Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Активизация мыслительной деятельности детей дошкольного возраста в математической игре»

сухарникова елена
Консультация для педагогов «Активизация мыслительной деятельности детей дошкольного возраста в математической игре»
▼ Скачать + Заказать документы

Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игра – обязательный спутник детства. «У каждого ребенка наблюдается потребность в игре, которая объясняется его стремлением знакомиться с окружающим, подражать взрослым, активно действовать. Игра – своеобразный, свойственный дошкольному возрасту, способ освоения впечатлений жизни», - писала Н. К. Крупская. В игре происходит развитие всех сторон личности ребенка - умственных способностей, моральных качеств, творчества, которые формируются в единстве и взаимодействии.

Публикация «Консультация для педагогов „Активизация мыслительной деятельности детей дошкольного возраста в математической игре“» размещена в разделах

Особая роль в умственном воспитании, развитии интеллекта принадлежит математическим играм. Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. «Математика ум в порядок приводит!» - говорил М. В. Ломоносов, то есть наилучшим образом формирует приёмы мыслительной деятельности и качество ума. Её изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Надо помнить, что математика самая трудоёмкая сторона познавательного развития дошкольника, но включение в эту деятельность игр создаёт условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, что обеспечивает его доступность и осознанность.

В математической игре ребёнок овладевает на элементарном уровне такими приёмами логического мышления, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация и смысловое соотнесение.

Сравнение – это приём, направленный на установление признаков сходства и различия между предметами и явлениями.

Анализ – выделение свойств объекта или выделение объекта из группы, или выделение группы объектов по определённому признаку.

Классификация – это мысленное распределение предметов по классам в соответствии с наиболее существенными признаками.

Обобщение – это мысленное объединение предметов или явлений по их общим и существенным признакам.

Систематизация – приведение в систему, расположение объектов в определённом порядке, установление между ними определённой последовательности.

Сериация – построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов по выбранному признаку.

Умозаключения – мыслительный приём, состоящий в выведении из нескольких суждений одного – вывода, заключения.

Математические игры – это игры, в которых смоделированы все важные математические стороны : построения, отношения, закономерности. Если педагог грамотно использует эти игры, дети не видят, что их чему-то обучают. Пусть думают, что они только играют. Но незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, измеряют, сравнивают, моделируют, более того – решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции, идет развитие способностей познавательного характера, развитие таких важных для ребенка качеств, как наблюдательность, критическое восприятие, воображение, любознательность, сообразительность, смекалка. Роль взрослого в этом процессе – поддержать интерес детей и добиться того, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость обучения. Такой поход к процессу обучения дошкольников позволит уменьшить степень их психического напряжения и даст возможность детям успешнее овладеть основами математики.

Математические игры стимулируют общение между взрослым и детьми, и детей между собой, поскольку во время проведения этих игр взаимоотношения носят более непринужденный и эмоциональный характер. Каждая математическая игра – это школа сотрудничества, в которой ребенок учится радоваться успеху сверстника и стойко переносить свои неудачи.

Сущность развивающих игр

Исходная информация в математической игре даётся ребенку в различной форме (в виде игрушки, модели, плоского рисунка, чертежа, письменной или устной инструкции и т. п.) . И от способа передачи обучающей информации математические игры делят на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом, настольно-печатные и словесные игры.

Игры с предметами.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде, задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении сразу нескольких качеств предмета, объединяют предметы по разным признакам (цвету, форме, качеству, назначению и др., что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

Настольно печатные игры.

Настольно-печатные игры — интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, схемы, лабиринты, пазлы, разрезные картинки и другие. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре — нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых. Затем задание усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по различным смысловым условиям, учится выстраивать закономерности.

Подбор картинок по общему признаку (классификация).

Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами.

Запоминание состава, количества и расположения картинок.

Эти игры направлены на развитие памяти, запоминания и припоминания.

Настольно- печатные игры используют также для закрепление у детей знаний о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении картинок на столе (справа, слева, вверху, внизу, сбоку, впереди и др., умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками.

Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. Усложнением в этих играх может быть увеличение количества частей, а также усложнение содержания, сюжета картинок.

Словесные игры.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания уже в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алгоритмы в суждениях и др.

В младших и средних группах игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.

В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. Эти игры способствуют подготовке ребят к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.

Это была классификация математических игр по форме передачи детям обучающей информации. Стоит заметить, что часто одна и та же образовательная задача может решаться во всех представленных видах игр. Это зависит от возраста детей и от этапа овладения детьми конкретной образовательной задачей. В младшем дошкольном возрасте это почти всегда игры с игрушками и предметами, в старшем возрасте в тех же играх – наглядности должно быть меньше, что бы лучше стимулировать мыслительные процессы.

Разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную; умение находить зависимость и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, то есть умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов; умение находить ошибки и недостатки; пространственное представление и воображение, способность предвидеть результат своих действий. Здесь можно разделить игры на:

Игры, направленные на развитие восприятия

С помощью игр, направленных на развитие восприятия, дети выполняют действия по образцу или указанию. В процессе таких игр ребята знакомятся с простейшими геометрическими фигурами, их свойствами, усваивают понятия «вверху», «внизу», «слева», «справа», «между», являющиеся основой пространственных представлений, овладевают счетом, рассматривают классификацию фигур по одному или нескольким признакам. Им нравится сравнивать, анализировать, находить общее и различия, интересен поиск недостающего. Игры подобного типа настолько заинтересовывают детей, что они начинают придумывать их сами.

Примеры игр

Все игры на классификацию по определенным признакам, («Найди круглое, треугольное, прямоугольное в группе», «На что похоже?», «Расставь фигуры, как я скажу», «Магазин ковров», «Нарисуй недостающую фигуру», «Дорисуй фигуру», «Зверята строятся», «Матрешки и корзиночки», «Собери бусы», «Найди карточки с одинаковым расположением геометрических фигур», «К своим флажкам», «Парные картинки» (один-много) и т. д. Также игры на воссоздание из геометрических фигур образных или сюжетных изображений: «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Листик», и т. д. Они занимают особое место среди математических игр. Они способствуют закреплению знаний о геометрических фигурах, их свойствах, развитию зрительного восприятия, операций анализа и синтеза, пространственных представлений. Наборы фигур представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, прямоугольника, круга, овала.

Игры, направленные на развитие внимания

Важное условие эффективности обучения математике – это внимание детей. Внимательно слушая объяснение, ребенок легче воспринимает, понимает, запоминает содержание материала и тем самым облегчает свою дальнейшую деятельность.

Эти игры формируют у ребенка умение сосредотачиваться на определенных сторонах и явлениях действительности. Основные свойства внимания: устойчивость, переключение и распределение.

Устойчивость внимания означает способность длительно сосредоточиваться на чем-либо.

Переключение внимания представляет собой способность переходить от одной деятельности к другой, от одного занятия к другому.

О распределении внимания мы говорим тогда, когда ребёнку приходится взаимодействовать сразу с двумя или несколькими предметами.

Внимание бывает непроизвольным и произвольным. Непроизвольное внимание характеризуется тем, что оно вызывается новыми, привлекательными и интересными в данный момент для ребенка предметами. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиваться на задании, даже если оно не очень интересно. Поэтому большое значение уделяется воспитанию произвольного внимания у дошкольников. Для этого необходимо постоянно включать специальные упражнения и игры, использовать красочные схемы, таблицы, постоянно усложнять задания, предлагать самому ребёнку придумать игровое задание, поощрять творческий подход.

Примеры игр

«Что изменилось?», «Найди отличия», «Найди одинаковые», «Найди ошибки», «Зеркало» (ребенок внимательно следит за движениями взрослого и подражает им, «Повтори рисунок» (копирование точек, фигур по образцу, «Нарисуй, правильно считая и двигаясь в нужном направлении», «Цифры по порядку» (прямой или обратный счет цифр, вразнобой нарисованных в таблице, «Зачеркни на листе только цифру 5», «Подбери узор», «Найди такой же предмет, как на образце», «Поставь в фигурках определенные значки» и т. д.

Игры, направленные на развитие памяти

Роль памяти в развитии ребенка трудно переоценить. Благодаря памяти он усваивает знания об окружающем мире и о самом себе, приобретает различные умения и навыки. И делает он это в основном непроизвольно. Ребенок обычно не ставит перед собой цель что-либо запомнить, поступающая к нему информация запоминается как бы сама по себе. Правда, не любая информация: легко запоминается то, что привлекает своей яркостью, необычностью, что производит наибольшее впечатление, что интересно. Произвольная память начинает формироваться в среднем дошкольном возрасте (4-5 лет, однако целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизодически и зависят от вида деятельности, которую выполняет ребенок. Было установлено, что наиболее благоприятными условиями для формирования произвольной памяти являются именно, игровая деятельность и выполнение поручений взрослого. При этом эффективность непроизвольного запоминания увеличивается, если задание ребенку предполагает не пассивное восприятие, а эффективную ориентировку в материале и выполнение практических действий.

Примеры игр

«Запомни узор» (запомнить и нарисовать по памяти простой узор,, «Запомни и построй такую же постройку» (деревянный конструктор, конструктор ЛЕГО, «Опиши по памяти», «Запомни картинку, и расскажи, что изменилось», «К своей цифре беги», «Запомни свое место», - эти игры позволяют совершенствовать оперативную и долгосрочную память. Также для развития памяти подходят словесные игры, где ребёнок учится мысленно упорядочивать словесно представляемые объекты. Материалом служат задачи, в которых заданы определенные отношения между объектами по одному признаку. В конце каждой задачи ставятся один-два вопроса. Поскольку задание даётся в словесной форме и у ребенка нет возможности воспользоваться какой-либо внешней подсказкой, упорядочить объекты он должен полностью в уме, т. е. долговременно держать в памяти предложенную исходную информацию. Например: «Дружили три девочки – Люся, Оксана, Лена. Люся выше Оксаны, а Оксана выше Лены. Кто из девочек самая высокая? Кто самая низкая?».

Игры, направленные на развитие логического мышления

Назначение логических игр и упражнений – активизация умственной деятельности, оживление процесса обучения. В старших группах логические упражнения используются в качестве «умственной гимнастики» в начале занятия или при выполнении конкретной программной задачи обучения.

В работе с детьми 5-7 лет используются простые логические упражнения и задачи с целью развития у них умения осуществлять последовательные умственные действия: анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать. Эти задачи могут быть наглядно представлены в виде чертежа, рисунка, иллюстрированы предметами, игрушками. Дети, решая их, в ходе поисков ответа могут подбирать недостающие фигуры, менять их местами, перекладывать предметы и т. д. Практические действия облегчают решение задачи, делают его более убедительным и доказательным.

Виды логических игр и упражнений:

сравнение объектов по признаку сходства и различия;

поиск недостающих в ряду фигур;

поиск признака отличия одной группы фигур от другой;

классификация объектов по одному или нескольким признакам;

трансформация, преобразование.

Примеры игр

«Найди 10 отличий», «Какая фигура лишняя», «Продолжи ряд», «Дорисуй в пустом квадрате недостающую фигуру», «Дорисуй четвертую картинку в ряду, используя соответствующую закономерность», «Закрась лишний предмет», головоломки геометрические или из спичек (счётных палочек) «Убери одну палочку, чтобы получилась лодка из ракеты», объёмные игрушки-трансформеры, различные варианты кубика Рубика, сюда относятся игры по методикам «Круги Эллера», «Блоки Дейнеша», палочки Кьюзенера, «Квадрат» Воскобовича и т. д.

Обучаясь через математическую игру, дети дошкольного возраста начинают лучше ориентироваться в окружающей обстановке, сосредотачиваться, у них появляется чувство независимости, что поможет им в дальнейшем быстрее и легче усваивать сложные вопросы школьного курса.

Математическая дидактическая игра (игра обучающая) — это вид деятельности, занимаясь которой дети учатся. Учебная задача в дидактической игре не ставится прямым образом перед детьми, поэтому усвоение учебного материала осуществляется непреднамеренно. «Двойственная природа» игры — учебная направленность и игровая форма — позволяет стимулировать овладение в непринужденной форме конкретным учебным материалом.

Публикации по теме:

Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»консультация для воспитателей Словарная.

«Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста в игре». Доклад для педагогов ДОУ Чтобы научиться говорить,ребенок должен слышать произносимые слова и видеть предметы! Л. В. Пупышев Иногда в некоторых ситуациях ребенок.

Активизация познавательно — исследовательской деятельности у детей младшего дошкольного возраста Активизация познавательно – исследовательской деятельности у детей младшего дошкольного возраста. Слайд 2 «…Познание входит в мир детства.

Консультация для молодых педагогов «Игровые приемы в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста» Достоинство игровых методов и приемов заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать.

Консультация для педагогов «Значение театральной деятельности в развитии детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Значение театральной деятельности в развитии детей дошкольного возраста» “Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира.

Консультация для педагогов «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности» «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» Трудовое воспитание в детском саду – обязательный процесс,.

Консультация для родителей «Развитие и активизация творческого воображения детей раннего дошкольного возраста» Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребёнка. Воображение необходимо развивать, т. к. вместе с уменьшением способности фантазировать,.

Консультация для родителей «Развитие мыслительной деятельности у дошкольников» Развитие мыслительной деятельности у дошкольников. Мышление является наиболее сложным психическим процессом, и формирование его должно.

Активизация речевой деятельности детей дошкольного возраста посредством пальчикового театра Активизация речевой деятельности детей дошкольного возраста посредством пальчикового театра. Дошкольный возраст – это период активного развития.

Методическая разработка мастер-класса для педагогов по теме «Обучение детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы» Методическая разработка по теме: мастер-класс для педагогов «Обучение детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы» Цель мастер-класса:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Активизация мыслительной деятельности детей дошкольного возраста в математической игре»
Опубликовано: 3 декабря 2019 в 14:05
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Активизация мыслительной деятельности детей дошкольного возраста в математической игре»» (включая файлы) размещена пользователем сухарникова елена в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД