Приложение МААМ

Консультация для педагогов ДОУ «Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников»

оксана кутузова
Консультация для педагогов ДОУ «Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников.

В деятельности дошкольных образовательных учреждений важным моментом является формирование духовно-нравственных ценностей у детей. Данный процесс является достаточно сложным, который длится на протяжении всей жизни. Однако, его основы закладываются в раннем детстве. Период дошкольного возраста является наиболее важным, поскольку в это время происходит формирование у детей представления о своем месте и своей роли в жизни и в обществе, а также его духовно-нравственное сознание и самосознание.

Темочки:

Духовно-нравственные характеристики включают в себя дружбу, уважение, милосердие, доброту, любовь к ближнему, взаимопомощь. Духовно-нравственное воспитание тесно связано с внутренним миром ребенка, принятием духовных ценностей, формированием характера. Ребенок развивается целостно в определенных условиях благодаря взаимодействию с окружающими, приобретая их опыт, нормы морали, образцы поведения. Стремление к духовным ценностям помогает ребенку легче преодолевать жизненные преграды, жить в гармонии с собой и окружающими.

Актуальность данной темы заключается в том, что в условиях современности все чаще отмечается утрата обществом сформированных ранее принципов и норм морали. Именно на данном этапе ребенку необходима всесторонняя поддержка для правильного понимания основ формирования личности, а также духовно-нравственных ценностей в частности, что объясняется стремлением общества передать следующему поколению систему нравственных ценностей.

Духовно-нравственными ценностями называются некие ориентиры, определяющие взаимодействие человека с объектами действительности и регулирующие его поведение, а также являющиеся основой его социальных поступков и личностного выбора

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста является первой и самой важной ступенью в развитии личности ребенка. Именно в этот возрастной период ребенок воспринимает и переживает свои первые духовные и нравственные впечатления, в результате чего образуется опыт, в дальнейшем определяющий его жизненный путь. Отличительной чертой процесса духовно-нравственного развития является длительность и непрерывность, в то время как его результаты отсрочены во времени.

Важнейшими задачами нравственного воспитания детей дошкольного возраста являются формирование нравственных чувств и поведения, положительных навыков, представлений и поступков. Воспитание нравственных чувств у дошкольников зарождается в процессе общения со взрослыми, в результате чего у ребенка происходит представление таких понятий, как привязанность, любовь, совесть и мораль.

Отмечается несколько этапов нравственного становления личности ребенка, а именно: развитие понимания о нравственном качестве (ценности, возникновение мотивов, появление отношения к качеству (ценности, потребность и практическая реализация, которая проявляется в собственных поведении и поступках.

Процесс духовно-нравственного воспитания сложная структура, включающая в себя взаимодействие детей с воспитателем, а также внутри коллектива, которая направлена на достижение должного уровня нравственной воспитанности личности ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

В результате формирования духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста основное место занимают семья и дошкольное образовательное учреждение. Поэтому для эффективного личностного развития необходимо именно взаимодействие этих двух воспитательных институтов. Именно родители закладывают основы нравственности человека, норм поведения, ценностные ориентиры, которые будут для ребенка определяющими в жизни. Помимо вышесказанных духовных качеств семья содействует развитию у ребенка индивидуальности, творческой активности и навыков общения.

Стоит подчеркнуть, что в современном мире помимо произошедших глобальных изменений во всех областях жизни человека, институт семьи переживает сильнейший кризис. Следствием данной ситуации является утрата преемственности традиций и нарушение межпоколенческих связей.

В результате проведения социального опроса «Отношения к семейным традициям в современном обществе», было выявлено уменьшение важности семейных традиций, как составляющей духовно-нравственных ценностей.

данный вопрос потерял свою значимость. Вследствие этого следует подчеркнуть, что очевидно происходит утрата передачи семейных духовно-нравственных ценностей [2].

Первым и особо важным звеном системы образования являются дошкольные образовательные учреждения, где происходит дальнейшее приумножение нравственного опыта. Духовно-нравственное воспитание напрямую объединено с всесторонним развитием ребенка.

На сегодняшний день система дошкольного образования с каждым годом все больше модифицируется. С одной стороны, такие изменения происходят в следствие запросов общества, поэтому они необходимы, с другой стороны – для слишком быстрых изменений не всегда должным образом подготовлена основа для перемен. Предъявляются новые требования к образовательной организации, профессиональной компетенции педагога и воспитателя, профессиональным знаниям, навыкам и умениям, поощряется инновационная деятельность, новаторство в работе.

Проблема формирования у дошкольников нравственных качеств, охватывает все стороны воспитательно-образовательного процесса. В условиях перехода на новую Федеральную государственную программу дошкольного образования, основными задачами духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста является развитие патриотизма и гражданственности; организация гуманного отношения к людям и окружающей природе; формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа; уважение к своей нации и к представителям других национальностей; формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений; воспитание уважительного отношения к труду.

Особую значимость в деятельности воспитателя играет его личностная направленность, которая включает в себя умение создать необходимые условия для ребенка, его развития и социализации. У педагогов дошкольных образовательных учреждений должны присутствовать такие качества, как доброжелательность, принятие, умение правильно строить диалог с детьми, учитывая их особенности и возможности. Личность воспитателя непосредственно влияет на формирование качеств личности ребенка, таким образом, он является духовно-нравственным ориентиром дошкольника [3].

В настоящее время отмечается тенденция снижения воспитательной функции семьи. Поэтому многие родители перекладывают полностью процесс воспитания на дошкольные образовательные учреждения, считая, что фундамент для становления личности ребенка был уже заложен семьей, а дальнейшее его развитие является прямыми обязанностями педагогов. Также важной проблемой отношений между детьми и родителями является отсутствие у последних специализированных знаний в области педагогики и психологии, что приводит к непониманиям в семье, а также дефициту внимания у детей.

Литература :

Снаткина Н. Ю., Тарунина Р. Р., Золотухина Л. И., Воронкова Н. И. Духовно-нравственное воспитание дошкольников в современном мире // Проблемы и вызовы научно-технологического развития в глобализирующемся мире : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 13 декабря 2023г. : Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ, 2023. С. 116-120.

Публикации по теме:

Воспитание духовно-нравственных качеств у младших школьников «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем.

Формирование духовно-нравственных ценностей у детей раннего возраста Русская православная церковь Московский Патриархат Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе.

Формирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушкиФормирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушки Задачи. -Познакомить детей с историей возникновения народных игрушек. -Способствовать проявлению и развитию у детей творческих способностей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов ДОУ «Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников»
Опубликовано: 7 января 2025 в 13:25
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов ДОУ «Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем оксана кутузова (УИ 107501) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
09 января 2025 четверг
10 января 2025 пятница
Международный день благодарности комнатным растениям
Буратино - герой самой популярной детской книги А.Н.Толстого



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД