Татьяна Караваева
Консультация для педагогов «Формирование логического мышления у детей младшего дошкольного возраста посредством игры»
Формировании предпосылок логического мышления у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.
Цель проводимой работы с детьми младшего дошкольного возраста – овладение детьми некоторыми приёмами логического мышления на элементарном уровне. Учитывая психологические особенности детей младшего возраста, особая роль отводится игре. Игры на развитие логического мышления, творческого и пространственного воображения можно разделить следующим образом:
Публикация «Консультация для педагогов „Формирование логического мышления у детей младшего дошкольного возраста посредством игры“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Средняя группа
- Темочки
1)Предметные: дидактические – (настольно-печатные) – на нахождение размера, цвета, формы, на классификацию предметов и т. д. Этот такие игры как блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, квадраты Никитина и др.
Логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, квадраты Никитина способствуют развитию мыслительных умений, важных как в плане подготовки, так и в общем интеллектуальном развитии. Эти игры развивают пространственное воображение, учат детей анализировать образец постройки, действовать по простейшей схеме. В творческий процесс включаются логические операции – сравнение, синтез. Игры со счётными палочками развивают не только тонкие движения рук и пространственные представления, но и творческое воображение, развиваются представления ребёнка о форме, количестве, цвете. Детям можно предложить следующие задания: выложить фигуру, сосчитать количество палочек в данной фигуре; назвать геометрические фигуры, из которых составлена фигура; сосчитать геометрические фигуры, из которых составлена общая фигура; построить фигуру по образцу; самому придумать и сложить фигуру.
2) Словесные игры: загадки
Для детей младшего возраста целесообразно предлагать загадки о домашних и диких животных, предметах домашнего обихода, одежде, питании, о средствах домашнего обихода, о средствах передвижения. Признаки предметов в загадках должны быть определены конкретно и чётко, выражены словами в их прямых значениях. Они должны отражать своеобразие внешнего вида и отличительные свойства предмета загадки. Хорошо использовать загадки с рифмующими отгадками. Тематический подбор загадок формирует у детей младшего возраста начальные логические понятия. Целесообразно предлагать детям задания на обобщение, например: а каким словом можно назвать обитателей леса: волка, медведя, лису, зайца?»
3) Пальчиковые игры. Эти игры активизируют деятельность мозга, развивают мелкую моторику рук, способствуют развитию речи и творческой деятельности. Пальчиковые игры – это инсценировка историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук. Это даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вверху», «внизу», а в более старшем возрасте «слева», «справа».
Всю эту работу необходимо проводить в системе для более успешного усвоения детьми логических операций. Целесообразно использовать тематическое планирование. Каждая неделя содержит информационный материал по лексической теме. Таким образом дети легче осваивают операцию классификации. Познавательный цикл предполагает подробное изучение какого-либо объекта - анализ. На развитии речи идёт процесс синтеза – составление короткого рассказа об объекте на основе полученных знаний. На занятиях по изобразительной деятельности знания детей закрепляются на основе синтеза – сначала мысленного, затем – практического соединения частей в одно целое. Для закрепления материала используются: загадки, игры «Угадай по описанию», «Что лишнее?», «Что неправильно нарисовал художник?» и другие.
Наглядность – важнейший залог успеха в формировании логического мышления у детей младшего возраста. Это такой наглядный материал как картины, карточки с изображениями предметов, сами предметы, простейшие схемы-чертежи построек, материал для проведения исследовательской деятельности.
В работе по данному направлению необходимо использовать игровые приёмы: мотивацию, пальчиковую гимнастику, элементы драматизации, метод предварительной ошибки и другие. Всё то благотворно влияет на результаты работы по формированию логического мышления у детей младшего дошкольного возраста.