Светлана Чувилева
Консультация для педагогов детского дома «Профессиональное самоопределение воспитанников учреждений для детей-сирот»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети-сироты - это социальный феномен, проявляющийся во всех аспектах социаль-ных отношений в современном российском обществе и заслуживающий самого при-стального внимания.
Серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются воспитанни-ки интернатных учреждений и детских домов, - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я стану?» задает себе каждый молодой человек. В подобной ситуации, главное - не растеряться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам и требованиям.
Публикация «Консультация для педагогов детского дома „Профессиональное самоопределение воспитанников учреждений для детей-сирот“» размещена в разделах
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Подготовка воспитанников детских домов к самостоятельной жизни-основная задача учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По-этому работа по социальной адаптации детей-сирот становится ведущей задачей вос-питании. Одним из направлений воспитания является работа по профессиональной ориентации детей. Выбор профессии - один из важнейших жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Выбор профессии является достаточно сложным процессом для каждого человека, а для ребёнка сироты или ребёнка, оставшегося без попечения родителей в особенности, так как он обусловлен специфическим образом жизни в детском доме, ограниченным кругом общения, особенностями психо- физического развития. К девятому классу воспитанникам предстоит принять важное самостоятельное решение, связанное с выбором пути продолжения образования: либо поступить в колледж, либо остаться в общеобразовательной школе. И целью всех педагогов : и воспитателей, и учителей- предметников, классного руководителя, педагогов дополнительного образования, социальных педагогов является поддержка старшеклассников в выборе пути продолжения образования и будущей профессиональной деятельности.
Характеристика понятия "профессиональное самоопределение"
и основные термины
1. Профориентация.
Что такое профориентация? Профориентация – это возможность ответить на вопро-сы: - Кем Я хочу быть? - Куда пойти учиться и как выбрать учебное заведение? - Как, в дальнейшем, найти работу и ориентироваться на рынке труда? - Что делать, если я выбрал профессию, но не уверен в своих силах? Профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию (лат. professio род занятий и фр. orientation установка) комплекс занятий, проводимый с целью выявить склонность человека к определённому роду деятельности, профессии - это одно из самых распространенных определений. Формирование и корректировка учебных программ Профориентация учащихся школ Обучение и консультирование Эффективная система профориентации позволит не просто осуществлять набор по дефицитным направлениям, но и заранее готовить к будущей профессии Функции центров профориентации и содействия трудоустройству молодежи Взаимодействие с работодателями Предоставление технических средств молодежи. Что дает профориентация? Профориентация помогает : • определиться с выбором будущей профессии • подобрать специальности, максимально соответствующие интересам и профессиональным ожиданиям • соотнести свои желания и способности • сориентироваться в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности.
Для чего нужна консультация психолога? Прежде всего, консультация психолога нужна для уточнения результатов тестирования, также она необходима для системной ориентации в отношении будущей деятельности.
Как проходит профориентация? Профориентация проводится индивидуально, продолжительность примерно ч. : вначале вы проходите тестирование, которое не требует дополнительной подготовки или каких-либо специальных знаний. Тестирование длится примерно минут, затем беседа с психологом- консультантом и, при необходимости, выполнение других методов проф. Диагностики.
Что такое профконсультирование и кто этим занимается? Профессиональное консультирование - это услуга, которой необходимо воспользоваться, если Вы не в силах самостоятельно определить свою профессиональную направленность. Специалистами по профессиональному консультированию обычно работают психологи или люди, которые хорошо ориентируются в мире профессий и могут помочь вам определить, к какой профессии у вас есть склонности и способности, а также дать необходимые советы и рекомендации. Опытные специалисты-профконсультанты предоставляют информацию: О состоянии рынка труда; О профессиях, требуемых сегодня на рынке труда; О путях поиска работы.
2. Профессиональное самоопределение – это процесс и результат сознательного и самостоятельного выбора профессии.
Выбор профессии, осуществляемый человеком в результате анализа внутренних ресурсов и путем соотнесения их с требованиями профессии, является основой самоутверждения человека в обществе, одним из главных решений в жизни.
3. Этапы профессионального самоопределения
Профессиональное самоопределение рассматривается как процесс, охватывающий весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности. Он пронизывает весь жизненный путь человека. Пиком этого процесса, переломным моментом в жизни является акт выбора профессии. По времени он обычно совпадает с окончанием школы и тесно связан с предшествующими этапами профессионального самоопределения.
Проблема выбора профессии стоит перед подрастающим поколением всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. О множестве профессий дети-сироты не имеют достаточной инфор-мации, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения.
1. Первичный выбор профессии, для которого характерны ма-лодифференцированные представления о мире профессий, ситуативное представления о внутренних ресурсах, необходимых для данного рода профессий, неустойчивость профессиональных намерений. Этот этап характерен для учащихся младшего школьного возраста, когда еще не возникает вопросов о содержании профессии, условиях работы. Иногда на этой стадии задерживаются и подростки;
2. Этап профессионального самоопределения (старший школьный возраст). На этом этапе возникают и формируются профессиональные намерения и первоначальная ориентировка в различных сферах труда;
3. Профессиональное обучение как освоение выбранной профессии осуществляется после получения школьного образования;
4. Профессиональная адаптация характеризуется формированием индивидуаль-ного стиля деятельности и включением в систему производственных и социальных отношений;
5. Самореализация в труде (частичная или полная) связана с выполнением или невыполнением тех ожиданий, которые связаны с профессиональным трудом.
Одним из важнейших направлений работы педагогического коллектива детского дома является организация деятельности по профессиональной ориентации воспитанников, решающей одну из важнейших задач социализации личности — задачу ее профессионального самоопределения.
Жизнь показывает, что, в случае правильного выбора молодыми людьми профессии, в выигрыше не только общество, но, главное, личность, испытывающая удовлетворение и получающая широкие возможности для самореализации.
Профессиональное самоопределение — это стержневая проблема в воспитании детей-сирот. У них чаще, чем у других, возникают затруднения при профессиональном выборе. Процесс профессионального самоопределения детей-сирот имеет свои особенности в связи с тем, что он не опирается на опыт профессионального становления родителей, не имеет широких и разнообразных связей (родственники, значительный круг взрослых, позволяющих ребенку включаться в систему ориентации в мире профессий. Их профессиональное самоопределение происходит стихийно, что выливается в неустроенность судеб детей. Причинами является нежелание учиться в профессиональном училище, незаинтересованность в получении профессии, низкие познавательные способности, неумение приспособиться к новой социальной среде, незнание современных жизненных условий, в которых большое значение имеет высокий профессионализм работника. Этим обуславливается необходимость развития и совершенствования профориентационной работы в детском доме, которая должна быть направлена на поиск ребенком своего места в жизни, осознание им собственных способностей и возможностей, определение себя относительно установленных в социуме критериев профессионализма. Выпускники детского дома склонны к иждивенчеству и безыни-циативности. Поэтому важно в профессиональной деятельности готовить их не к кажущемуся социальному благополучию, которое ждет в будущем, а к реальной борьбе за свое место в жизни через профессиональную деятельность, с помощью которой они войдут в ту систему отношений, где будут чувствовать себя значимыми и востребованными.
Мы считаем, что профессиональную подготовку выпускника надо построить таким образом, чтобы он не смог оказаться в очень затруднительном положении при выборе из тысячи дорог, стоящих перед ним, своей, только ему присущей профессиональной дороги. Важнейшим средством профессионального самоопределения воспитанника детского дома является профессиональная ориентация, то есть целенаправленная работа, предполагающая оказание помощи в выборе профессии с учетом интересов, склонностей, способностей молодого человека и потребностей государства в профессиях. Роль педагогов и воспитателей в организации этой деятельности огромна. Именно воспитатель, знающий ребенка в течение длительного времени, должен создать систему педагогических, психологических и медицинских мероприятий, направленных на подготовку воспитанника к сознательному выбору профессии.
Профессиональная ориентация предполагает полное и всестороннее знакомство с миром профессий и правилами их выбора, а также социально-экономическими, психологическими и медико-физиологическими аспектами последнего, что является важнейшей предпосылкой для выработки готовности к профессиональному выбору.
Проживание в детском доме обуславливают замкнутость и ограниченность пространства жизни, отсюда – ограниченность и однообразность социального контакта. Это особенно проявляется у ребят из периферийных детских домов. Ограниченность общения с детьми-сверстниками приводит к недостаточному знакомству с примерами детской игровой культуры, которая задает основы самоопределения. Недостаточность контактов с родственниками также снижает способность к самоопределению, так как у ребенка не имеется примера самореализации его предков. Подросток не видит прошлого семьи, а значит, ему сложно представить собственное будущее. Потеря личностной истории сильно сказывается на развитии ребенка в целом. У подростка преобладают мотивы сегодняшнего дня, ближайшего будущего. Например, на вопрос о мечте многие ребята отвечают примерно так: «Закончить среднюю школу, поступить в университет, а дальше будет видно».
В связи с преобладанием коллективного воспитания доминируют отношения, при которых роль индивидуальных качеств личности принижаются. Картина мира каждого воспитанника в отдельности нецелостна, фрагментарна, имеет пробелы, которые подростку сложно заполнить собственным опытом в силу того, что возникают затруднения в его осмыслении. Отдельная проблема – преобладание директивно-опекающего стиля в системе общения ребенка и взрослого на фоне утраты базового доверия к миру вследствие материнской депривации. У ребенка из детского дома отсутствует важный пункт в отношениях к себе со стороны взрослых. Выделяют два уровня отношений между взрослыми и детьми:
1. безусловная любовь со стороны родителей, родственников;
2. объективная оценка со стороны остальных взрослых на втором.
Очевидно, что ребята из детского дома не имеют первого уровня, из-за чего они склонны видеть себя только с критической стороны, чего недостаточно для адекватной самооценки. Наличие этих и многих других факторов обуславливает следующие особенности самосознания подростков-сирот :
- склонность избегать ответственности за любой выбор и передавать ее опека-ющему взрослому,
- наличие потребности в психологическом слиянии, наличие нерасчлененного отно-шения к себе,
- стремление размыть границы собственного «Я», содержание которого бедно, слабо структурировано и часто зависит от ситуации.
Несформированность «Я» подростка не позволяет ему представить себя в отда-ленной временной перспективе. Временная перспектива у воспитанников детского дома значительно сужена по сравнению с перспективой будущего у обычных подростков. Подростки из детских домов мало задумываются о сколько-нибудь отдаленном будущем, основные их желания, стремления, намерения связаны с сегодняшним днем или самым недалеким будущим. Важная сторона временной перспективы и у подростков из семьи, и из детских домов – представления о будущей профессии, но их формирование идет разными, по существу противоположными путями.
Отметим также, что воспитанники детских домов часто не указывают конкрет-ную профессию, а говорят, например, так: «Я бы хотел получить хорошую специаль-ность», «хорошую работу», «устроиться на ту работу, которую хочу», не указывая конкретных намерений. Развитие, самоопределение подростков, воспитываемых в семье, отличается от детей-сирот. Обуславливается это различием социальных ситуаций, а именно, занимаемым ими неодинаковым местом в системе доступных им общественных отношений. Одно из основополагающих понятий детской психологии - социальная ситуация развития. Это особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которое является типичным для каждого возрастного этапа и обусловливает динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, и новые, качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу.
В ходе профессионального самоопределения у детей-сирот возникают следующие кризисы:
- неудачное формирование профессиональных намерений и их реализация;
- случайные судьбоносные моменты жизни, влияниям которых особенно подвержены подростки.
Вследствие большого количества факторов, затрудняющих профессиональное самоопределение детей-сирот, необходимо особенно внимательно относиться к про-фориентационной работе с этой категории учащихся.
Заключение
Профориентационная работа является важным компонентом социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Она включает получение информации о профессиях, необходимых народному хозяйству, путях их приобретения, о потребности района, в котором живут воспитанники, в тех или иных кадрах, о возможностях трудоустройства и т. д., а также формирование общественно ценных мотивов их выбора, ценностных ориентаций, определённой профессиональной направленности, психолого-педагогические и медицинские консультации по вопросам профессиональной пригодности.
Профориентационная работа с воспитанниками помогает решению задачи фор-мирования социальной активности личности, ориентации на общественно-полезный труд согласно своим способностям и возможностям. В процессе этой работы развиваются интересы и склонности, формируется позитивное отношение к будущей трудовой деятельности.
Профессиональное самоопределение - это процесс и результат сознательного и самостоятельного выбора профессии. Процесс профессионального самоопределения включает :
- развитие самосознания;
- формирование системы ценностей;
- моделирование своего будущего;
- построение «идеального образа» профессионала.
Совместная работа воспитателей, службы центра занятости населения, дни «откры-тых дверей» учебных заведений, агитационная работа учебных заведений, работа школьного психолога, психолога детского дома, социального педагога позволяет воспитанникам выйти на осознание уровня мотивации профессионального выбора, помогает решить проблему профессиональных поисков, или профессионального выбора, а не ждать готовых предложений и указаний.
По итогам развития ребёнка в школе результатом его профессионального само-определения должна быть готовность к выбору профессии, обдумыванию, придумы-ванию, проектированию вариантов профессиональных жизненных путей. А результа-том его самостоятельной деятельности является составление личного профессионального «старта».
Для профессионального самоопределения детей-сирот большими возможностями располагает трудовая деятельность: труд по самообслуживанию, благоустройство детского дома, а также производительный труд, то есть работа в мастерской, подсобном хозяйстве, где воспитанники не только приобретают элементарные трудовые умения и навыки, необходимые для жизни, но осознают свои профессиональные возможности, склонности.
Профессиональное самоопределение не является единичным актом, это результат ди-намического процесса, который нельзя ограничивать каким-либо возрастным этапом. Чем раньше ребёнок начинает осознавать мир профессий и искать своё место в нём, тем более высок результат профессионального самоопределения.
Таким образом, профориентационная работа с воспитанниками помогает реше-нию задач формирования социальной активности детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Осуществлять данную работу необходимо, путем привлечения промышленных предприятий, выступающих в качестве попечителей и организации различных мероприятий, необходимых для профессионального самоопределения данной категории.