к ближнему и взаимовыручку. Духовно-нравственное воспитание тесно связано с внутренним миром ребенка, усвоением духовных ценностей и формированием характера. Ребенок целостно развивается в определенных условиях через взаимодействие с другими людьми, приобретая их опыт, моральные нормы и модели поведения. Стремление к духовным ценностям помогает ребенку легче преодолевать жизненные препятствия и жить в гармонии с собой и другими.
Актуальность данного вопроса заключается в том, что в современных условиях происходит все большая утрата обществом ранее сформированных принципов и моральных норм. На этом этапе ребенку необходима всесторонняя поддержка для правильного понимания основ формирования личности, и особенно духовно-нравственных ценностей, что возникает из стремления общества передать систему нравственных ценностей следующему поколению.
Духовно-нравственные ценности — это определенные ориентиры, определяющие взаимодействие человека с объектами действительности и регулирующие его поведение, составляющие основу его социальных действий и личных решений.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников – первый и важнейший шаг в развитии личности ребенка. Именно в этот возрастной период ребенок воспринимает и переживает свои первые духовно-нравственные впечатления, в результате которых формируется опыт, определяющий впоследствии его жизненный путь. Отличительной особенностью процесса духовно-нравственного развития является его продолжительность и непрерывность, а его результаты отсрочены во времени.
Важнейшими задачами нравственного воспитания дошкольников являются формирование нравственных чувств и поведения, положительных навыков, идей и действий. Воспитание нравственных чувств у дошкольников возникает в процессе общения со взрослыми, в результате чего у ребенка формируются такие понятия, как привязанность, любовь, совесть и мораль.
В нравственном развитии личности ребенка выделяют несколько этапов, а именно: развитие понимания нравственного качества (ценности, возникновение мотивов, возникновение отношения к качеству (ценности, потребности и практической реализации, что является проявляется в собственном поведении и действиях.
Процесс духовно-нравственного воспитания представляет собой сложную структуру, включающую взаимодействие детей с педагогом, а также внутри коллектива, направленную на достижение должного уровня нравственного воспитания личности ребенка с учетом его возраста и индивидуальные особенности.
В формировании духовно-нравственных ценностей у дошкольников главное место занимают семья и дошкольное образовательное учреждение. Поэтому взаимодействие этих двух образовательных учреждений необходимо для эффективного развития личности. Именно родители закладывают основы нравственности человека, поведенческих норм и ценностей, имеющих решающее значение для жизни ребенка. Помимо вышеперечисленных духовных качеств, семья способствует развитию индивидуальности ребенка, творческой активности и коммуникативных способностей.
Следует подчеркнуть, что в современном мире, помимо глобальных изменений во всех сферах жизни человека, институт семьи также находится в серьезном кризисе. Следствием такой ситуации является потеря преемственности традиций и нарушение связей между поколениями.
В результате социального опроса «Отношение к семейным традициям в современном обществе», в котором приняли участие более 300 респондентов, выявлено снижение значимости семейных традиций как составляющей духовно-нравственных ценностей.
Отвечая на вопрос: «Важны ли семейные традиции в современном обществе», респонденты ответили:
да – 70%;
затрудняются с ответом – 10%;
нет –20%.
Также стоит отметить, что 40% респондентов, отвечая на вопрос о месте преемственности поколений в современном обществе, ответили, что сейчас этот вопрос потерял свою значимость. Поэтому необходимо подчеркнуть, что очевидна утрата передачи семейных духовно-нравственных ценностей.
Первым и особо важным звеном системы образования являются дошкольные образовательные учреждения, где еще больше приумножается нравственный опыт. Духовно-нравственное воспитание напрямую связано со всесторонним развитием ребенка.
Сегодня система дошкольного образования с каждым годом все больше модифицируется. С одной стороны, такие изменения происходят в результате требований общества, поэтому они необходимы, с другой стороны, при слишком быстрых изменениях база для изменений не всегда должным образом подготовлена. К образовательной организации предъявляются новые требования, поощряется профессиональная компетентность педагогов и воспитателей, профессиональные знания, умения и навыки, поощряется инновационная активность и новаторство в работе.
Проблема развития нравственных качеств у дошкольников охватывает все стороны образовательного процесса. В рамках перехода на новую государственную программу дошкольного образования основными задачами умственно-нравственного развития дошкольников являются развитие патриотизма и гражданственности; Организация гуманного обращения с людьми и окружающей средой; формирование духовно-нравственного мироощущения и чувства принадлежности к культурному наследию своего народа; уважение к своей нации и к представителям других национальностей; Формирование позитивных, дружеских, коллективных отношений; Воспитывать уважительное отношение к труду.
Особое значение в деятельности педагога имеет его личностная направленность, включающая в себя умение создать необходимые условия для ребенка, его развитие и социализацию. Воспитатели дошкольных образовательных учреждений должны обладать такими качествами, как доброжелательность, принятие и умение правильно строить диалог с детьми, учитывая их особенности и способности. Личность педагога напрямую влияет на формирование качеств личности ребенка. Поэтому оно представляет собой духовно-нравственный ориентир ребенка дошкольного возраста.
В настоящее время наблюдается тенденция к снижению воспитательной функции семьи. Поэтому многие родители переносят весь процесс воспитания в дошкольные образовательные учреждения, полагая, что основы развития личности ребенка уже заложены семьей, а ее дальнейшее развитие является прямой обязанностью педагогов. Другой важной проблемой во взаимоотношениях детей и родителей является отсутствие у последних специальных знаний в области педагогики и психологии, что приводит к непониманию в семье, а также к дефициту внимания у детей.
Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения является необходимым условием оптимального формирования духовно-нравственных ценностей детей. Учителей и родителей объединяет общая цель: формирование личности ребенка и его нравственное развитие. Поэтому наиболее эффективной формой взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений является сотрудничество.
Общение педагогов ДОУ и родителей по вопросам нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста имеет следующие особенности: осуществление партнерских отношений с семьей каждого ребенка; совместная работа по развитию и обучению детей дошкольного возраста; Организация взаимопонимания и общности интересов; Активизация и обогащение образовательных навыков родителей. Все формы взаимодействия педагогов и родителей по вопросам нравственного воспитания дошкольников делятся на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные; традиционные и нетрадиционные.
При организации занятий и использовании тех или иных методов необходимо учитывать специфику детства. Важным моментом является то, что духовно-нравственное развитие ребенка-дошкольника определяется именно степенью социального развития и причастности к культурным традициям, связанным, прежде всего, с уровнем воспитания и образования ребенка, а также образом жизни его семьи. .
Поэтому формирование духовно-нравственных ценностей – достаточно сложный процесс в развитии личности ребенка. Для его восстановления и поддержания необходимо объединить деятельность всех социальных институтов, оказывающих непосредственное влияние на развитие и образование ребенка.