Наталья Баюшева
Консультация «Читаем детям, читаем вместе с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
“Читаем детям, читаем вместе с детьми»
«Судьба ребёнка зависит от того, какие взрослые люди его окружают»
Детская литература – это богатая сокровищница отечественных и зарубежных стихов, сказок, рассказов и повестей, рассчитанных на разные возрастные группы. Часто на последней странице книг можно увидеть пометку «для чтения родителями детям», «для дошкольного возраста», «для младшего школьного возраста». В наше же в настоящее время, данный вопрос актуально расширился: в свет вышли новые авторы, новые работы, переделаны нами, родителями, с детства обожаемые книги. К сожалению в этом всем сложно найти быстрое решение, хотелось бы видеть не только, притягивающую интерес, книгу, а также узнать, будет ли она верным вариантом для наших детей.
Публикация «Консультация „Читаем детям, читаем вместе с детьми“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2021
У ребенка заинтересованность в книжках идет напрямую от влияния на это родителей, нас взрослых. Мы обязаны и выбрать нужную книгу и прочитать ее доступно и поговорить о ней с ребенком.
Как же все это сделать? С помощью чего именно добиться у ребенка интереса к прослушиванию книг?
Но мы то знаем, что единственным и верным выходом будет чтение вслух.
Длительность чтения той или иной книги, напрямую зависит от возраста ребенка, а также его личных особенностей, но и сам сюжет книги должен быть прост и понятен, но если малыш не будет эмоционально настроен на книгу, то все может быть в эту секунду зря. Главное нужно помнить, что ребенок должен ждать чтения книги, как праздника. Необходим вырабатывать привычку, чтобы в дальнейшем ребенок мог онализировать и ждать подачи новой, интересной информации.
Читать вслух нужно правильно, это не так просто как кажется. И сложность здесь даже не столько в умении делать необходимые паузы и делить текст на смысловые куски. Важно понимать и интересоваться самому тем, что ты читаешь ребенку. Именно благодаря этому вы сможете правильно прочитать то или другое произведение. Также нужно чтобы был контакт эмоций при чтении и после чтения.
Много книг, которые просто невозможно прочитать с первого и со второго раза. Порой наоборот, контак возникает с первых строк произведения. Вас, взрослых, даже просят прочитать еще и еще. Это может быть вызвано разными абсолютно причинами. Все же не стоит забывать про границы чтения книг. Обязательно нужно чередовать книги и почаще.
Не всегда правильно читать детям дошкольного возраста только те книги, которые на раз. Можно и нужно читать большие книги, многостраничные. Главное при чтении уметь разделять границы, а именно, что читать в этот вечер, а что в следующий. Ткую книгу вы будете читать долгое вуремя, но в этом есть много плюсов. Читайте небольшими рассказами, это вызовет интерес больший.
Старайтесь ребенка сделать другом книжным персонажам. Для этого можно испльзовать игрушки, различного вида театры. Назовите именем главного героя и сопровождайте день его словми или песнями.
Малыш полюбит Винни-Пуха и будут с удовольствием слушать эту книгу хоть целый год.
Но просто прочитать книгу, даже очень выразительно, поиграть в ее героев недостаточно. С ребёнком необходимо еще поговорить о книжке, поговорить в самом процессе чтения.
Вообще нужно стараться всегда читать малышу «не просто так». Рассматривать вместе иллюстрации и разговаривать про них. Вспоминать похожие, живые, жизненные ситуации — и опять разговаривать про них. Придумывать продолжения рассказов или представлять себя на месте действующих лиц, т. е. всячески стимулировать и пробуждать детскую активность, детскую творческую фантазию.
Разговоры о книгах, безусловно, должны иметь и чисто педагогическую направленность. Как ребенок запомнил содержание рассказа? Как понял его? Сумеет ли связно пересказать, ответить на вопросы?
Если сумеет, то попробуйте предложить ему пофантазировать: сочинить продолжение рассказа или свой рассказ, сказку. Так чтение будет способствовать развитию памяти, связной речи, логического мышления.
Читать книги малышам очень интересно. И здесь взрослый может проявить все свои таланты и умения. Давайте пофантазируем, какие возможности таит в себе, например, всем известная русская народная сказка «Три медведя» в обработке Л. Н. Толстого.
Эта сказка маленькая, ее можно прочитать за десять минут. Прочитать — и все. А если поставить эту сказку в домашнем кукольном или теневом театре? Что ж, попробуем. Сначала надо распределить обязанности. Папа или старший брат пусть станет главным режиссером и постановщиком; мама вместе с бабушкой, сестрой и малышом — костюмерами; дедушка пусть готовит ширму и декорации. А куклы и медведь есть у каждого ребенка.
Разучивание пьесы не составит труда. И взрослые, и маленькие участники спектакля быстро выучат слова своей роли и с восторгом будут вопрошать: «Кто сидел на моем стуле и сломал его!»
Если же все это покажется слишком трудным, можно поставить сказку и без кукол. Придумать для каждого исполнителя какую-нибудь характерную деталь туалета (кофту и платок для Настасьи Петровны, шляпу и пиджак - для Михаила Ивановича) и разыграть пьесу прямо в комнате, без сцены и декораций, или просто прочитать, сидя за столом.
Можно и иначе познакомиться со сказкой «Три медведя». Сначала прочитать ее, а потом вылепить всех героев из пластилина, смастерить из картофеля, шишек, лоскутков и палочек.
Из этих примеров видно, как можно читать книги малышам, читать так, чтобы вызвать у них стремление не расставаться с героями, продолжить действие книги, чтобы книжные герои не только запомнились, но и полюбились, чтобы малыш принял их в свою игру.
Особого внимания заслуживают стихи, которые так близки детям. Иногда кажется, что в ритме стиха выражен сам ритм детского движения, мышления, биения детского сердца. Наверное, поэтому так легко, играючи, могут маленькие ребята запоминать стихотворные строки. Это происходит у них как будто непроизвольно. Но взрослые должны и здесь вмешиваться, осторожно и настойчиво отбирать для ребенка лучшие образцы детской поэзии, позаботиться о том, чтобы с возрастом расширился и круг поэтических привязанностей малыша. Диапазон здесь огромный. От стихотворной азбуки, которая весело и незаметно поможет ребенку выучить алфавит, до сюжетных длинных стихотворных сказок и произведений литературной классики.
Взрослый человек, читающий ребенку книгу, взрослый человек, просто выбирающий эту книгу для ребенка, неизбежно становится «соавтором» писателя и художника, продолжателем их педагогических и художественных замыслов.
Взрослый человек, - то необходимое связующее звено, которое соединяет новую, только что возникшую жизнь малыша с бесконечным миром творчества, миром книги. И значение этой связи трудно переоценить.