Лана Харина
Консультация для педагогов ДОУ «Нозологический фактор в работе с детьми ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Приобретение позитивного опыта особенно необходимо детям с ограниченными возможностями здоровья, большинство из которых нуждаются в снятии стрессового состояния и повышении своей самооценки. Развитие эмоционально-волевой и познавательной сфер «особого» ребенка тесно связано с совершенствованием его двигательных функций (особенно мелкой моторики, которые активно развиваются в процессе двигательно- продуктивной деятельности (в том числе ручного труда). Иногда таким образом ребенок может проявить себя и почувствовать состояние успеха. Однако многие педагоги, воспитанники которых — «особые» дети, сталкиваются с проблемой выбора не наносящих вреда детскому здоровью видов деятельности.
Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „Нозологический фактор в работе с детьми ОВЗ“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Прежде чем разрабатывать программу по работе с «особыми» детьми нужно учитывать нарушения по нозологическому фактору. Делают это педагогические работники и медицинский работник, которые имеют соответствующую квалификацию для работы сданным ограничением здоровья детей» (ФГОС ДО, р. III, п. 3.4.3). Проводятся осмотр и консультация врача-педиатра, врача-невролога, врача по лечебной физкультуре, психолога и логопеда. На совете специалистами (педагоги и медики) определяется индивидуальный выбор для каждого ребенка соответствующих видов деятельности и форм ее организации в соответствии с нозологическим фактором.
Атопический дерматит
Ограничения по видам деятельности:
все виды деятельности, связанные с воздействием раздражающих факторов :
лепка из пластилина,
папье-маше,
фитоживопись,
аппликация из природных ма-
териалов,
вязание из шерстяной пряжи,
прочие виды деятельности, связанные с применением потенциально аллергенных веществ (клей, краска и пр.).
Рекомендованные виды деятельности:
* оригами,
* моделирование из бумаги,
* шитье,
* вышивка,
* бисероплетение,
* лоскутная техника,
* аппликация из ткани,
* мягкая игрушка.
Специальные указания: максимально ограничить возможные контакты с аллергенами; постоянный контроль со стороны врача.
Бронхиальная астма
Ограничения по видам деятельности:
мягкая игрушка,
фитоживопись,
гарденотерапия,
аранжировка цветов,
работа с сухоцветами,
вязание с использованием вор-
совой пряжи типа мохера.
Рекомендованные виды деятельности:
* лоскутная техника,
* шитье,
* вязание крючком, спицами (хлопок, вискоза, нитки без ворса,
* лепка из глины,
* папье-маше,
* аппликация из ткани,
* оригами,
* моделирование из бумаги,
* вязаная игрушка,
* бисероплетение.
Специальные указания: обязательно соблюдать режим проветривания и влажной уборки; избегать контакта с аллергенами.
ДЦП
Ограничения по видам деятельности: особых ограничений нет, если только они не обусловлены сопутствующими заболеваниями и степенью ограничения подвижности.
Рекомендованные виды деятельности: все виды деятельности, способствующие развитию тонкомоторных движений.
Специальные указания
Составить индивидуальную программу освоения того или иного вида деятельности с учетом ограничения подвижности в суставах.
Увеличить время подготовительного этапа.
Предусмотреть максимально возможную адаптацию вида деятельности для освоения конкретным ребенком.
При необходимости использовать специальные приспособления типа вертикализатора и т. п.
Заболевания ЖКТ
Ограничения по видам деятельности: особых ограничений нет.
Рекомендованные виды деятельности: все виды деятельности (при отсутствии ограничений по сопутствующим заболеваниям).
Нарушения осанки (сколиоз и т. п.)
Ограничения по видам деятельности: особых ограничений нет.
Рекомендованные виды деятельности: все виды деятельности (при отсутствии ограничений по сопутствующим заболеваниям).
Специальные указания
Обязательно ввести физкультурные паузы.
Постоянно контролировать позы, положение стопы.
Противопоказано длительное нахождение в позе сидя.
Энурез
Ограничения по видам деятельности: особых ограничений нет.
Рекомендованные виды деятельности: все виды деятельности (при отсутствии ограничений по сопутствующим заболеваниям).
Специальные указания: избегать психотравмирующие ситуации.
Система занятий по развитию мелкой моторики
Цели
-Добиваться подвижности, гибкости, точности движений пальцев и кистей, т. е. ловкости.
-Формировать и развивать социально-бытовые навыки и умения, необходимые для социализации и адаптации в обществе.
-Учить чувствовать и понимать прекрасное в окружающем мире («профилактика радостью»).
Основные формы работы
1 Индивидуальные коррекционные занятия с ребенком.
2 Занятия с небольшими подгруппами детей, имеющими примерно одинаковый уровень развития мелкой моторики и сформированности определенных навыков.
3 Работа с родителями :
Обучающие занятия для родителей по проведению коррекционных занятий в домашних условиях.
Индивидуальные консультации для родителей.
Система занятий по развитию мелкой моторики — это определенная последовательность занятий с учетом нозологических ограничений с постепенным усложнением материала.
Презентация для педагогов опыта работы по развитию мелкой моторики с учетом нозологического фактора.
Ожидаемые результаты занятий:
Положительная динамика в развитии мелкой моторики рук и координации движений.
Формирование навыков самообслуживания и трудовых навыков.
Положительное влияние на когнитивное развитие ребенка и развитие его эмоционально-волевой сферы.
Развитие творческих способностей, приобщение к искусству.
Формирование стабильного положительного психологического настроя, развитие коммуникабельности.