Татьяна Храмченко
Консультация для педагогов ДОУ «Чем хороши игры и упражнения по развитию диалога?»
Диалог – это беседа нескольких людей, не меньше двух. Цель беседы – спросить о чём-то и вызвать на ответ, побудить к какому-то действию. Диалог – разговор, беседа – является основной формой речевого общения ребёнка со взрослыми и сверстниками. Обучение диалогической, или разговорной, речи проходит в форме беседы (разговора, т. е. обмена репликами между взрослым и ребёнком или между самими детьми.
Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „Чем хороши игры и упражнения по развитию диалога?“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2020
В работе по формированию диалогической речи используются следующие методы и приё мы:
1. разговор (неподготовленная беседа);
2. беседа (на специальных занятиях);
3. театрализованная деятельность;
4. сюжетно-ролевые игры;
5. словесные игры.
Разговорная речь – наиболее простая форма устной речи. Она поддерживается собеседниками, ситуативна и эмоциональна, т. к. разговаривающие используют различные выразительные средства: жесты, взгляды, мимику, интонации.
Пути влияния педагога на разговорную речь детей очень разнообразны. Основным средством является руководство разговорной речью детей в повседневной жизни, в основном в реальных жизненных ситуациях общения. Также можно использовать для этого режимные моменты (время прихода детей, умывание, одевание, прогулки). Но педагог должен заранее наметить наиболее близкие и доступные темы разговоров, которые ребёнок может сразу поддержать.
Кроме таких кратких разговоров, вызываемых обстоятельствами, педагог предусматривает разговоры, которые он планирует как педагогический приём. Такие разговоры могут быть индивидуальными и коллективными. В коллективных разговорах детям предлагается дополнить, поправить товарища, переспросить или расспросить собеседника.
Для формирования навыков разговорной речи используется приём словесных поручений. При этом педагог даёт образец словесной просьбы. Для развития начальных форм речи-собеседования педагог организует совместное рассматривание картинок, детских рисунков, книг. Общение детей проходит в играх, труде. Ролевые игры («в семью», «в магазин») закрепляют навыки разговорной речи.
Специальные занятия по развитию диалогической связной речи проводятся методом беседы и методом имитации. Указанные методы реализуются: 1) приёмами подготовленной беседы, 2) приёмами театрализации (имитации и пересказа).
Беседа имеет задачи: прямую – научить детей беседовать, т. е. выслушивать собеседника, не перебивать его, сдерживать себя, ожидая, когда удобно вставить реплику, стараться говорить понятно для собеседника; сопутствующую – отрабатывать навыки произносительные и грамматические, уточнять смысл известных детям слов. Чаще используют беседы воспроизводящие и обобщающие. Это итоговые занятия, на которых систематизируются имеющиеся у детей знания, осуществляется анализ ранее накопленных фактов.
Беседа как метод обучения используется в основном в старшей и подготовительной группах. Темы бесед намечаются в соответствии с программой ознакомления с окружающим. Важно, чтобы дети имели достаточно впечатлений, живого опыта по предлагаемой теме, чтобы накопленный материал будил положительно-эмоциональные воспоминания. Характер беседы должен быть непринуждённым, естественным.
В каждой беседе чётко выделяются такие структурные компоненты, как начало, основная часть, окончание. Начало беседы, его цель – вызвать, оживить в памяти детей полученные ранее впечатления, по возможности образные и эмоциональные. В начале беседы формулируется тема (цель) предстоящего разговора, объясняется её важность, мотивы её выбора.
Основная часть беседы может быть разделена на микротемы или этапы. Каждый этап соответствует законченному разделу темы, т. е. осуществляется анализ темы по узловым моментам. Конец беседы краток по времени, подводит к синтезу темы.
В беседе ведущим приёмом является вопрос. Важную роль в беседе играют вопросы поискового и проблемного характера, требующие умозаключений о связях между объектами (почему? из-за чего? зачем). Важны также вопросы, стимулирующие обобщение. Меньшее место занимают репродуктивные вопросы (что? где? сколько).
В беседе также используются следующие приё мы: объяснение и рассказ педагога, чтение художественных произведений, показ наглядного материала, игровые приёмы.
Приёмы театрализации художественных произведений – сказок, рассказов, стихотворений – это разнообразные приёмы пересказа детьми в лицах тех произведений, которые им прочитал педагог. Для пересказа в лицах лучше использовать произведения, которые включают разговорную диалогическую речь. В детском саду пользуются следующими приё мами театрализации: 1) игра-драматизация, 2) театрализованное представление (театр теней, игрушек, петрушек).
Игра-драматизация – это: 1) дословный пересказ детьми в лицах (по ролям) художественного произведения; 2) свободный пересказ текста (сюжетно-ролевая игра).
Театрализованное представление отличается от игры-драматизации тем, что в нём участвуют дети, знающие наизусть текст художественного произведения, и при этом они пользуются атрибутами театра теней, игрушек, петрушек. Показывают его целью развлечь товарищей.
Игра-драматизация и театрализованное представление используются как методическое средство, активизирующее речь детей: с помощью педагога, а потом и самостоятельно дети включают в «режиссёрскую» игру кукол, вырезанные картинки, охотно говорят за них, тем самым развивая навыки диалогической речи.
Словесные игры также способствуют развитию диалогической речи. Например, в игре «Невпопад» необходимо заменить ответ на заданный вопрос ответом на другую тему.
Игра «Волшебный мешочек». Ребёнку предлагается мешочек, в котором находятся игрушки. Он выбирает любую игрушку, описывает её детям. Ребята должны угадать, какая это игрушка.
Игра «Снежный ком». Ребёнок называет слово, следующий играющий повторяет его слово и придумывает своё. Следующий за ним ребёнок вспоминает предыдущие слова и называет своё слово, и т. д. Тот, кто не называет предыдущие слова, выходит из игры.
Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем». Все дети выполняют заранее придуманные действия, один ребёнок отгадывает, что они делают.
Игра «Антонимы». Педагог называет детям слово, а они в ответ слово-наоборот – слово-антоним. Н: мороз – жара, узкий – широкий, вниз – вверх.
Игра «Скажи по-другому». Педагог называет слова, а дети должны подобрать слова-синонимы. Н: большой – огромный, крупный, громадный; мокрый – сырой, влажный.
Игра «Птицы (звери, рыбы)». Дети стоят по кругу. Ведущий передаё т мяч своему соседу и говорит: «Вот птица. Что за птица?». Тот называет птицу и передаёт мяч другому, задавая тот же вопрос. Одну и ту же птицу нельзя называть дважды.
Игра «Подбери слово». Педагог называет слова, дети дают ответы, подбирая слова, подходящие по смыслу. Н: «Что можно шить?» - платье, пальто, сарафан, сапоги; «Завязывать?» - шапку, платок, шляпу.
Игра «Цепочка слов». Ведущий называет слово и предлагает ребёнку придумать своё слово, которое начинается с последнего звука заданного слова. И т. д. по цепочке дети придумывают слова на последний звук предыдущего слова.