Нэля Генефико
Консультация «Цели дошкольного образования. Компетентности дошкольного детства»
▼ Скачать + Заказать документы
(краткие подсказки для воспитателей)
Дошкольное образование - единственная образовательная ступень, которая не предполагает государственной аттестации результатов на выходе из дошкольной образовательной организации по количественным и качественным показателям. Это дает основания для принятия результатов дошкольного образования как широкого диапазона индивидуально реализованных и потенциальных возможностей. Сущностной особенностью образования дошкольников является не овладение определенным содержанием (суммой знаний, умений и навыков, а становление, развитие ребенка и проявление им основ ключевых компетентностей (социальной, коммуникативной, информационной, деятельностной, здоровьесберегающей).
Темочки:
Проявление компетентности заключается в достижении положительного результата в какой-либо деятельности. Важно не путать профессиональную компетентность и ту, что должна быть свойственна каждому человеку, живущему в обществе. Для воспитателя важно понимать суть ключевых компетентностей, присущих именно дошкольному детству-периоду активного вхождения в Большой Мир.
Итак, целевые ориентиры дошкольного образования в разном возрасте, представленные в обобщенном виде во ФГОС ДО, можно конкретизировать в виде ключевых компетентностей - показателей развития и базисных характеристик личности на разных возрастных этапах.
Как помочь ребенку стать компетентным?
• Понять, что компетентными не рождаются, ими становятся. Основанием для становления и развития компетентности является самостоятельная активная деятельность (ребенок должен иметь возможность действовать в пределах разумного и безопасного).
• Помочь ребенку осознать свое право действовать. Важно проговаривать действия ребенка: «Я вижу, ты…», «Ты решил сделать…» и т. п. Со старшими дошкольниками можно вместе продумывать и планировать, записывая идеи на бумаге и отмечая их выполнение.
• Радоваться тем результатам, которых достигает ребенок. Похвала и поддержка побуждает двигаться дальше.
Социальная компетентность
Умение взаимодействовать с различными людьми в различных ситуациях (сверстниками, старшими, младшими). Ребенок учится существовать в мире человеческих отношений, принимать на себя разные социальные роли и действовать в соответствии с ними.
Как помочь ребенку овладеть нужными навыками:
1. Позволять детям из разных групп активно взаимодействовать (во время прогулки, в ходе проектной деятельности и т. д.)
2. Приглашать в группу родителей, друзей ребенка, гостей из других групп.
3. Уважать право ребенка на избирательность в общении.
4. Предлагать способы установления контакта, подсказывать нужные слова. Помогать детям, когда они испытывают затруднения.
5. Расширять социальные горизонты детей, используя технологию сетевого взаимодействия дошкольного учреждения с объектами социального окружения (музеи, библиотеки, магазины, театры, и т. д.).
Коммуникативная компетентность
Взаимодействие людей возможно, но неэффективно без общения. Важно умение донести до других людей свои мысли (идеи, суждения, планы, цели). Для этого нужно сделать свою речь понятной, четко и правильно произносить слова. Вместе с тем нужно уметь слушать и понимать речь других, адекватно реагировать на высказывания.
Как помочь ребенку овладеть нужными навыками:
1. Разговаривать с ребенком дома и в детском саду, рассказывать сказки, стихи, петь песенки даже когда он, совсем крохотный, и не может еще понять смысл слов.
2. Помогать правильному произношению отдельных слов, строить фразы.
3. Задавать уточняющие вопросы, помогая ребенку выделить суть в его выказывании, использовать открытие вопросы для получения развернутых ответов.
4. Вовлекать детей в обсуждение ситуаций, возникающих в течение дня, предлагать высказать свою точку зрения по различным поводам.
5. Записывать идеи, оригинальные высказывания, рассказы, вместе делать подписи к фотографиям или рисункам.
Деятельностная компетентность
Инициатива, целенаправленная активность, ответственность и самостоятельность, умение четко формулировать свои цели, определить последовательность действий, какими средствами они могут быть достигнуты, какая коррекция нужна по ходу и какие этические нормы должны быть соблюдены и т. д.
Как помочь ребенку овладеть нужными навыками:
1. Быть терпеливыми и терпимыми к тому, что делает ребенок по своей инициативе.
2. Помочь ребенку взять на себя ответственность, высказывать одобрение «Ты решил сделать…», позволять идти на риск в ситуациях, безопасных для жизни и здоровья.
3. Помочь ему осмыслить и оценить последовательность и рациональность действий, качество полученного результата.
4. Понимать, что ребенок все делает в присущем ему темпе, в своей логике, на уровне тех умений, которыми обладает.
5. Поддерживать стремление использовать полученный результат.
6. Понимать, что не все действия ребенка могут быть результативными: чем меньше ребенок, тем больше его привлекает сам процесс.
Здоровьесберегающая компетентность
Ребенок дошкольного возраста еще не может сознательно относится к своей жизни и здоровью как таковым. Ребенок может лишь осознанно выполнять необходимые действия, которые прививают ему навыки гигиены и поддерживают его стремление к активному движению.
Как помочь ребенку овладеть нужными навыками:
1. Соблюдать самим гигиенические нормы. Легче всего ребенок овладевает необходимыми навыками, подражая, перенимая способы действия близких взрослых.
2. Не говорить ребенку «нет» и «нельзя» в раннем возрасте, когда ребенок тянется к воде, зубной щетке и т. д., требует сменить ему немного испачканную одежду. В этом возрасте он проживает сензитивный период, в который формируются навыки аккуратности и опрятности.
3. Пояснять причины и следствия явлений, влияющих на состояние здоровья ребенка: причины простуд, важность закаливания и физической активности.
Информационная компетентность
Это умение использовать различные источники получения знаний, умений (готовность самостоятельно работать с литературой, контактировать с коллегами, учиться на собственном опыте). Ребенок как раз и учится этому всеми доступными ему средствами – через собственные действия в играх, через наблюдение, общение с разными людьми, через книги, просмотр телепередач, походы и поездки с родителями.
Как помочь ребенку овладеть нужными навыками:
1. Помочь усвоить, что информационная компетентность и умение работать (играть) на компьютере-не одно и то же.
2. Помогать осмысливать источники информации, проговаривая: «Мы с тобой прочитали книжку и узнали…», «Мы посмотрели в окошко и увидели…», «Ты сделал вместе с папой и научился…» и т. п.
3. Предлагать конструкцию из трех последовательных вопросов: «Что ты знаешь?», «Что ты хотел бы узнать?», «Что можно сделать, чтобы узнать?».
4. Отвечать на вопросы ребенка, даже если они сложны и несвоевременны, вместе искать информацию о том, что его интересует.
5. По возможности записывать, зарисовывать все то, о чем вы узнали вместе.
6. Обязательно рассказывать воспитателям о том, что интересует ребенка, демонстрировать ваши совместные достижения, делать их достоянием всех детей, с которыми ребенок общается в детском саду.
Чтобы понять ситуацию в развитии ребенка, не обязательно подвергать его психолого-педагогическому обследованию, можно начать с наблюдения и осмысления увиденного.
Наблюдение - основной источник получения информации для педагога.
Наблюдать за ребенком нужно в разных видах деятельности в течение некоторого периода.
Цели педагогического наблюдения:
• увидеть динамику в развитии ребенка
• установить уровень проявления ключевых компетентностей дошкольника
• определить интересы, умения и потребности, способности (следует наблюдать за тем, какие занятия выбирает, когда есть возможность выбора, как он действует, что говорит, как относится к себе и своим действиям, к другим людям и т. д.)
Источники получения информации для оценки индивидуального развития ребенка
• карта наблюдения (оценка уровня достижений по областям развития);
• информационные листы (ежедневные записи планов детей на день);
• «чек-лист» для учета работы ребенка в центрах активности (помогает отследить, как часто ребенок выбирает тот или иной центр активности);
• модель трех вопросов: «Что мы знаем?», «Что мы хотим узнать?», «Что нужно сделать, чтобы узнать?» (мотивация детей при подготовке к проектной деятельности);
• план тематического проекта (предложения детей);
• описание достижений детей (стенд «наши успехи»);
• открытые вопросы: вопросы типа «Кто такие друзья?», «О чем ты думаешь, когда смотришь на небо?» позволяют понять, как ребенок осознает мир;
• беседы с ребенком и членами его семьи;
• сведения из портфолио ребенка;
• продукты детской деятельности ребенка;
• фото, аудио, видеозаписи.
Как увидеть и оценить прогресс в развитии ребенка?
Свидетельством эффективного развития ребенка является способность успешно действовать в конкретной ситуации, т. е. компетентность. Компетентность проявляется индивидуально в зависимости от степени заинтересованности, склонности, способности к тому или иному виду деятельности: один ребенок более успешен в общении, другой-в придумывании и организации затей, третий – в исследовании окружающего мира и т. д.
Оценка уровня развития ребенка через оценку его компетентностей соответствует целевым ориентирам Стандарта дошкольного образования (П4.6 ФГОС ДО).
Оценка достижений ребенка по пятиуровневой шкале
Совокупность наблюдаемых факторов позволяет сделать выводы об уровнях сформированности основ ключевых компетентностей ребенка, определить сильные стороны и области развития, требующие дальнейшей работы, вписать уровни проявления ключевых компетентностей в журнал динамики развития детей группы. Оценочным ключом для фиксации достижений ребенка является пятиуровневая шкала.
Оценочный ключ фиксации достижений ребенка по пятиуровневой шкале:
0-й уровень-ребенок не демонстрирует умение;
2-й уровень-ребенок демонстрирует умение в единичных случаях;
3-й уровень-ребенок демонстрирует умение относительно некоторых людей, в отдельных видах деятельности;
4-й уровень-ребенок демонстрирует умение часто, относительно большинства людей, в большинстве видов деятельности;
5-й уровень-ребенок демонстрирует умение постоянно
*см. : Журнал динамики достижения детей / С. В. Никитина, Н. Г. Петрова, Л. В. Свирская. – М. : Линка-Пресс, 2008
Подводя итог
Надо стремиться к тому, чтобы у ребенка была возможность и дома, и в детском саду проявлять инициативу и активность в разнообразных, самостоятельно выбираемых или предложенных взрослыми видах деятельности: общении, играх, продуктивных, поисково-практических и иных видах деятельности; чтобы ребенок был открыт внешнему миру, уверен в своих силах, положительно относился к себе и к другим, умел подчиняться правилам и социальным нормам - в целом был компетентным.
Литература:
1. Нормативная база современного дошкольного образования: Закон об образовании, ФГОС ДО, порядок организации образовательной деятельности.
2. Л. В. Михайлова-Свирская. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста. Пособие для педагогов. ФГОС. М., Просвещение, 2019
3. С. В. Никитина, Н. Г. Петрова, Л. В. Свирская. Журнал динамики достижения детей. М. : Линка-Пресс, 2008
4. Давидчук А. Н. Индивидуально-ориентированное обучение детей (3-5 лет). М., Мозаика-Синтез, 2000