Татьяна Конченкова
Консультация для педагогов по проблемам закаливания и профилактики простудных заболеваний в ДОО и семье
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов по проблемам закаливания и профилактики простудных заболеваний в ДОО и семье.
Пребывание ребенка в дошкольной образовательной организации, особенно на этапе адаптации, связано с повышенными рисками для здоровья, что обусловлено высокой контактностью дошкольников на фоне несовершенства иммунных реакций. Дети обмениваются бактериями и вирусами, и это является закономерным процессом, но при наслоении психологических проблем (эмоциональных переживаний, стресса от временного расставания с родными). Для профилактики простудных заболеваний детей младшего возраста прежде всего должна осуществляться работа педагогов совместно с семьей, так как именно семья играет важную роль в организации здорового образа жизни ребенка. Основной задачей семьи и педагогов в это время является приобщение ребенка к здоровому образу жизни, а именно: способствовать формированию разумного отношения к своему организму, ведению здорового образа жизни с самого раннего детства, получению знаний, навыков, основных санитарно-гигиенических норм. Ведение здорового образа жизни для ребенка должно стать самой важной жизненной привычкой впоследствии.
Публикация «Консультация для педагогов по проблемам закаливания и профилактики простудных заболеваний в ДОО и семье» размещена в разделах
- Закаливание детей
- Закаливание. Консультации
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Профилактика гриппа, ОРВИ, простуды. Консультации
- Темочки
Абсолютно любое заболевание намного легче и лучше предупредить, чем потом заниматься его лечением. Здоровый образ жизни играет важную роль в профилактике любых заболеваний. Лыжные прогулки, другие мероприятия на свежем воздухе, плавание в бассейне, закаливающие процедуры и т. д. способствуют оздоровлению организма детей. Лучшая защита от простуды - ее комплексная профилактика.
Основные профилактические принципы просты и хорошо всем известны:
- движения во всех видах;
- подвижные игры на воздухе;
- утренняя гимнастика;
- закаливание;
- достаточное освещение и правильно подобранная мебель;
- постоянное наблюдение за позой ребенка во время игр, занятий;
- выполнение специальных комплексов упражнений.
Одним из способов профилактики простудных заболеваний является закаливание.
Закаливание — целенаправленное использование естественных факторов природы, обеспечивающее повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию низких и высоких температур воздуха, ветра, влажности, резких перепадов атмосферного давления путем систематического дозированного воздействия этими факторами.
Закаливание является важнейшим фактором сохранения здоровья детей. Это хорошо всем известный способ, применяемый для повышения сопротивляемости организма ребенка инфекционным заболеваниям.
Существуют традиционные методы закаливания детей дошкольного возраста и нетрадиционные. Традиционные методы основаны на постепенном снижении температуры воды или воздуха и предполагают постепенную адаптацию к холоду. К ним он относит методы закаливания воздухом, солнечные ванны, методы водного закаливания (общие и местные). К нетрадиционным – методы, основанные на контрасте температур. Использование указанных средств закаливания в сочетании с физическими упражнениями приводит к наибольшему оздоровительному эффекту.
Применение закаливающих процедур дает возможность выработать у ребенка условный рефлекс на охлаждение. Функциональные изменения кровообращения, возникающие при повторном местном охлаждении, характеризуются тем, что сосуды сужаются и расширяются, происходит как бы «гимнастика». В результате систематического и постепенного закаливания организма температура туловища снижается, а конечностей — повышается. Температура кожи в разных и симметричных участках тела выравнивается.
При применении всех средств закаливания необходимо соблюдение нижеследующих важнейших принципов:
- дозирование процедур в зависимости от возраста детей, их здоровья и индивидуальных реакций на действующие факторы;
- постепенное повышение интенсивности процедур;
- ежедневное, без перерывов, их проведение, начиная с самого раннего возраста;
- постоянный контроль за влиянием процедур на организм;
- комфортное тепловое состояние детей; положительная эмоциональная настроенность.
Важно помнить, что после каждого простудного заболевания или достаточно длительного перерыва в проведении закаливающих процедур необходимо начинать закаливание сначала.
Закаливание воздухом может проводиться круглый год. Закаливание детей воздушными ваннами начинается летом в безветренную погоду при температуре воздуха не ниже 20°С. Продолжительность первых ванн не должна быть более 10—15 минут, из них 5—7 минут занимаются гимнастикой. Затем продолжительность ванн увеличивают постепенно. Нельзя допускать охлаждения ребенка, появления дрожи, «гусиной кожи» и синюшности.
Водные процедуры — Начать умывание холодной водой лица, мытье рук по локоть, шеи, полоскание рта и горла и горла водой комнатной температуры. На стопы выливать небольшое количество холодной воды.
Обтирание — проводится после утренней гимнастики. Махровую варежку или полотенце смачивают водой определенной температуры, отжимают и обтирают последовательно шею, руки, грудь, живот, спину, ягодицы, бедра, голени, стопы. После этого растирают все тело мохнатым полотенцем до ощущения приятной теплоты. Температура воды при первых обтираниях равна 33°С. Каждые 2—3 дня она снижается на 1—2°С и доводится до температуры 18°С. Температура воздуха в помещении при этой водной процедуре должна быть не ниже 16°С.
Требования к проведению закаливающих мероприятий :
1. Закаливание можно проводить только если ребенок абсолютно здоров.
2. Необходимо постепенно увеличивать интенсивность закаливающих мероприятий.
3. Занятия должны осуществляться систематически.
4. Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка.
5. Начинать закаливание нужно в любое время года, однако предпочтительным является теплое время года.
6. Закаливающие мероприятия должны проводиться только при положительных эмоциональных реакциях ребенка.
И самое главное – не одевайте ребенка слишком тепло, чтобы он не перегревался и не потел.