Киселева Софья Георгиевна
Консультация для педагогов ДОУ «Методика проведения утреннего сбора в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов ДОУ.
«Методика проведения утреннего сбора в детском саду»
В отношении маленьких детей, дошкольников, переоценить значение утра просто невозможно: от того, как проходит пробуждение, утренний туалет, завтрак, зависит настроение на весь последующий день. В ряд этих непременных атрибутов в будние дни добавляется ещё один этап — поход в детский сад.
Темочки:
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Утренний сбор в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) — это своего рода начало рабочего дня маленького человека, которое организуется не самим малышом, а взрослыми: родителями и, конечно, педагогом. Вот почему тонкостям организации приёма и утреннего сбора ребят воспитатели уделяют особое внимание.
Психолого-педагогическая суть процесса
Утренний сбор (групповой сбор или утренний круг) — это режимный момент, являющийся формой организации образовательного процесса при совместной деятельности взрослых и детей, который проводится сразу после завтрака.
Большинство дошкольников (особенно младшего возраста) болезненно переживают приход в детский сад: их рано разбудили, оторвали от дома и любимых игрушек, то есть малыш обижен на всех.
Таким образом, основная цель проведения утреннего сбора — «задать тон» всему дню, то есть создать положительный эмоциональный настрой и вселить в ребёнка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным.
Кроме этого, групповой сбор:
• развивает толерантное отношение к людям;
• формирует первичные представления о понятиях нормы и правилах поведения в обществе;
• позволяет детям почувствовать свою значимость, уверенность в том, что их принимают в кругу сверстников такими, какие они есть.
Задачи
Утренний круг решает целый ряд образовательных задач:
1. Создаёт условия для общения детей и взрослых:
2. Познавательного характера, если речь идёт об обсуждении новой информации, которую малыши получили с момента предыдущей встречи.
3. Делового толка, если говорить о решении организационных вопросов, например, распределении обязанностей при подготовке костюмов к утреннику.
4. Межличностного характера, определяющего взаимодействие детей между собой, а также с педагогом.
5. Развивает коммуникативные навыки и способность планировать собственную деятельность. Иными словами, ребята учатся правильно строить разговор (к примеру, давать возможность высказаться товарищу, привыкают к режиму дня (например, переодевание по приходу в сад, расставание с родителем, игры, подготовка к завтраку и т. д.).
6. Нарабатывает у детей опыт понимать эмоциональное состояние других людей, то есть развивает эмпатию. Например, видя, что товарищ расстроен, малыш ищет способ его отвлечь, дав любимую игрушку или пригласив вместе поиграть с кубиками.
7. Работает над развитием навыков культурного общения. Малыши, придя в группу, получают комплименты относительно новой одежды, заколки, причёски и т. п. Постепенно дети приучаются так же вести себя со взрослыми: воспитательницей, помощником воспитателя.
8. Обучает аргументированному построению высказываний, отстаиванию своей точки зрения. Например, если обсуждается поступок героев прочитанной накануне сказки или увиденного мультфильма.
9. Развивает умение вычленять из своего опыта интересные события, а также описывать их лаконично, последовательно и логично.
10. Формирует навык коллективного труда, то есть умения распределять обязанности, роли, вырабатывать правила поведения. К примеру, чтобы не затягивать время, дети должны сами определить принцип, по которому будут выбираться ребята, презентующие новости
Составление плана дня
Для малышей этот структурный элемент очень важен, он приучает к дисциплине. Обычно воспитатель озвучивает перечень занятий до обеда и после дневного сна, разъясняет, если необходимо, какие-то непривычные элементы.
Старшие дошкольники могут сами озвучивать все предстоящие виды деятельности.
Воспитатель лишь корректирует последовательность и добавляет мероприятия, которые не являются обыденными для ребят. К примеру, выездной показ кукольного спектакля местного театра, встреча с интересным гостем и пр.
На этом этапе можно использовать такой приём, как презентация. Он особенно актуален, если перед педагогом стоит задача расширить информационное поле текущей темы. К примеру, при рассмотрении темы «Семья» в подготовительной группе в процессе планирования предстоящего дня каждый ребёнок демонстрирует родословное древо, рассказывает о своей семье.
Ряд методистов советует на этапе планирования предлагать детям самим определить, чем они будут заниматься: рисовать, играть или слушать сказку, то есть выбрать центр активности. Обычно для такой «самодеятельности» выделяется 10–15 минут после дневного сна и полдника. Этот приём практикует малышей в принятии ответственных решений.
Итак, утренний сбор состоит из 4 этапов, на которые отводится до получаса (в младших группах — до 15 минут, в средней — до 20, в старших — до 30). Каждый временной отрезок требует использования характерных приёмов. Наглядность (картинки, слайды, игрушки) — эффективный способ заинтересовать малышей в работе, направленной на реализацию поставленных задач.
Сравнивая подходы к организации и проведению утреннего сбора, можно сделать следующие выводы:
• в младших группах новости вписаны в этап планирования деятельности;
• в работе с младшими дошкольниками большую часть утреннего круга озвучивает воспитатель, а дети повторяют за ним (такая форма работы связана с тем, что в возрасте 2–3 лет многие дети ещё не вполне понятно говорят и формулируют свои мысли);
• средней группе новости и планирование происходят в вопросно-ответной форме — педагог «наводит» детей на нужные словесные реакции;
• в старшей группе игры приобретают характер психогимнастики;
• в подготовительной группе наблюдается аналитический подход к каждому из этапов (дети объясняют тот или иной выбор, свою оценку)
Примеры утренних сборов ДОУ для разных возрастных групп
Содержание сбора
Первая младшая
1. Приветствие. (Дети сидят на паласе).
Кто-то у нас в уголочке маленький сидит и тихонечко пищит. (Мышка).
(Дети прислушиваются и отгадывают).
2. Игра с мышонком. Маленький мышонок потерялся.
Надо маму отыскать и скорей её позвать.
(Дети на картинках с изображением животных ищут мышку).
3. Знакомство.
Маму — мышку мы нашли,
Мышонок успокоился.
Пора и познакомиться.
(Дети называют мышонку свои имена).
4. Игра с заводной мышкой.
Мышка с вами познакомилась,
А теперь хочет играть,
От вас быстро убегать.
(Дети догоняют заводную мышку).
5. Игра с цветными картинками «Найди домик для мышат».
Цветные мышки по поляне побежали
И свои норки потеряли.
(Дети ставят мышек в домики по цвету).
6. Конструирование «Дом для мышонка».
В поле у мышонка есть норка. А в нашей группе ему негде жить. Давайте построим ему домик. (Дети строят мышонку домик из конструктора).
7. Подвижная игра «Кошки-мышки».
Мышонок любит не только с мышатами играть, но и от кошки убегать.
(Дети бегают по паласу. При слове «кошка» бегут прятаться в «домик»).
8. Игра «Покажи свой стульчик».
Мышонок устал играть,
Он хочет отдыхать.
Кто хочет мышонку свой стул показать?
(Дети находят свои стульчики по картинкам и показывают мышонку).
9. Словесная игра: «Во что мы поиграем».
Мышонок хочет узнать,
Во что будем мы играть.
(Дети по очереди показывают и рассказывают, во что они будут играть самостоятельно).
Мышонок на свободном стульчике посидит и на вас поглядит.
Хватит нашим игрушкам скучать. Идите, ребята, скорее играть.
(Дети расходятся по группе играть).
Вторая младшая
1. Приветствие.
Я проснусь, затороплюсь, быстро в садик соберусь,
В группе книжки и игрушки и любимые подружки.
2. Игра «Улыбка».
Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы.
3. Пальчиковая гимнастика.
Мой Мизинчик, где ты был?
С Безымянным щи варил,
А со Средним кашу ел, с Указательным запел.
4. Обсуждение: Как называется наша группа? Для чего нам
спальня? Раздевалка? Туалетная? Игровая? Что мы делаем в
этих комнатах? Что есть в спальне и т. д. ?
5. Показ картины «В детском саду».
Кого вы видите на картине? Как вы думаете, это спальня?
Как называется эта комната?
Средняя
1. Звенит колокольчик.
Раз, два, три, четыре, пять — становитесь в круг играть.
Ребята, вот и настал новый день. Пришло время утреннего сбора. Я рада всех вас видеть.
2. Речёвка.
Слева друг и справа друг,
Очень дружный общий круг.
Крепче за руки держитесь,
И друг другу улыбнитесь!
Я предлагаю спеть песенку «Доброе утро»!
(Поют песенку «Доброе утро» с элементами самомассажа).
3. Приветствие.
А теперь, ребята, давайте поприветствуем друг друга (стоя в кругу, дети приветствуют друг друга разными способами).
4. Коммуникативная игра «Я человек».
Играющие стоят парами лицом друг к другу.
Я человек, и ты человек.
У меня нос, и у тебя нос.
У меня щёчки аленькие, и у тебя щёчки аленькие.
У меня губки сладенькие, и у тебя губки сладенькие.
Мы с тобой друзья, мы любим друг друга.
(Дети выполняют движения по тексту, дотрагиваясь до
своего лица, а затем до лица партнёра, в конце пожимают руки и обнимаются).
Ребята, садитесь на ковёр, как вам удобно.
5. Обмен информацией.
Ребята, давайте посчитаем, сколько мальчиков и девочек сегодня присутствуют. Мальчиков мы обозначим синими машинками, а девочек — красными. (Выкладывают на доске синие и красные машинки).
Кого сегодня больше? Меньше? А кого сегодня нет с нами?
А как вы думаете, почему эти малыши не пришли в детский сад. Как мы сможем узнать, что с ними? (Ответы детей).
Ребята, сегодня второй день недели. Как он называется? А какой день недели был вчера? А какой день недели будет завтра? Какое у нас сейчас время года? Назовите мне приметы осени.
6. Новости.
А теперь пришло время поделиться новостями. Что интересного у вас произошло? (Новостями делятся сегодня девочки).
7. Ребята, я хочу напомнить вам, что тема нашей недели
«Транспорт нашего города». Я предлагаю поиграть в игру
«Где мы были мы не скажем, а что делали покажем». Но так как тема наша посвящена транспорту, то все движения, которые мы будем показывать, должны быть связаны с транспортом. Согласны? (С помощью считалки выбирают водящего и показывают различные движения: едут на
машине, летят на самолёте, путешествуют на поезде и т. д. …
Старшая
(Под музыку Г. Савельева «Большой хоровод» дети вместе с воспитателем садятся по кругу на подушечки).
Приветствие.
В. : Давайте поприветствуем друг друга.
• Я люблю свой детский сад,
В нём полным-полно ребят,
Может, сто, а может, двести,
Хорошо, когда мы вместе!
Все на месте?
Все ли тут?
Повернулись, оглянулись,
И друг другу улыбнулись…
В. : Ребята, Альбина с утра немного грустная. Давайте подарим Альбине хорошее настроение. Как это можно сделать? (Ответы детей: улыбнуться, пожелать что-нибудь доброе). Давайте испечём ей «Весёлый пирог».
Психогимнастика «Весёлый пирог».
• Если стало вдруг кому-то
Очень грустно почему-то,
И не знаешь — как же быть?
Как его развеселить? (Дети мимикой и интонацией передают грусть, пожимают плечами)
Мы возьмём стакан смешинок,
Громкий хохот из корзинок,
Рассыпного смеха ложку
И хихиканья немножко.
Их весёлкой размешай,
В тонкий юмор раскатай,
Обваляй все в прибаутках,
Запекай в горячих шутках.
Кто попробует кусочек —
Непременно захохочет! (Дальше по тексту имитируют приготовление пирога, весело смеются).
В. : Мы с вами не виделись целый вечер и ночь. Кто хотел бы поделиться своими новостями? (Высказывания детей). Ребята, вспомните, над какой темой мы с вами работали прошлую неделю? А что вам больше всего понравилось делать по этой теме? Что запомнилось? (Высказывания детей).
Подготовительная
В. : Ребята, настал новый день. Пришло время утреннего сбора. Я рада всех сегодня видеть. Давайте потрём свои ладошки, почувствуем тепло своих рук, передадим его своим товарищам.
(Воспитатель показывает своими действиями, как можно передать своё тепло. После этого дети повторяют действия педагога).
Ребята, у меня сегодня радостное настроение, и мне очень интересно узнать, с каким настроением вы пришли в детский сад.
(Дети берут свою фотографию и помещают её в выбранный кармашек на стенде «Уголок настроения»).
Ребята, сегодня у всех радостное настроение, и чтобы оно не исчезло, предлагаю поиграть в любую игру. (Дети предложили несколько игр и выбрали игру «Руки-ноги»).
Давайте вспомним правила игры. Один хлопок — команда рукам.
Их нужно поднять или опустить. Два хлопка — команда ногам.
Нужно встать или сесть.
Ребята, у нас есть красивая «Звезда недели». Давайте подумаем, чью фотографию мы поместим в кармашек. Но сначала давайте вспомним правила:
• себя предлагать не надо;
• обязательно нужно объяснить свой выбор;
• выбирать «Звезду недели» нужно от души и сердца, без получения выгоды.
Дети делают и объясняют свой выбор. Помещают фотографию ребёнка в кармашек стенда «Звезда недели».
В. : Ребята, мы не виделись с вами целый день. За это время произошло много интересных событий. Вчера я увидела маленького котёнка. Он так громко мяукал, наверное, потому что был голодный. Я угостила его колбаской. А какие новости есть у вас? Кто хочет рассказать о своих событиях? Давайте сначала расскажут новости девочки, у которых имя начинается на звук «Л».
(Дети делятся своими новостями).
Воспитатель: Ребята, наш утренний сбор завершился. Я надеюсь, что мы весело провели время!
Утренний сбор — важный режимный момент, объединяющий малышей общими эмоциональными впечатлениями и положительным настроем в отношении предстоящего дня. Эти факторы способствуют более тесному контакту педагога со всеми воспитанниками группы, а также с родителями, которые могут оценить эффективность группового сбора по тому, с какой охотой малыш идёт в детский сад. Таким образом, правильная методически грамотная организация утреннего круга помогает зарядить и детей, и взрослых позитивным отношением к жизни.