Наталья Ефимова
Консультация для педагогов ДОУ «Формирование основ толерантности у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов ДОУ
«Формирование основ толерантности
у детей дошкольного возраста»
музыкальный руководитель
Ефимова Н. Н.
В современном мире проблема проявления толерантности стоит очень остро, поскольку мы живем в многонациональном обществе, в век глобализации, интеграции, масштабных миграций. В интересах мирового сотрудничества необходимо, чтобы как отдельные люди, так и общности, нации признавали многообразие культур всечеловеческого общества. То-лерантность является не только важным принципом, но и необходимым условием мира и социально-экономического развития всех народов нашей большой планеты.
Сам термин «толерантность» появился в языке как калька с фамилии известного французского государственного деятеля Шарля Мориса де Та-лейрана-Перигора (1754—1838 гг., министра иностранных дел Франции. Талейран прославился тем, что все переговоры, которые он проводил как министр-переговорщик, заканчивались миром.
Что же включается в понятие «толерантность?
Социологическая энциклопедия определяет толерантность (от лат. tolerantia — терпение) как культурную норму и необходимость толерант-ного отношение индивида, социальной группы или общества в целом к ин-тересам, убеждениям, верованиям, привычкам других людей или сооб-ществ.
В Современном философском словаре определено, что толерант-ность — «термин современной философии, означающий воздержание от употребления силы для предотвращения отклонений во мнениях, верова-ниях, поведении другого человека или группы людей».
В Философском словаре по правам человека подчеркивается, что «толе-рантность» не есть терпимость или снисходительность. Она — активное признание прав и свобод любого человека, безотносительно к его этниче-ским, религиозным или гендерным особенностям.
«Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира» – так говорит Декларация принципов толерантности, принятой в 1995 г. Генеральной Конференцией ЮНЕСКО.
В педагогической литературе на сегодня самым популярным опреде-лением толерантности является следующее: «Толерантность — это способ-ность индивида без возражений и противодействия воспринимать отлича-ющиеся от его собственных мнения, образ жизни, характер поведения и какие-либо иные особенности других индивидов».
Вообще, педагогике отводится огромная роль в утверждении прин-ципов толерантности. Во всеобщей декларации прав человека ООН опре-делено: «Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимо-сти, дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должно содействовать деятельности ООН по поддержанию мира».
В дошкольном возрасте закладываются исходные моральные ценно-сти, нормы поведения, происходит формирование представлений о значи-мости человеческого достоинства, понимание ценности своей личности и других людей, воспитывается уважение к ним, чувство солидарности и стремление к сотрудничеству, умение ненасильственного разрешения кон-фликтов, а также происходит активное усвоение ребенком знаний о мире, о взаимоотношениях между людьми, знакомство с социальными ролями и ценностями общества. Д. Б. Эльконин отмечал особую ответственность до-школьного периода детства в том, что в течение его происходит интенсив-ная ориентировка ребенка в социальных отношениях между людьми, в трудовых функциях, общественных мотивах и задачах их деятельности.
Ученые многих стран считают, что воспитывать уважительное отно-шение к другим людям, проявление к ним интереса просто необходимо с дошкольного возраста, когда ребенок «открыт» влиянию культур. Ведь именно в дошкольном возрасте у ребенка ярко проявляется эмоциональ-ная отзывчивость, открытость, доверчивость и отсутствие этнических сте-реотипов, что позволяет ему вступать в свободное общение с людьми раз-ных национальностей.
Свое отношение к человеку иной национальности начинает форми-роваться у ребенка примерно с 4 лет, основываясь на элементарных про-явлениях общечеловеческих чувств и непредубежденных знаниях, при этом своеобразие национального лишь подчеркивает значи-мость общечеловеческого. Обычно дети старшего дошкольного возраста не вступают в конфликт с людьми других национальностей. Вместе с тем часто замечаются проявления и иного отношения: осмеяние, передразни-вание, опасение и т. д. В их основе лежат следующие факторы:
- копирование взрослых;
— детская непосредственность;
— ограниченный жизненный опыт;
— отсутствие представлений о людях других национальностей и их куль-туре, общения с ними;
— детская бестактность и т. д.
Россия — многонациональное государство, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному, доброму отношению к представите-лям других культур. Главная задача государства и общества по отноше-нию к детям – обеспечить оптимальные условия для развития их индиви-дуальных способностей, возможности саморегуляции вне зависимости от психофизических особенностей, т. е. защищать права каждого ребенка на любом этапе его развития и формировать у него основы уважительного отношения к правам окружающих, приобщать к общечеловеческим цен-ностям.
Поэтому задача современного образовательного учреждения состо-ит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определен-ным багажом знаний, умений и навыков, но люди самостоятельные, обла-дающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции.
Цель воспитания толерантности - воспитание у дошкольников по-требности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиоз-ной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и пове-дения.
Педагогам дошкольных образовательных учреждений, конечно сов-местно с родителями необходимо сформировать две группы толерантных качеств:
- группу психических толерантных качеств, к которым относятся:
отсутствие равнодушия и безразличия к другим, эмпатия, соразделенность чувств и эмоций, позитивно-эмоциональное отношение к другим, отсут-ствие озлобленности и враждебности к другим;
- группу духовно-нравственных толерантных качеств, к которым отно-сятся: открытость к другим, миролюбие, стремление к компромиссам, от-сутствие судейской позиции по отношению к другим, осуждение пороков, а не их носителей, совестливость, стремление превратить «других чужих» в «других своих», способность к прощению и взаимопониманию, призна-ние права других на свободный выбор, вплоть до права совершения ими заблуждений и ошибок, отношение к человеку как к ценности, ответствен-ность за себя и других, а также уважение к другим.
Воспитание толерантности может успешно осуществляться в различ-ных доступных и интересных дошкольнику видах деятельности - игровой, трудовой, музыкадбно-художественной и учебно-познавательной деятель-ности.
Поскольку формирование толерантности у человека проходит ряд стадий, можно условно выделить уровни проявления толерантности:
- когнитивный - знание ребенком основных законов или правил человеческого общения, понятия и принципов толерантности;
- эмоционально-оценочный - осознание того, что мир неодноро-ден, признание права на отличие;
- поведенческо-рефлексивный - устойчивое проявление толе-рантности в поведении при различных ситуациях, на основе уважения другого человека, его прав; критическое отношение к своему поведению, самоанализ, рефлексия.
На основе выделенных уровней, а также опираясь на положения оте-чественной педагогики и психологии в области нравственного воспитания, можно выделить следующие этапы воспитания толерантности:
1. Знакомство дошкольников с основными законами и правила-ми человеческого общежития, с правами человека. Основными условиями на этом этапе являются: наличие адаптированных текстов, владение взрос-лыми соответствующими знаниями, изменение воспитательной среды до-школьного учреждения в соответствии с правами детей, создание атмосфе-ры уважения к личности ребенка, формирование у него чувства самоцен-ности личности в сочетании с признанием прав окружающих на ответное уважение и доверие. 2. Закрепление полученных представлений, на основании которых должно сформироваться эмоционально-оценочное от-ношение к поведению людей. На данном этапе эффективными являются: самостоятельное выделение детьми ситуаций, в которых происходит нарушение прав; примеры нетолерантного отношения, оценка их; проиг-рывание ситуаций, упражнение детей в положительных формах поведения; личный пример взрослого.
3. Формирование устойчивого толерантного поведения. Само-стоятельное оценивание ребенком собственных действий и поступков. Об-ращенность на самого себя. Важно, чтобы дети поняли, что от поведения каждого из них зависит многое. Так же необходимо показать дошкольни-кам пути противостояния насилию, жестокости, несправедливости, как и в какой форме можно не допустить этого. Встать на чью-либо сторону, за-щитить не только свои интересы, если возникнет необходимость. На дан-ном этапе используются игровая, практическая деятельность, поощрение проявления толерантности, создание ситуаций.
Все эти этапы воспитания толерантности конечно, полностью не реа-лизуются в дошкольном детстве, а только закладываются их основы, ведь толерантность как качество личности может сформироваться при условии сформированных нравственных ценностей, таких как:
- нравственные убеждения, мировоззрени, требования и нормы обще-ственной морали;
- чувство патриотизма;
- уважения к старшим, товарищества и дружбы со сверстниками, заботы и внимания к окружающим людям;
- умение сопереживать, сочувствовать окружающим людям;
- ответственное отношение к своим трудовым поступкам, тщательность в работе, дисциплинированность, ответственность в труде, трудолюбие;
- умения и навыки трудиться и жить в коллективе, подчинять свои личные интересы общественным;
- принципиальность и стойкость в убеждениях, правдивость, целеустрем-ленность и творческое отношение к труду, непримиримость к несправед-ливости;
- навыки миротворческой культуры поведения.
Приступать к работе по толерантному воспитанию необходимо од-новременно с двух сторон:
- просвещение взрослых;
- приобщение малышей к освоению ненасильственных методов межлич-ностной коммуникации.
Итак, при формирования у дошкольников основ толерантности:
— у детей складываются первые моральные суждения и оценки своего и чужого поведения;
— возникает первоначальное понимание своей и чужой психоло-гической границы;
— возрастает действенность толерантного поведения;
— возникает сознательная нравственность, то есть поведение ре-бенка начинает опосредоваться нравственной нормой.
Толерантность. Что это такое? –
Если спросит кто-нибудь меня,
Я отвечу – это все земное,
То, на чем стоит планета вся.
Толерантность – это люди света,
Разных наций, веры и судьбы
Открывают что-то, где-то,
Радуются вместе. Нет нужды
Опасаться, что тебя обидят
Люди цвета кожи не твоей,
Опасаться, что тебя унизят
Люди на родной земле твоей.
Ведь планета наша дорогая
Любит всех нас, белых и цветных.
Будем жить, друг друга уважая,
Толерантность – слово для живых.