Ольга Сарайкина
Консультация для педагогов ДОО «Пути реализации задач профориентационной работы с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике.
Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.
Публикация «Консультация для педагогов ДОО „Пути реализации задач профориентационной работы с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.
Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
К выбору своей будущей профессии нужно готовить ребенка с дошкольного возраста. Ему необходимо знать, кем работают его родители, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой выбор.
У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Необходимо развить у него веру в свои силы путем поддержки его начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т. д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Мы должны готовим детей к тому, чтобы они в свое время каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось, могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наши дети:
- понимали, что труд занимает в жизни людей очень важное место
- уважали всех, кто трудится и ценили результаты их труда;
В настоящее время в дошкольных учреждениях существует ряд проблем по ранней профориентации детей :
- потенциальные возможности дошкольников к освоению опыта трудовой деятельности не реализуется в полной мере
- не отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий
- работа педагогов в ДОО по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых не нацелена на современный региональный и муниципальный рынок труда
- нет преемственности в работе детского сада и школы в данном направлении
Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий, а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы).
Анализ специализированной литературы позволяет выделить задачи работы по формированию у детей представлений о труде взрослых для каждой возрастной группы.
Задачи работы с детьми 3-4 лет :
-формировать первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых, простейших трудовых операциях и материалах;
-учить вычленять труд взрослых как особую деятельность, направленную на заботу о людях;
Задачи работы с детьми 4-5 лет :
-формировать представление о профессиях, направленных на удовлетворение потребностей человека и общества;
-формировать представление о сложных трудовых операциях и механизмах;
-формировать первичные представления о мотивах труда людей;
-формировать представления о видах трудовой деятельности, приносящих пользу людям и описанных в художественной литературе;
-учить сравнивать профессии;
-знакомить с наиболее распространёнными видами профессиональной деятельности, связанными с чрезвычайными ситуациями.
Задачи работы с детьми 5-6 лет :
-расширять и систематизировать представления о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости;
-расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека;
-формировать первоначальные представления о труде как экономической категории;
-формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы;
-систематизировать знания о труде людей в разное время года;
-знакомить с трудом людей творческих профессий : художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства.
Задачи работы с детьми 6-7 лет :
-расширять и систематизировать представления о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и государственную значимость, представления о труде как экономической категории);
-расширять и систематизировать представления о современных профессиях;
-расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий;
-расширять представления о роли механизации в труде, о машинах и приборах – помощниках человека;
-формировать представление о видах производственного труда (шить, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование, о связи результатов деятельности людей различных профессий.
Существуют различные пути реализации задач профориентационной работы с детьми дошкольного возраста.
Методической основой по формированию у детей представлений о труде взрослых и профессиях являются образовательная программа дошкольного образования, учебные издания, официально утверждённые, либо допущенные к использованию в образовательном процессе Министерством образования РФ, либо организациями, осуществляющими научно- методическое обеспечение образования.
Среди имеющихся на сегодняшний день комплексных (общеразвивающих) программ в плане наличия задач по формированию у детей представлений о труде взрослых внимания заслуживают обновленный вариант «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой и программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под редакцией В. И. Логиновой, Т. И. Бабаевой. Наш детский сад работает по программе «Детство». В программе развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под редакцией В. И. Логиновой, Т. И. Бабаевой, задачи трудового воспитания и развития детей определены в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Содержание этой образовательной области в программе представлено двумя взаимосвязанными разделами – «Труд взрослых и рукотворный мир» и «Самообслуживание и детский труд», позволяющими обеспечить ориентировку ребенка в данной образовательной области. Формирование у детей представлений о труде взрослых происходит, в основном, в процессе освоения материала раздела «Труд взрослых», содержание которого предполагает, в частности:
- обогащение представлений детей о содержании и структуре процессов хозяйственно-бытового труда взрослых в дошкольной образовательной организации, а также о труде взрослых ближайшего окружения;
- формирование отчетливых представлений о структуре трудового процесса, взаимосвязи его компонентов на примере конкретных процессов труда;
- развитие познавательного интереса детей к профессиональной деятельности их родителей;
- развитие представлений детей о многообразии предметного мира материалов;
- развитие представлений детей о назначении предметов бытовой техники.
Данное направление работы осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуются :
- в присущих дошкольному возрасту видах детской деятельности (игровой, изобразительной, трудовой, музыкальной, коммуникативной, физической);
- в процессе специально организованных педагогическими работниками форм работы : занятий, экскурсий, праздников, развлечений.
В различные разделы программы дошкольного образования включаются сведения о деятельности взрослых, их труде, условиях и целях труда, методы формирования трудовых навыков с целью общего развития детей и ориентации их в профессиональной деятельности взрослых.
Среди имеющихся на сегодняшний день парциальных программ задачам ранней профориентации посвящены авторская программа А. Д. Шатовой «Дошкольник и экономика» и игровая развивающая программа «Мир профессий» В. П. Кондрашова. Программа А. Д. Шатовой «Дошкольник и экономика» рассчитана на работу с детьми старшего дошкольного возраста. Структурно состоит из четырё х взаимосвязанных блоков:
1) Труд – продукт.
2) Деньги (цена, стоимость).
3) Реклама: желания и возможности.
4) Полезные навыки и привычки в быту – тоже экономика.
Занятия по программе проводятся в различных формах: занятия-соревнования, занятия- путешествия, занятия-экскурсии, занятия-викторины, игры и т. п. Заявлены следующие способы реализации программных задач :
-ознакомление детей с денежными единицами разных стран;
-проведение сюжетно-ролевых игр «Банк», «Кафе», «Супермаркет», «Путешествие», «Аукцион»;
-организация настольных игр экономической тематики («Денежный поток», «Монополия», «Лунапарк»);
-организация развивающих игр («Пятый лишний», «Подбери витрину для магазина», «Кому что нужно для работы»);
- проведение экскурсий в магазины и банки;
- решение арифметических задач;
- разгадывание кроссвордов экономического содержания;
-чтение сказок экономического содержания (например, И. В. Липсиц «Удивительные приключения в стране «Экономика», Э. Успенский «Бизнес Крокодила Гены», И. М. Котюсова, Р. С. Лукьянова «Экономика в сказках и играх»).
Программа адаптирована как для занятий в дошкольной образовательной организации, так и для домашнего обучения, и подразумевает широкую практику применения полученных детьми знаний в быту и в будущей профессии.
Программа «Мир профессий» В. П. Кондрашова подразумевает формирование представлений о профессиональной деятельности взрослых посредством специально организованных профориентационных сюжетно-ролевых игр. Заявляются следующие задачи программы :
- выявление и формирование профессиональных интересов детей, поддержка и развитие их природных дарований;
- психолого-социальная ориентация детей;
- развитие у детей в ходе игровой деятельности трудовых навыков;
-формирование мотивации и интересов детей с учётом особенностей их возраста и состояния здоровья.
Программа учитывает тематику сюжетно-ролевых игр с производственными и бытовыми сюжетами основной и других программ дошкольного образования и дополняется значительным количеством сюжетно-ролевых игр профориентационной направленности. Программа составлена циклично: тематика игр частично повторяется в каждой возрастной группе в расширенном и усложнённом виде. Подборка игр производится по возрастным диапазонам и может варьироваться в соответствии с местными условиями. Игры включают ролевое участие детей в максимальном числе понимаемых для данного возраста профессий. В целом, программа предусматривает ознакомление детей более чем с 80 профессиями. В дошкольной образовательной организации задачу по формированию представлений о людях разных профессий целесообразно решать не только непосредственно в образовательной деятельности, но и вне ее. Ранняя профориентация будет эффективна при условии наличия выстроенной системы работы, разработанного перспективного плана, соответствующего методического и наглядного материала.