Светлана Балабина
Консультация для педагогов «Экономическое воспитание и формирование предпосылок финансовой грамотности для детей 5–7 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по апробации примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников : формирование предпосылок финансовой грамотности для детей 5-7 лет»
Статья посвящена проблеме внедрения примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования по основам финансовой грамотности и представление опыта работы в данном направлении.
Публикация «Консультация для педагогов „Экономическое воспитание и формирование предпосылок финансовой грамотности для детей 5–7 лет“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Консультации для родителей
- Темочки
The article is devoted to the problem of implementing an approximate partial educational program of preschool education on the basics of financial literacy and presenting experience in this area.
Ключевые слова: экономическое воспитание, финансовая грамотность.
Keywords : economic education, financial literacy.
8 сентября 2016 года было подписано Соглашение о сотрудничестве Банка России и Министерства образования и науки в области повышения финансовой грамотности населения Российской Федерации.
Соглашение предполагает взаимодействие в работе по продвижению основ финансовой грамотности в российской образовательной системе, в частности участие специалистов банка в методическом сопровождении реализации федеральных государственных образовательных стандартов в области финансовой грамотности.
Одним из направлений деятельности Банка России является внедрение элементов финансовой грамотности в учебные программы различных уровней образования.
На уровне дошкольного образования Банком России предусмотрены следующие мероприятия:
1. Координация деятельности по внедрению примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования по основам финансовой грамотности (участие в разработке, апробации, реализации);
2. Ведение реестра дошкольных образовательных организаций, реализующих программы по основам финансовой грамотности;
3. Оказание консультационной поддержки педагогов по внедрению программ, их обучение.
Наш детский сад с прошлого года принимает участие в апробации Примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников».
Данная программа разработана для детей 5- 7 лет на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее — ФГОС ДО, примерной основной образовательной программы дошкольного образования (далее — ПООП дошкольного образования, а также материалов книги Анны Демьяновны Шатовой «Тропинка в экономику» (2015).
Цель Программы — помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.
Программа состоит из четырех блоков (разделов, связанных между собой задачами и содержанием:
«Труд и продукт (товар)»,
«Деньги и цена (стоимость)»,
«Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности»,
«Полезные экономические навыки и привычки в быту».
В процессе экономического воспитания дети знакомятся с такими понятиями экономической деятельности людей, как экономность, бережливость, трудолюбие. Дети учатся навыкам самообслуживания, элементарного бытового труда в помещении и на участке детского сада, у них складываются представления о труде взрослых, прививаются чувства уважения к труду.
Работая по этой программе мы знакомим детей с профессиями, учим их воспринимать и ценить мир рукотворных вещей как результат труда людей. У детей формируются представления о денежных отношениях (торговля, купля-продажа, о доходах (заработная плата, пенсия) и расходах, о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран.
Оптимальный режим работы с детьми, рекомендованный по Программе — не реже одного раза в месяц. Примерный тематический план и игровые технологии к программе «Основы финансовой грамоты дошкольников» подразумевает 20 занятий или мероприятий в старшей группе и 22 в подготовительной группе, т. е. - 2 встречи в месяц.
Свою работу в данном направлении мы начали с создания рабочей группы, в нее вошло 9 педагогов. Педагоги рабочей группы в первую очередь изучили программу, методические рекомендации по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в части экономического воспитания дошкольников. По итогам изучения данных материалов было разработано календарно- тематическое планирование на старшую и подготовительную группу. Мы дополнили количество мероприятий- в старшей и в подготовительной, т. о., получилось 1 мероприятие в неделю, 4 мероприятия в месяц.
Следующим шагом в работе творческой группы было создание РППС (развивающей предметно- пространственной среды) и создание банка методических разработок.
По программе знакомство детей с профессиями основывается на введении понятий продукт труда, источник получения заработной платы. Поэтому были приобретены куклы по профессиям, созданы тематические альбомы, презентации. Также был создан макет банкомата, который можно использовать при организации сюжетно- ролевых игр.
Одна из задач финансовой грамотности дошкольников- знакомство с деньгами. Решая эту задачу, мы собрали коллекции монет и купюр разных стран мира, коллекцию старинных монет (у нас собраны монеты 1810 года, 1830, 1842 года, 1896, 1915, 1916 г., также создали яркие, красочные альбомы монет и купюр разных стран мира и альбом самых красивых денег мира. Педагогами и родителями детского сада также была создана коллекция кошельков.
В программе присутствует персонаж - Рыжий Лисенок, поэтому мы создали этого персонажа для использования при проведении НОД- родители сшили Лисенка, другой был создан как анимированный персонаж для проведения интерактивных игр по финансовой грамотности детей.
Образовательную деятельность по экономическому воспитанию детей мы строим на доступных и увлекательных формах работы с детьми, соответствующих их возрасту. Также в процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности мы используем как традиционные, классические формы (игра, беседа, чтение, экскурсии, наблюдения и др., так и нетрадиционные (проектная деятельность, ситуационные задачи, мастерские, викторины и конкурсы, театрализованные постановки и др.).
В нашем банке методических разработок собрано уже немало материала. Это: презентации к различным темам по финансовой грамотности детей, мультипликационные фильмы- «Азбука денег тетушки Совы», «Фиксики. Деньги», «кот Бориска и финансовая грамотность», «Смешарики. Азбука финансовой грамотности», «Почему родители ходят на работу?», интерактивные экскурсии- «История денег», «Путешествие на фабрику Гознак», коллекция монет и купюр разных стран мира, интерактивные игры- «Разложи товар», «Создай рекламу», «Разменяй монету», «Где можно встретить рекламу?», квест- игры, брейн- ринги, лэпбуки, опытно- экспериментальная деятельность с монетами Также были собраны картотеки словесных игр, настольно- печатных игр, пальчиковых игр, физкультминутки, картотека загадок по финансовой грамотности детей, картотека сказок по финансовой грамотности, раскраски, раскраски с заданиями по финансовой грамотности.
За это время для детей были проведены мероприятия с сотрудниками банка «В гостях у Рублика», с сотрудниками Омского государственного историко- краеведческого музея «История Копеечки».
Педагогами рабочей группы были созданы дидактические игры по финансовой грамотности детей. В дидактических играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки.
Все дидактические игры мы разделили по блокам:
I блок. «Профессии. Труд и продукт труда», в него вошли игры: «Кто трудится, кто играет», «Фермер- овощевод», «Кому что нужно».
II блок. «Деньги и цена», в него вошли игры: «Дороже- дешевле», «Мемори», «Денежные единицы стран мира», «Разложи монеты по порядку».
III блок. «Купля и продажа», в него вошли игры: «Что быстрее купят», «Мои потребности», «Маршруты товаров», «Я хочу», «Рекламное агентство».
IV блок. «Интерактивные игры экономической направленности»
Дидактические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, это позволяет решать задачи по формированию у старших дошкольников основ экономических знаний.
В дошкольном возрасте детьми приобретается первичный опыт в экономических отношениях, формируются деловые качества личности, впоследствии полученные знания ребёнок сможет умело применить их в жизни. Экономические качества, заложенные в детстве, дадут больше шансов воспитать успешного в жизни человека, который будет обладать не только материальными, но и духовными ценностями.