Анна Фролова
«Техника использования акварели и пастели в обучении дошкольников рисованию». Консультация для родителей и педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Рисование приносит ребенку огромную пользу. Оно очень тесно связано с мышлением малыша. В процессе творческой деятельности включаются в работу разного рода анализаторы: двигательные и зрительные, осязательные и мускульные. Кроме того, рисование развивает память, мелкую моторику, усидчивость. Дошкольник учится анализировать, сравнивать, размышлять, дифференцировать и составлять. Для умственного развития ребенка имеет огромную ценность имеет постепенное накопление знаний. Влияет оно на развитие связной речи и словарного запаса ребенка. Дошкольник получает большой объем информации об окружающем мире, знакомясь с многообразием форм и величин, пространственных ориентиров, цветов и оттенков всего того, что окружает его в повседневной жизни.
Публикация «„Техника использования акварели и пастели в обучении дошкольников рисованию“ , Консультация для родителей и педагогов» размещена в разделах
- Акварель. Рисование акварельными красками
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Консультации для родителей
- Темочки
В процессе изодеятельности сочетаются физическая и умственная активность малыша. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, стараясь овладевать определенными умениями. Изначально у ребенка появляется заинтересованность, а затем понемногу возникает тяга к творчеству желание приобрести результат, выполнить определенный рисунок.
Помните, ребенок – это особый мир со своими правилами поведения, эмоциями. Чем разнообразнее и ярче впечатления малыша об окружающем мире, тем богаче и необычнее его фантазия, тем выше вероятность того, что влечение к искусству станет осмысленнее.
Фантазия важнейший аспект жизни малыша. А развивается творческая фантазия особенно активно в возрасте от 5 до 15 лет. Уменьшение способности выдумывать вызывает у ребенка обеднение личности, снижение и угасание потенциала творческого мышления и заинтересованности искусством, тяги к творческой деятельности. Для того чтобы этого избежать, необходимо придерживаться особой стратегии формирования художественной деятельности.
ПРИЕМЫ РАБОТЫ С АКВАРЕЛЬЮ И ПАСТЕЛЬЮ.
Изучив каждый цвет по отдельности, ребенок начинает смешивать краски. Это новый этап творческой деятельности. Мир для дошкольника начинает играть множеством оттенков, одновременно расширяется его словарный запас. Малыш продолжает осваивать средства выразительности, в этот момент у него формируется образное представление о предметах. Наряду с этим у него развивается наблюдательность, художественный вкус. Но для того чтобы нарисовать предмет, мало иметь ясное представление о его форме, цвете, строении, нужно уметь изобразить эти свойства в графической форме, подчинить движение руки задаче рисунка. Технике изображения детей необходимо учить. Сегодня я хочу более подробно остановиться на технике рисования акварелью и пастелью. При первом знакомстве с пастелью дети испытывают удовольствие, потому что она очень яркая. На первых порах они учатся рисовать хорошо знакомые им явления и предметы природы, аккуратно закрашивать их, правильно держать пастель, действовать поэтапно. Далее дети знакомятся с акварелью. На начальном этапе педагог подготавливает фон для будущих рисунков, демонстрируя этот процесс детям, в дальнейшем они делают это самостоятельно. Когда на занятиях впервые смешиваются эти два вида материала, детьми это воспринимается, как некое волшебство, при котором одна краска создает преграду для другой. В старшем дошкольном возрасте дети совершенствуют технику изображения, продолжают развивать точность и свободу движений руки, их плавность, ритмичность. Расширяется набор материалов, которые используются ими в рисовании (гуашь, акварель, сангина, угольный карандаш, гелевая ручка, сухая и жирная пастель и др.). В процессе изодеятельности дети соединяют в одном рисунке разные материалы с целью создания выразительного образа, овладевают новыми приемами работы с уже знакомыми материалами (например, рисовать акварелью по сырому слою); разным способам создания фона для изображаемой картины: при рисовании акварелью до создания изображения; при рисовании пастелью фон может быть подготовлен и в начале, и по завершении основного изображения.
СВЯЗЬ РИСОВАНИЯ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Детям нравится рисование, потому что в этот вид деятельности включено воображение, процесс придумывания сюжетов, близких игре. Рисуя, ребенок получает эмоции, которые постепенно переходят в эстетические чувства.
Каждое мероприятие по изодеятельности начинается с обращения воспитателя к детям, демонстрируется наглядный материал. Наглядность имеет большое значение при занятии изобразительной деятельностью. Это способствует развитию наблюдательности, дети учатся дольше и внимательней рассматривать то, что им показывается, повторно обращаться к наглядному материалу во время работы над рисунком.
В отличие от свободной игры, игру на занятии может предложить педагог. Игровые приемы должны быть похожи на настоящую игру, обладать главными ее признаками. На занятиях по рисованию я периодически применяю игровой прием в работе с дошкольниками. Одним из важнейших признаков игровых приемов обучения является игровое действие. Для успешного использования игровых приемов педагог должен знать ту сферу жизни, которая интересна дошкольнику : предметы и действия с ними; люди, отношения, события.
Выделяются: игровое упражнение, сюжетная игра с предметным изображением, изобразительно-игровая инсценировка сюжета. Принятие детьми игрового упражнения вызвано интересом к содержанию действия. Например, «нанизываем» бусинки на нитку, «складываем» ягоды в банку для «заготовок» на зиму.
Также на занятиях по рисованию применяю игровые приемы с ролевым поведением детей. Дети могут быть художниками, иллюстраторами, портными, фотографами, гончарами и строителями. Предлагаю при помощи красок украсить узором силуэты,, создать свою коллекцию, а потом организовать ее «продажу» в магазине модной одежды.
Изобразительная деятельность, включающая в себя элементы и признаки игры, близка детям. Игровые приемы в сочетании с другими методами и приемами обучения благотворно влияют на развитие личности, ее художественных способностей, нравственно-эстетическое развитие детей, стимулируют самодеятельные формы проявления интереса к изодеятельности, когда ребенок ставит себе изобразительные задачи и учится их выполнять.
Рисование позволяет ребенку в рисунке отразить полученные представления об окружающем мире.
Художественным творчеством дети занимаются в основном сидя за столом, поэтому большое значение имеет воспитание правильных навыков сидения, сохранения здоровой осанки. Это очень важно для физического развития детей.
Снять напряжение помогают физминутки, пальчиковые гимнастики, гимнастика для глаз. Кроме того, здоровьесберегающая тематика присутствует и в творчестве детей. Этому примером служит работа «Физкультура». Ребенок зачастую рисует то, что его затронуло, запомнилось. Часто после бесед и игр на тему безопасности, данные сюжеты находят отражение в детском творчестве. Например, «Грибы съедобные и несъедобные», «Пожар», «Опасные бытовые приборы» и т. д. Здесь же можно отметить связь с социализацией, поскольку на рисунках можно видеть работу представителей различных профессий: пожарных, полиции, водителей, воспитателей, продавцов и т. д. Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует для себя и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок что-то рассказал, чтобы то, что он изобразил, узнал. Детей очень волнует отношение окружающих к их рисункам. Они чутко реагируют на замечания товарищей, оценку педагога. Похвала ребенка радует, а отрицательная оценка огорчает. Поэтому использовать похвалу и порицание нужно осторожно.
Не менее важную роль в изобразительной деятельности ребенка играют и литературные произведения. Сказки для детей имеют огромное значение, как важнейшее средство нравственного воспитания. Происходит расширение понятий и представлений ребенка об окружающем мире. Совершенствуются навыки связной речи, обогащается речевой словарь. Развиваются социальные навыки: дружелюбие, эмпатия, стремление помочь и порадовать близких, общительность, внимательность, потребность делиться положительными впечатлениями, усердие. И это далеко не полный перечень того, как взаимосвязаны литература и детское изотворчество.
РИСОВАНИЕ КАК ИЗОТЕРАПИЯ
Проблема детских страхов и переживаний знакома многим родителям. Ее можно решить с помощью рисования, что психологи и называют изотерапией. Тема очень объемная, но вкратце смысл метода можно описать так: ребенок рисует то, чего боится или о чем волнуется. Возможно, его обидели дети или он испугался чего-то на улице. А, может, ему приснился плохой сон? Малыш изображает свои страхи на бумаге. Дальше можно поступить по-разному: например, из страшного сделать что-то доброе или слабое: в темной комнате «зажечь веселый и радужный светильник», от злой собаки «оградиться забором» или «угостить ее косточкой».
Рисование, как продуктивная деятельность играет важнейшую роль в подготовке детей к школе. В этих видах деятельности формируются качества личности, которые необходимы для последующего обучения в школе. Ребенок учится видеть прекрасное в окружающей жизни, а затем и понимать произведения искусства. Другими словами, рисование наполняет ребенка содержанием, готовит его к жизни в гармонии с окружающим миром.