Светлана Христенко
«Беречь все, что делает нас россиянами». Из опыта работы по патриотическому воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Патриотизм- это твоё и моё, личное, родовое,
историческое чувство, это наше достояние и
ответственность. И оно способно, если о нём
не забывать, благотворно действовать и в
повседневной жизни, способно строить твоё сознание,
твоё мировоззрение, твои поступки и всю жизнь».
Б. Шергин.
В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий, касающихся общественной жизни, политики, системы государственного и местного управления. Ушли в прошлое некоторые праздники, появились новые; информация об армии и событиях, происходящих в ней, стала более открытой; в молодежной среде все чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием; средства массовой информации усиленно пропагандируют западный, чуждый нам уклад жизни. В связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России.
Публикация «„Беречь все, что делает нас россиянами“, Из опыта работы по патриотическому воспитанию дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Поэтому одним из центральных направлений в работе с детьми становится патриотическое воспитание. Обращение к отечественному наследию прививает уважение к земле, у ребенка появляется чувство гордости за нее. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом относиться к истории и культуре других народов
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.
С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи и традиции? Чем украшали свой быт? О чем мечтали? Ответить на эти и подобные вопросы – значит восстановить связь времен.
Основным направлением в моей работе является обеспечение правильного подхода к патриотическому воспитанию детей с учётом их возможностей, уважения их интересов и любых индивидуально - творческих проявлений.
Для этого я обратилась к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли чувства наших предков.
Поставив задачу познакомить своих воспитанников с устным народным творчеством и некоторыми видами народного искусства, основой системы воспитания ляжет знакомство с русским фольклором. Уже первые шаги в данном направлении показали, насколько велик интерес детей.
Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) и рассчитан на два года. В ней нашли отражение вопросы ознакомления детей с историческими корнями нашей страны,, жизнью и бытом русского народа, Занятия проводятся 4 раза в месяц, длительностью в старшей группе 25-30 минут, в подготовительной группе 30-35 минут.
Основой составления проекта является «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Также использованы такие учебно-методические пособия, как: О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», «Знакомство детей с русским народным творчеством»
Занятия начались с большого блока «Культура и традиции» Здесь произошли знакомства с местом проживания наших предков, строительством жилища, знакомятся дети с бытом и традициями на Руси: гостеприимством, почитанием родителей, самобытностью русской кухни. Занятия проводятся в виде посиделок в русской избе у русской печки. Знакомимся с предметами народного быта. Загадываем загадки. Разыгрываем представления по мотивам сказок, разыгрываем потешки. Повторяем знакомые и заучиваем новые пословицы, поговорки, скороговорки. Проводим русские народные игры.
Знакомясь с культурой и традициями на Руси, вмести с родителями стали создавать мини музей. Собираем предметы старинного русского быта. У нас есть сруб избы, сруб колодца, русская печь, настоящие лапти, куклы национальных костюмах, предметы русских народных художественных промыслов.
Следующий блок «Из истории мужской и женской одежды, обуви, головных уборов»
Для знакомства с этим блоком приглашали из краеведческого музея на развлечение «Секреты бабушкиного сундука». «Кроили» из бумаги сарафаны, рубахи и портки. Разукрашивали их в народном стиле, Решили что родители, сошьют костюмы своим детям. И теперь все обрядовые праздники мы проводим в костюмах.
В этом году мы проводим знакомства с русскими народными художественными промыслами, русскими народными праздниками. Устраиваем посиделки у самовара. Организуем и проводим ярмарки. Дети продолжают знакомства с устным народным творчеством : сказками, былинами, потешками, закличками, праздниками, обрядами, народным декоративно- прикладным искусством. Очень важно сформировать у детей общее представление о народной культуре ее богатстве и красоте, учить детей любить и ценить народную мудрость, гармонию жизни.