Нина Сиротинина
Консультация для начинающих воспитателей «Методика проведения занятия по развитию связной речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для начинающих воспитателей.
(в рамках работы школы начинающих воспитателей)
Тема: «Методика проведения занятия по развитию связной речи»
Воспитатель : Сиротинина Нина Сергеевна
МБДОУ д\с №39
План консультации
Публикация «Консультация для начинающих воспитателей „Методика проведения занятия по развитию связной речи“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
1. Теоретические аспекты обучения детей связному рассказыванию.
2. Практическая часть:
а) обучение воспитателей составлению связного рассказа по опорным картинкам;
б) обучение воспитателей составлению связного рассказа по схеме.
Обучение детей рассказыванию по картине является одним из направлений работы по формированию связной речи. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых детей.
Для методики обучения рассказыванию по картине существенное значение имеет понимание особенностей восприятия картин. Восприятию картин ребёнка надо учить, постепенно приводя его к пониманию того, что на ней изображено. Характер ответов детей зависит от её содержания, близости и доступности её сюжета, от опыта, умение рассматривать и характера вопросов воспитателя, определяющих умственную задачу.
Разные типы картин должны по-разному использоваться в связи с различными задачами обучения родному языку. Предметные картины располагают к занятиям, связанным с перечислением и описанием качеств и особенностей изображения предмета. Сюжетная картина наталкивает ребёнка на рассказ, связанный с действиями.
Требования к картине
1. Картина должна быть высокохудожественной.
2. Интересное, понятное содержание, воспитывающее положительное
отношение к окружающему.
3. Реалистическое изображение.
4. Доступность содержания и изображения.
Виды занятий по обучению детей рассказыванию по картине
1. Составление описательного рассказа по предметной картине.
2. Составление описательного рассказа по сюжетной картине.
3. Придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине.
4. Составление рассказа по последовательной сюжетной серии картин.
5. Составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту.
6. Творческое рассказывание по сюжетной картине.
Требование к рассказам детей.
1. Точное передача сюжета.
2. Самостоятельность.
3. Образность.
4. Целесообразность использования языковых средств (точное обозначение действий).
5. Наличие связей предложений и частей рассказа.
6. Выразительность.
7. Умение интонировать.
8. Плавность речи.
9. Акцентирование наиболее значимых слов.
10. Фонетическая чёткость каждой фразы
Занятия в младшей группе.
Цели:
1. Научить рассматривать картину, формировать умение замечать в ней самое главное.
2. Постепенно перейти от занятий номенклатурного характера, когда дети просто перечисляют изображённые предметы, объекты, к занятиям, упражняющим в связной речи (ответы на вопросы и составление небольших рассказов).
Структура занятия.
• часть Рассматривание картин с помощью вопросов воспитателя.
• часть Заключительный рассказ воспитателя, являющийся образцом для детей.
Основной приём проведения занятия - беседа.
К рассказыванию по картине дети подводятся постепенно. Используются дидактические игры с предметными картинками:
а) подобрать пару к указанной картинке. Назвать предмет, сказать какой он и что с ним делают.
б) игра «Прятки» (картинки прячут - расставляют по разным доступным местам, дети находят их, приносят, называют).
в) возможно, чтение воспитателем какого-либо авторского рассказа.
г) перед показом картины, необходимо вызывать интерес к ней у детей.
д) очень важно мотивировать речевую деятельность детей. Можно предложить детям внимательно посмотреть на картину, запомнить её, а дома нарисовать.
К концу года становится возможен переход к самостоятельным рассказам детей (как правило, они почти полностью воспроизводят рассказ воспитателя).
Характерные особенности занятий.
1) Чередование хоровых и индивидуальных ответов.
2) Обязательное наличие эмоциональных и игровых приёмов.
3) Использование литературных и художественных вставок.
Возможные приёмы для проведения занятия
1. Игра «Расскажи кукле»
2. Выбор объекта описания.
3. Показ игрушки, идентичной персонажу картины.
4. Инсценировка (в гости к детям приходит кукла, собачка, и дети разговаривают с ними).
5. Предложить ребёнку встать на место того, кто нарисован («Как будто это мы гуляем», «Как будто это наш котёнок»)
Занятия в средней группе
Цели:
Подвести детей к составлению небольшого связного повествования.
Виды рассказов по картине
1. Описательные рассказы по предметным и сюжетным картинкам.
2. Рассказывание по серии сюжетных картин (только после того, как дети научатся описывать предметные и сюжетные картинки).
Характерные особенности занятий
1. Рассказ по вопросам воспитателя (коллективный или совместный рассказ воспитателя и одного ребёнка). В конце занятия, подводя итог всем высказываниям, воспитатель даёт свой рассказ.
2. Рассказывание по образцу («Расскажите, как я»)
3. В конце года, если дети научились рассказывать по образцу, можно постепенно усложнять задание, подведя к самостоятельному рассказыванию.
4. Рассказ по плану (например, «Таня и голуби», где гуляет Таня, что она делает, во что играет, что видит за забором? и т. п).
Структура занятия. 1. Рассматривание картинки.
2. Беседа, уточняющая основное содержание картины и её детали.
3. Рассказ воспитателя (можно дать описание одного персонажа, а остальных дети описывают самостоятельно).
4. Помощь воспитателя (пояснения, касающиеся последовательности описания, словаря, связи предложений).
Рассказ по серии сюжетных картин.
Рассматривается и описывается каждая картина из серии.
Выделяются начало, середина, конец развивающегося во времени сюжета.
Высказывания детей объединяются в один сюжет воспитателем или детьми.
Занятия в старшей группе.
Цели:
1. Учить детей правильно понимать содержание картины.
2. Воспитывать чувства ( в зависимости от сюжета картины: любовь к природе, уважение к данной профессии и т. д.)
3. Учить составлять связной рассказ.
4. Активизировать и расширять словарный запас.
5. Развивать внимание, память, инициативность, мышление.
Характерные особенности занятий
1. Повторный просмотр картины, уточнение основных моментов сюжета.
2. Приё мы: вопрос, план, коллективное рассказывание, обсуждение последовательности повествования, творческое задание.
3. Руководящая роль воспитателя в понимании и правильном выполнении задания «Тебе сказали «расскажи», а ты одно слово сказал; «Нужно придумать, что дальше было. Самому придумать, потому что на картине это не нарисовано», «Я дала задание рассказать про этих ребят, а ты о другом рассказываешь».
4. Рассказ воспитателя (не простое его воспроизведение, а обобщённое). Образец чаще всего касается части картины, наиболее трудной, менее яркой, а потому и незаметной для детей).
Приёмы составления коллективного описательного рассказа по серии
картинок.
1. Начало составляет воспитатель, заканчивают дети.
2. Начинает один ребёнок, продолжает другой.
Составление описательных рассказов.
1. Подбор названия картины (задание типа «Как назвал художник эту картину?», «Как можно назвать эту картину?»)
2. Характеристики самого существенного и деталей.
3. Придумывание начала и конца к сюжету, изображённому на картине.
4. Вопросы детям по сюжетной линии повествовательного рассказа.
5. Составление коллективного рассказа по картине:
а) дети придумывают, что с героями было раньше;
б) излагают события, изображённые на картине;
в) придумывают последующие действия, поступки и приключения героев.
6. Включение элемента - соревнования: рассказ, какой группы окажется наиболее интересным?
7. Оценивание рассказов товарищей, как по содержанию, так и по форме, замечание удачных слов и выражений, точно отражающих содержание картины или метко характеризующих события, которые предшествовали изображённому.
Одну и ту же картину можно использовать в течении года несколько раз, но при этом ставить разные задачи, постепенно усложняя их. После того, как дети овладеют навыками свободного рассказывания, можно предложить две или несколько картин (уже выдуманные или даже новые).
Творческое рассказывание по картине.
В порядке возрастания сложности:
1. Составление рассказа с добавлением последующих событий.
2. Составление рассказа с заменой объекта.
3. Составление рассказа с заменой действующего лица.
4. Составление рассказа с добавлением предшествующих событий.
5. Составление рассказа с добавлением предшествующих и последующих событий.
6. Составление рассказа с добавлением объекта.
7. Составление рассказа с добавлением действующего лица.
8. Составление рассказа с добавлением объектов и действующих лиц.
9. Составление рассказа с изменением результата действия.
10. Составление рассказа со сменой времени действия.
Предварительная работа
Анализ содержания картины: установление места действия, свойств объектов и предметов, целей действия каждого персонажа, причинно- следственных связей между объектами и явлениями.
Составление рассказа по картине.
Приё мы:
1. Перед составлением рассказа воспитатель объясняет ребёнку, что будет записывать каждое правильно составленное им предложение.
2. При составлении рассказа воспитатель следит за его связанностью, последовательностью, объяснением причинно-следственных взаимосвязей (не только что и когда происходит, но и почему).
3. При необходимости помогает ребёнку, исправляет неточности, добавляет слова и выражения
4. Если ребёнок не может составить рассказ, взрослый составляет его, а ребёнок, после прослушивания, воспроизводит.
Планирование творческого рассказа
1. Трансформация сюжета в соответствии с видом творческого рассказывания.
2. Обсуждение замысла.
3. Выбор зачина, кульминации, развязки (начала, сердцевины, конца истории).
4. Составление «предикативной цепочки» (перечень глаголов, соответствующих последовательно разворачиваем действием и называемых ребёнком с целью составления программы, плана развёрнутого высказывания).
5. Построение план, а изложения (можно в графическом варианте)
6. Устанавливание объекта для прямой речи.
7. Придумывание заголовка к рассказу.
Приёмы
1. Объяснение задачи изменения сюжета картины (добавление последующих событий, замена объекта и т. д.)
2. Ребёнок придумывает название рассказа, чтобы в ходе рассказывания соотносить содержание с заглавием.
3. Осознанное и последовательное называние всех действий в
предполагаемом рассказе.
4. Составление ребёнком графического плана (рисунки - символы
основных этапов повествования).
5. Уточнение слов, с которых ребёнок начинает рассказ
(«Однажды», «Как- то раз», «В один летний день» и т. д.)
6. Уточнение финальных фраз, в которых отразятся мораль либо смысл высказывания.
7. На первом этапе - образец рассказа
8. Запись рассказа взрослым для обсуждения и оценки.
Анализ и оценки творческого рассказа
1. В соответствии с целью занятия.
2. Такт, корректность, доброжелательность оценки взрослого и разумная требовательность.
3. Одобрение высказываний.
4. Ошибочные слова не повторять или обсуждать. Их необходимо заменить правильными в собственной речи, а затем предложить ребёнку повторить ребёнку фразу целиком.
Рассматривание пейзажных картин.
1. Предварительная работа - наблюдения разнообразия и красоты окружающей природы.
2. При рассматривании целесообразны вопросы:
а) Что художнику хотелось рассказать нам про это сюжет? (про деревья, луг? и т. д.)
б) Почему художник так назвал свою картину?
в) Что художнику кажется интересным и красивым?
г) «Про что?», «О чём?»
3. Исследование музыки и поэзии.
4. Активизация опыта детей (Какое у вас бывает настроение, когда вы играете в снежки, когда мамы нет дома, когда вы болеете)
5. Рассказ - образец воспитателя или литературный образец.
6. В начале и в ходе занятия воспитатель может сказать несколько слов о художнике, написавшем картину.
7. Сравнение разных по настроению картин.
Занятия в подготовительной группе.
1. Исследуются все типы картин, все виды детских рассказов. Особое внимание уделяется самостоятельности и творчеству. В качестве образца часто используется художественное произведение.
2. Рассматривание картин осуществляется по частям.
3. Используются творческие задания, детям предлагается самим задавать вопросы.
4. Активизация словаря, обогащение образными выражениями.
5. Воспитатель может начать рассказ об одном эпизоде, а дети продолжают. Можно использовать указания кому начинать, о чём рассказать сначала, в какой последовательности развить сюжет
6. После пояснений и указаний дети принимают участие в коллективном рассказывании.
7. Образец предлагается лишь в том случае, если дети плохо владеют умение связно излагать содержание картины. На таких занятиях лучше дать план, подсказать возможный сюжет и последовательность рассказа.
Рассматривание натюрмортов
1. Вывешивается несложная картина, картина с изображением посуды, цветов, фруктов. Воспитатель воспроизводит эту картину на столе, разложив соответствующие предметы так, как они нарисованы на картине.
2. Соответствие натюрморта детьми с одновременным описанием: цвет, сочетание красок, фон, форма предметов. Затем это всё сравнивается с картиной.
3. В конце года самостоятельное описание натюрмортов.