Получи документы

Консультация для педагогов ДОУ  «Изучение и закрепление профессий с помощью ментальных карт»

Екатерина Тюре
Консультация для педагогов ДОУ  «Изучение и закрепление профессий с помощью ментальных карт»
▼ Скачать + Заказать документы

Изучение профессий с помощью ментальных карт

Педагоги в детских садах и других дошкольных образовательных учреждениях могут используют на занятиях с детьми так называемые интеллект-карты ( другие названия: ментальные карты, умные карты, карты ума, схема мышления, карта памяти и другие). Схемы, представленные в виде картинок, помогают детям лучше усваивать материал и развивать мыслительные навыки.

Публикация «Консультация для педагогов ДОУ  „Изучение и закрепление профессий с помощью ментальных карт“» размещена в разделах

Что такое интеллект-карта и для чего она нужна

Понятие «интеллект-карты» (mind maps) ввел психолог из Великобритании, автор методик запоминания, креативности и организации мышления, автор и соавтор более 100 книг Тони Бьюзен. В своей практике педагога он выделял два направления деятельности: изучение и понимание возможностей мозга и его потенциала (память, мышление, творчество, навыки чтения и т. д.) и разработка методик по улучшению функций головного мозга у пожилых людей.

Использовать карты ума в работе с дошколятами предложила кандидат педагогических наук Валентина Михайловна Акименко (логопед, доцент кафедры специальной педагогики и предметных методик).

Интеллект-карты создают для отображения в рисунках и схемах эффективных способов запоминать, ассоциировать, активизировать способности к запоминанию информации и решению различных интеллектуальных задач. Другими словами, mind maps — это представление информации в рисунках. Запоминать новые сведения в таком виде намного проще, чем в любом ином.

Преимущества использования интеллект-карт в ДОУ

Процесс создания интеллект-карты.

Правое полушарие головного мозга отвечает за эмоции, интуицию, помогает охватывать картину мира целиком (создавая образ из разных явлений и деталей). У детей развито именно правополушарное мышление. Левополушарное мышление позволяет изучать мир последовательно, пошагово (сначала одно, потом второе, а лишь потом третье). Такое линейное восприятие растянуто во времени.

Правополушарное мышление доминирует у детей примерно до 10-летнего возраста. Поэтому большинство дошкольников относится к художественному типу, а не мыслительному. Однако важную роль играет развитие особых полушарий для единого психического процесса. Достичь этого помогают интеллектуальные карты.

Когда ребенок составляет или изучает интеллект-карту, у него активны оба полушария головного мозга. К тому же карта ума выглядит красиво, активизирует творческие начала (поиски ассоциаций и изображений при составлении, легко запоминается после зрительного изучения и устного проговаривания, предоставляет возможность корректировки. Творческие и игровые моменты в составлении карт делают занятия для дошколят легкими и увлекательными. Совместное составление и изучение карт мышления помогает ребенку учиться общаться не только со сверстниками, но и со взрослыми.

Использование интеллект-карт также помогает развить :

• мелкую моторику рук;

• любознательность;

• способность к творческой самореализации.

Интеллект-карта напоминает клетку головного мозга (нейрон) с ответвлениями. Человек мыслит не линейно, а структурно и разветвленно. Каждое понятие ассоциативно связано с другим понятием. Поэтому именно интеллект-карты с разветвленной структурой помогают качественно изобразить материал, отразить связи между понятиями и, соответственно, усвоить новую информацию.

Mind maps основаны на ассоциативном мышлении — связи между отдельными и разными представлениями.

Актуальность mind maps

Карты ума помогают педагогам проводить интеграцию речевого, познавательного и социально-коммуникативного развития.

Интеллект-карты развивают у детей такие навыки, как:

• активность;

• любознательность;

• овладение средствами общения;

• овладение способами взаимодействия.

Для чего создают интеллект-карты в ДОУ

Цель составления mind maps — собрать информацию о предмете, объекте или явлении. Во время составления карты педагоги с дошкольниками рассуждают, пополняют словарный запас, анализируют, синтезируют и обобщают сведения.

Интеллект-карты помогают детям развивать связную, логичную, грамотную речь, а также самостоятельно и ясно излагать мысли, выделять главную из них и запоминать изученный материал.

Как правильно делать интеллект-карту

Для создания максимально эффективной, привлекательной, интересной и запоминающейся карты ума следует придерживаться следующих простых правил:

1. Располагать главную идею, предмет в центре листа. Лист лучше развернуть горизонтально, так останется больше места для рисунка.

2. Использовать только цветные карандаши (ручки, маркеры). Каждая ветвь от центрального объекта должна иметь отдельный цвет.

3. С центральной идеей следует соединять главные ветви интеллект-карты, а с ними соединять ветви второго и последующих порядков. Лучше рисовать изогнутые ветви (как у дерева, чем прямые линии. Ветви не должны переплетаться с соседними ветвями.

4. Над каждой ветвью нужно писать только одно ключевое слово.

5. Использовать рисунки, картинки, аппликации и ассоциации. Это поможет детям лучше запомнить и усвоить новую информацию.

6. Деталей на карте может быть бесконечное множество – столько, сколько нужно для полного понимания темы.

Варианты создания карт

Карты ума можно создавать несколькими способами, но в каждом из них главная роль отводится детям. То, что дети делают сами, запоминается проще и лучше:

• ребенок делает ее графически со взрослым или самостоятельно;

педагог составляет карту, а дети придумывают рассказ и обобщают информацию;

• дети делают интеллектуальные карты с родителями как домашнее задание.

Использование карт ума детьми с нарушениями речи

Работа с дошкольниками, которые имеют нарушения речи, требует от педагога навыков организации образовательного процесса с особенными детьми. Педагог корректирует все компоненты речи, коммуникативную и познавательную деятельность для оптимальной и эффективной адаптации детей к условиям социума.

Интеллектуальные карты как раз способствуют облегчению, систематизации и усвоению детьми знаний, а также развитию речевых способностей.

При работе детей с проблемами речи прежде всего формируются фонематические умения: правильное произношение, овладение звуковым синтезом. Интеллектуальные карты являются помощниками при отработке поставленного звука. С помощью карт дети на индивидуальных занятиях закрепляют правильную артикуляцию звука, автоматизируют его произношение в словах и предложениях, составленных с помощью символов на интеллект-картах.

Карты играют большую роль в соотнесении звука, слова и образа. Ребенок усваивает значение слова в его связке с чувственным восприятием свойств объекта, а овладение обобщенным значением базируется на обобщении чувственных данных. Только так дошкольники овладевают значением слов в любых ситуациях.

Интеллект-карты объединяют в сознании детей с проблемами речи факторы: зрительные образы, помогающие воспроизведению словарного запаса; план высказывания (каждая ветвь на карте) и желание рассказать о том, что наглядно и понятно изображено на карте.

Применение карт ума в дошкольных образовательных учреждениях способствует интеллектуальному развитию дошкольников. Дети улучшают словарный запас, развивают связную речь, развивают фантазию. С помощью интеллектуальных карт ребенок идет в развитии от простых логических операций к сложным и умению анализировать.

Изучение и закрепление профессий с интеллект-картами

Мы продвинулись в работе с ментальными картами не много дальше и решили написать данную статью, чтобы поделится своим опытом с педагогами. С помощью интеллект-карт ребята могут получить не только знания, развитие мышления и памяти, а возможность изучать различные профессии. Из года в год детей можно знакомить с новыми профессиями, при этом придерживаясь календарно-тематического плана, что очень важно в настоящее время.

Сейчас мы постараемся более подробно описать свою работу, для примера возьмем тему недели – «мебель». Вторая младшая группа с понедельник по пятницу, с помощью педагога – заполняет интеллект-карту. Выбираем для детей самое простое – детский столик, стульчик, кроватка, шкафчик (то с чем ребенок уже знаком). Обобщаем все эти предметы и говорим о том, что это всё – мебель. В центре листа воспитатель пишет слово – «Мебель», дети рисуют стрелочки от слова в разные стороны и с помощью педагога наклеивают изображение уже заранее выбранных предметов мебели.

Ближе к концу недели подводим детей к определенной профессии – например, водитель (это тот, кто доставит мебель из мебельного салон и доставит её до дома и т. п.). В пятницу воспитатель вместе с детьми подводит итоги и глядя на интеллект-карту каждый ребенок может рассказать что изучил. Данная карта убирается и хранится в группе, ребята возвращаются к ней ровно через год.

В средней группе, когда повторяется тема недели – «мебель», метальная карта возвращается к детям. Для начала ребята вспоминают что изображено на интеллект-карте и о какой профессии они говорили. Далее её дополняют предметами мебели – диван, журнальный столик, прикроватная тумбочка, и снова ребята знакомятся с профессией, например: грузчик (это тот, кто занесёт мебель из грузовой машины в дом и т. п.). В старшей группе ментальная карта снова расширяется – можно добавить кухонный гарнитур, стол и стулья для кухни, и к примеру изучить профессию мебельщик (это тот, кто собирает и подготавливает мебель для клиентов).

В подготовительной к школе группе на интеллект-карту можем нанести такую мебель, как – стол для школьных принадлежностей, стул, комод, шкаф для вещей и др. Вспомнить все профессии, связанные с данной темой. В связи с тем, что ребята уже имеют возможность запоминать больше, мы можем изучить ещё несколько профессий. Например – столяр (это тот, кто подготавливает древесину для мебели); плотник (это тот, кто подготавливает доски и бревна для строительства дома, куда мы и устанавливаем мебель); а так же можно проговорить с детьми, что профессия продавец, тоже затрагивает тему «мебель», ведь в мебельном салоне покупателям поможет подобрать необходимую мебель, цветовую гамму, обговорить доставку – именно продавец.

Ментальные карты создаются не просто так, глядя на нее, дети любого возраста могут рассказать, какая тема недели, была пройдена, про что они говорили и какую профессию смогли изучить. Таким образом, мы расширяем словарный запас детей, развиваем память, логическое мышление, кругозор и знания о различных профессиях. Мы считаем, что в дальнейшем эти знания позволят ребят легче определится с той или иной профессией, которая на протяжении всей жизни будет приносить только радость!

Публикации по теме:

Консультация «В мире профессий»Консультация «В мире профессий» Знакомство ребенка с миром профессий не только способствует формированию у него теоретических (пассивных) знаний, но и дает возможность.

Интеллект-карта «Россия». Рекомендации для педагогов по созданию интеллект-карт в детском садуИнтеллект-карта «Россия». Рекомендации для педагогов по созданию интеллект-карт в детском саду Интеллект- карта, карта мыслей или ассоциаций- это способ записи мыслей с помощью схем. В работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Интеллект-карта «Россия». Рекомендации для педагогов по созданию интеллект-карт в детском садуИнтеллект-карта «Россия». Рекомендации для педагогов по созданию интеллект-карт в детском саду Интеллект-карта «Россия». Рекомендации для педагогов по созданию интеллект-карт в детском саду Интеллект- карта (карта мыслей или ассоциаций).

Из опыта работы «Обучение детей творческому рассказыванию и сочинению сказок с помощью карт Проппа»Из опыта работы «Обучение детей творческому рассказыванию и сочинению сказок с помощью карт Проппа» Из опыта работы "Обучение детей творческому рассказыванию и сочинению сказок с помощью карт Проппа" Руденко Л. В. Работая с детьми, я обратила.

Изучение лексической темы «Животные» на логопедических занятиях с помощью методики «Играем в карты»Изучение лексической темы «Животные» на логопедических занятиях с помощью методики «Играем в карты» В колоде собраны животные с названиями: домашние, дикие, морские животные, насекомые). Игроков может быть 2-10. Взрослый или ребенок раздает.

Консультация для педагогов «Автоматизация звуков в игровых упражнениях с помощью картинок»Консультация для педагогов «Автоматизация звуков в игровых упражнениях с помощью картинок» Автоматизация звука порой очень кропотливый процесс. Просто проговаривать речевой материал скучно. И не всегда можно предложить ребенку.

Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание детей ДОУ с помощью музыки»Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание детей ДОУ с помощью музыки» Патриот - это тот человек, который любит своё Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.

Консультация для педагогов «Развитие познавательной активности с помощью театрализованной игры»Консультация для педагогов «Развитие познавательной активности с помощью театрализованной игры» Театрализованные игры очень помогают не только в развитии творческих способностей ребенка. но и способствуют познавательному развитию:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов ДОУ  «Изучение и закрепление профессий с помощью ментальных карт»
Опубликовано: 28 мая 2024 в 07:16
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов ДОУ  «Изучение и закрепление профессий с помощью ментальных карт»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Тюре в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД