Виктория
Консультация для педагогов «Дети с ОВЗ. Кто они?»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов. Дети с ОВЗ. Кто они?
В нашей стране есть особые дети, которые имеют различные отклонения в развитии. Мы провели небольшое анкетирование среди педагогов ДОУ, и выяснили тот факт, что 90% из всех опрошенных считают, что дети с ОВЗ – это дети, имеющие, как правило, соматические заболевания (т. е. те заболевания, которые ставит педиатр в детской поликлинике).
Публикация «Консультация для педагогов „Дети с ОВЗ, Кто они?“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Анализ статистических данных показывает, что на сегодняшний день до 80% детей рождаются физиологически незрелыми, около 70% – имеют диагностированное перинатальное поражение центральной нервной системы. А у части детей, родившихся здоровыми, проблемы появляются уже в первые месяцы и годы жизни. В понятие «здоровье» в качестве одного из его основных элементов включено состояние психического благополучия, которое определяет умственную и физическую активность и работоспособность.
Так кто же на самом деле ребенок с ОВЗ? Это ребенок, имеющий физические и (или) психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, дети с задержкой и комплексными нарушениями развития, а также речи (заикание, ЗРР).
Все большее распространение получает интегрированное и инклюзивное воспитание детей с отклонениями в условиях специальной группы в массовом детском саду и среди сверстников в обычной группе. Даже дети со значительными нарушениями могут быть интегрированы по 2 – 3 человека в обычную группу. Под руководством психологов в дошкольных учреждениях разрабатываются индивидуальные карты развития определенного содержания.
Составлению карты предшествует изучение ребенка. План изучения традиционно включает такие мероприятия, как: беседа с родителями; изучение медицинской карты ребенка; обследование физического развития; обследование психического развития.
Для выявления отклонений важно обратить внимание на показатели нервно-психического развития. При обследовании физического развития ребенка обычно обращают внимание на рост, вес, осанку и развитие основных движений. Необходимо отметить, что признаки физического недоразвития чаще встречаются при более тяжелых поражениях мозга. Очень внимательно педагогу нужно отнестись к развитию движений разного характера. Внимательно наблюдая за таким малышом, воспитатель отмечает, что у него нет навыков самообслуживания, он неаккуратно ест, не может застегнуть пуговицы. Поэтому, наблюдая за ребенком, надо обратить внимание на скоординированность движений во время маршировки, ритмичность действий под музыку, наконец, можно предложить выполнить какое-либо практическое действие: завязать узел на веревке, сложить одежду в шкафчик и т. п. Особое внимание надо уделить мелкой моторике, но ее изучение можно совместить с обследованием деятельности.
Аутичные дети пугаются незнакомых предметов, в том числе игрушек. У таких детей уже в раннем возрасте отмечается повышенная чувствительность к сенсорным стимулам.
Действия детей с нарушенным зрением, слухом, общим недоразвитием речи будут похожи на действия детей с задержкой психического развития в младшем дошкольном возрасте, однако к пяти – шести годам предметная деятельность этих детей в целом не отличается от деятельности нормальных, если степень дефекта небольшая.
Адаптация детей к условиям общественного воспитания не всегда успешно протекает и у детей, не имеющих недостатков развития. Уместно будет дать родителям обычные рекомендации, которые даются перед поступлением ребенка в дошкольное образовательное учреждение: установить в семье такой же режим, как и в детском саду, наблюдать с ребенком за играми детей на площадке детского сада, заранее познакомиться с одним, двумя детьми и т. п.
Дети приходят в детский сад преимущественно для занятий с психологом, логопедом или дефектологом другого профиля, а затем выходят на прогулку с обычной группой детей.
Таким образом, в адаптационный период нужно дать возможность ребенку посетить группу в разные отрезки времени. Это важно не только для него, но и для педагога. Воспитатель проводит первичную диагностику, советуется с узкими специалистами, вырабатывает совместно с родителями концептуальные положения индивидуального подхода.
Особого внимания требуют дети с эмоциональными нарушениями. К тому вр-мени, когда ребенок-агрессор начнет посещать группу в течение полного дня, педагог должен хорошо представлять, какой деятельностью он занимается охотно, как обычно в семье нейтрализуют негативное поведение и действенны ли эти меры в условиях общественного воспитания.
В заключение хотелось бы призвать заведующих и воспитателей дошкольных учреждений к внимательному отношению к детям с особыми вариантами развития.