Екатерина Тюре
Консультация для педагогов ДОУ «Изучение и закрепление профессий с помощью ментальных карт»
▼ Скачать + Заказать документы
Изучение профессий с помощью ментальных карт
Педагоги в детских садах и других дошкольных образовательных учреждениях могут используют на занятиях с детьми так называемые интеллект-карты ( другие названия: ментальные карты, умные карты, карты ума, схема мышления, карта памяти и другие). Схемы, представленные в виде картинок, помогают детям лучше усваивать материал и развивать мыслительные навыки.
Темочки:
- Интеллект-карты. Методика ментальных карт Тони Бьюзена
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Профессии. Консультации
- Темочки
Что такое интеллект-карта и для чего она нужна
Понятие «интеллект-карты» (mind maps) ввел психолог из Великобритании, автор методик запоминания, креативности и организации мышления, автор и соавтор более 100 книг Тони Бьюзен. В своей практике педагога он выделял два направления деятельности: изучение и понимание возможностей мозга и его потенциала (память, мышление, творчество, навыки чтения и т. д.) и разработка методик по улучшению функций головного мозга у пожилых людей.
Использовать карты ума в работе с дошколятами предложила кандидат педагогических наук Валентина Михайловна Акименко (логопед, доцент кафедры специальной педагогики и предметных методик).
Интеллект-карты создают для отображения в рисунках и схемах эффективных способов запоминать, ассоциировать, активизировать способности к запоминанию информации и решению различных интеллектуальных задач. Другими словами, mind maps — это представление информации в рисунках. Запоминать новые сведения в таком виде намного проще, чем в любом ином.
Преимущества использования интеллект-карт в ДОУ
Процесс создания интеллект-карты.
Правое полушарие головного мозга отвечает за эмоции, интуицию, помогает охватывать картину мира целиком (создавая образ из разных явлений и деталей). У детей развито именно правополушарное мышление. Левополушарное мышление позволяет изучать мир последовательно, пошагово (сначала одно, потом второе, а лишь потом третье). Такое линейное восприятие растянуто во времени.
Правополушарное мышление доминирует у детей примерно до 10-летнего возраста. Поэтому большинство дошкольников относится к художественному типу, а не мыслительному. Однако важную роль играет развитие особых полушарий для единого психического процесса. Достичь этого помогают интеллектуальные карты.
Когда ребенок составляет или изучает интеллект-карту, у него активны оба полушария головного мозга. К тому же карта ума выглядит красиво, активизирует творческие начала (поиски ассоциаций и изображений при составлении, легко запоминается после зрительного изучения и устного проговаривания, предоставляет возможность корректировки. Творческие и игровые моменты в составлении карт делают занятия для дошколят легкими и увлекательными. Совместное составление и изучение карт мышления помогает ребенку учиться общаться не только со сверстниками, но и со взрослыми.
Использование интеллект-карт также помогает развить :
• мелкую моторику рук;
• любознательность;
• способность к творческой самореализации.
Интеллект-карта напоминает клетку головного мозга (нейрон) с ответвлениями. Человек мыслит не линейно, а структурно и разветвленно. Каждое понятие ассоциативно связано с другим понятием. Поэтому именно интеллект-карты с разветвленной структурой помогают качественно изобразить материал, отразить связи между понятиями и, соответственно, усвоить новую информацию.
Mind maps основаны на ассоциативном мышлении — связи между отдельными и разными представлениями.
Актуальность mind maps
Карты ума помогают педагогам проводить интеграцию речевого, познавательного и социально-коммуникативного развития.
Интеллект-карты развивают у детей такие навыки, как:
• активность;
• любознательность;
• овладение средствами общения;
• овладение способами взаимодействия.
Для чего создают интеллект-карты в ДОУ
Цель составления mind maps — собрать информацию о предмете, объекте или явлении. Во время составления карты педагоги с дошкольниками рассуждают, пополняют словарный запас, анализируют, синтезируют и обобщают сведения.
Интеллект-карты помогают детям развивать связную, логичную, грамотную речь, а также самостоятельно и ясно излагать мысли, выделять главную из них и запоминать изученный материал.
Как правильно делать интеллект-карту
Для создания максимально эффективной, привлекательной, интересной и запоминающейся карты ума следует придерживаться следующих простых правил:
1. Располагать главную идею, предмет в центре листа. Лист лучше развернуть горизонтально, так останется больше места для рисунка.
2. Использовать только цветные карандаши (ручки, маркеры). Каждая ветвь от центрального объекта должна иметь отдельный цвет.
3. С центральной идеей следует соединять главные ветви интеллект-карты, а с ними соединять ветви второго и последующих порядков. Лучше рисовать изогнутые ветви (как у дерева, чем прямые линии. Ветви не должны переплетаться с соседними ветвями.
4. Над каждой ветвью нужно писать только одно ключевое слово.
5. Использовать рисунки, картинки, аппликации и ассоциации. Это поможет детям лучше запомнить и усвоить новую информацию.
6. Деталей на карте может быть бесконечное множество – столько, сколько нужно для полного понимания темы.
Варианты создания карт
Карты ума можно создавать несколькими способами, но в каждом из них главная роль отводится детям. То, что дети делают сами, запоминается проще и лучше:
• ребенок делает ее графически со взрослым или самостоятельно;
• педагог составляет карту, а дети придумывают рассказ и обобщают информацию;
• дети делают интеллектуальные карты с родителями как домашнее задание.
Использование карт ума детьми с нарушениями речи
Работа с дошкольниками, которые имеют нарушения речи, требует от педагога навыков организации образовательного процесса с особенными детьми. Педагог корректирует все компоненты речи, коммуникативную и познавательную деятельность для оптимальной и эффективной адаптации детей к условиям социума.
Интеллектуальные карты как раз способствуют облегчению, систематизации и усвоению детьми знаний, а также развитию речевых способностей.
При работе детей с проблемами речи прежде всего формируются фонематические умения: правильное произношение, овладение звуковым синтезом. Интеллектуальные карты являются помощниками при отработке поставленного звука. С помощью карт дети на индивидуальных занятиях закрепляют правильную артикуляцию звука, автоматизируют его произношение в словах и предложениях, составленных с помощью символов на интеллект-картах.
Карты играют большую роль в соотнесении звука, слова и образа. Ребенок усваивает значение слова в его связке с чувственным восприятием свойств объекта, а овладение обобщенным значением базируется на обобщении чувственных данных. Только так дошкольники овладевают значением слов в любых ситуациях.
Интеллект-карты объединяют в сознании детей с проблемами речи факторы: зрительные образы, помогающие воспроизведению словарного запаса; план высказывания (каждая ветвь на карте) и желание рассказать о том, что наглядно и понятно изображено на карте.
Применение карт ума в дошкольных образовательных учреждениях способствует интеллектуальному развитию дошкольников. Дети улучшают словарный запас, развивают связную речь, развивают фантазию. С помощью интеллектуальных карт ребенок идет в развитии от простых логических операций к сложным и умению анализировать.
Изучение и закрепление профессий с интеллект-картами
Мы продвинулись в работе с ментальными картами не много дальше и решили написать данную статью, чтобы поделится своим опытом с педагогами. С помощью интеллект-карт ребята могут получить не только знания, развитие мышления и памяти, а возможность изучать различные профессии. Из года в год детей можно знакомить с новыми профессиями, при этом придерживаясь календарно-тематического плана, что очень важно в настоящее время.
Сейчас мы постараемся более подробно описать свою работу, для примера возьмем тему недели – «мебель». Вторая младшая группа с понедельник по пятницу, с помощью педагога – заполняет интеллект-карту. Выбираем для детей самое простое – детский столик, стульчик, кроватка, шкафчик (то с чем ребенок уже знаком). Обобщаем все эти предметы и говорим о том, что это всё – мебель. В центре листа воспитатель пишет слово – «Мебель», дети рисуют стрелочки от слова в разные стороны и с помощью педагога наклеивают изображение уже заранее выбранных предметов мебели.
Ближе к концу недели подводим детей к определенной профессии – например, водитель (это тот, кто доставит мебель из мебельного салон и доставит её до дома и т. п.). В пятницу воспитатель вместе с детьми подводит итоги и глядя на интеллект-карту каждый ребенок может рассказать что изучил. Данная карта убирается и хранится в группе, ребята возвращаются к ней ровно через год.
В средней группе, когда повторяется тема недели – «мебель», метальная карта возвращается к детям. Для начала ребята вспоминают что изображено на интеллект-карте и о какой профессии они говорили. Далее её дополняют предметами мебели – диван, журнальный столик, прикроватная тумбочка, и снова ребята знакомятся с профессией, например: грузчик (это тот, кто занесёт мебель из грузовой машины в дом и т. п.). В старшей группе ментальная карта снова расширяется – можно добавить кухонный гарнитур, стол и стулья для кухни, и к примеру изучить профессию мебельщик (это тот, кто собирает и подготавливает мебель для клиентов).
В подготовительной к школе группе на интеллект-карту можем нанести такую мебель, как – стол для школьных принадлежностей, стул, комод, шкаф для вещей и др. Вспомнить все профессии, связанные с данной темой. В связи с тем, что ребята уже имеют возможность запоминать больше, мы можем изучить ещё несколько профессий. Например – столяр (это тот, кто подготавливает древесину для мебели); плотник (это тот, кто подготавливает доски и бревна для строительства дома, куда мы и устанавливаем мебель); а так же можно проговорить с детьми, что профессия продавец, тоже затрагивает тему «мебель», ведь в мебельном салоне покупателям поможет подобрать необходимую мебель, цветовую гамму, обговорить доставку – именно продавец.
Ментальные карты создаются не просто так, глядя на нее, дети любого возраста могут рассказать, какая тема недели, была пройдена, про что они говорили и какую профессию смогли изучить. Таким образом, мы расширяем словарный запас детей, развиваем память, логическое мышление, кругозор и знания о различных профессиях. Мы считаем, что в дальнейшем эти знания позволят ребят легче определится с той или иной профессией, которая на протяжении всей жизни будет приносить только радость!