Мелихова Ирина Валерьевна
Консультация «Артикуляционная гимнастика — основа формирования правильного звукопроизношения у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
По современным нормативам ребенок должен овладеть всеми звуками своего родного языка к 6-7 годам. Однако, статистика показывает, что далеко не все дошкольники к этому возрасту успешно овладевает правильным произношением звуков.
Нарушение произношения может быть вызвано следующими причинами:
1. Дефектами строения артикуляционного аппарата.
Публикация «Консультация „Артикуляционная гимнастика — основа формирования правильного звукопроизношения у дошкольников“» размещена в разделах
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Консультации для родителей
- Темочки
2. Недостаточной сформированностью артикуляционных движений.
3. Недостатками в развитии фонематического слуха.
Недостаток звукопроизношения оказывает негативное влияние на эмоционально-психическое состояние ребенка и мешает не только его развитию, но и общению со сверстниками, полноценной социализации.
Научить детей дошкольного возраста говорить чисто и правильно – важнейшие цели, которые стоят перед логопедами, воспитателями и родителями. Правильное произношение может быть сформировано лишь в том случае, если у ребенка хорошо развиты подвижность и переключаемость органов артикуляции, а именно: мимической мускулатуры, языка, губ, мягкого неба, маленького язычка.
На важность и необходимость своевременного формирования артикуляционной моторики у детей указывали многие отечественные исследователи — Роза Ефимовна Левина, Михаил Ефимович Хватцев, Федор Федорович Рау, Татьяна Борисовна Филичева, Мария Федоровна Фомичева, Галина Васильевна Чиркина и другие
Поэтому успешное формирование правильного звукопроизношения невозможно без предварительной подготовки, а именно проведения артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики как раз и состоит в том, чтобы нормализовать качества выполнения движений: развивать силу, точность, координацию движений, способность удерживать артикуляционную позу и переключаться с одного движения на другое.
Артикуляционная гимнастика бывает двух видов : пассивная (взрослый выполняет движения за ребенка) и активная (ребенок самостоятельно выполняет упражнения).
В зависимости от того, чему мы будем учить ребенка, либо переключаться с одной позы на другую, либо удерживать позу, артикуляционные упражнения делятся на динамические и статические.
К статическим относятся: «улыбка», «трубочка», «окошко», «лопатка», «иголочка» они служат для формирования артикуляционного уклада.
Динамические упражнения: «улыбка-трубочка», «качели», «часики», «лопатка-иголка».
Существуют комплексы упражнений для активных органов артикуляции :
• губ,
• нижней челюсти,
• языка,
• мягкого нёба,
• мимической мускулатуры (щёк).
А также специфические комплексы упражнений с учетом фонетической группы:
• Для заднеязычных звуков;
• Для переднеязычных звуков (т, т’, д, д’, н, н’) звуков;
• Для губных звуков;
• Для свистящих звуков;
• Для шипящих звуков;
• Для сонорных звуков;
• Для мягких звуков;
• Для звонких звуков.
Принципом отбора артикуляционных упражнений служит характер дефекта произношения и целесообразность рекомендуемых движений для правильного произнесения данного звука
Недостаточно только отобрать нуждающиеся в коррекции движения, нужно научить ребенка правильно применять соответствующие движения, выработать точность, чистоту, плавность, силу, темп, устойчивость перехода от одного движения к другому
Точность движения речевого органа определяется правильностью конечного результата, что может быть оценено конечным местоположением и формой этого органа.
Плавность и легкость движения предполагают движения без толчков, подергиваний и дрожания органа.
Темп — это скорость движения. Вначале движение производится несколько замедленно, взрослый регулирует темп при помощи отстукивания рукой или счета вслух, постепенно убыстряя его. Затем темп движения должен стать произвольным — быстрым или медленным.
Устойчивость конечного результата означает, что полученное положение органа удерживается без изменений произвольно долго.
Переход (переключение) к другому движению и положению должен совершаться плавно и достаточно быстро.
Как проводить артикуляционную гимнастику?
1. Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично, в противном случае новый навык не закрепиться. Желательно заниматься ежедневно 2 раза в день по 3-5 минут (лучше, чтобы после последнего приема пищи прошло не менее 1 часа). Не следует предлагать детям более 2-3 заданий за один раз, каждое выполняется по 5-6 раз.
Статические упражнения выполняются по 5-7 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
2. Артикуляционные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом. Размер зеркала должен быть таким, чтобы ребенок видел в нем себя и взрослого.
3. Прежде чем начать занятия, лучше познакомить ребенка с названиями артикуляционных органов. Такое знакомство лучше провести в форме сказки. В результате ребенок должен усвоить названия органов: зубы, нижняя и верхняя губа, небо, язык.
4. Артикуляционную гимнастику выполняйте не торопясь, под счет, следя за точностью, координированностью движения, за полнотой объема.
При отборе заданий для артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать определенную последовательность, идти от простых к более сложным. Рекомендуется проводить их эмоционально, в игровой форме. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то задание недостаточно хорошо, не следует вводить новых, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
Артикуляционную гимнастику выполняйте сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Дети сидят за столами или полукругом перед воспитателем. Размещать детей надо так, чтобы они все видели лицо воспитателя, которое должно быть хорошо освещено, губы ярко окрашены. Взрослый должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Не надо забывать и правила личной гигиены. У ребенка всегда должен быть чистый платочек, чтобы вытирать губы, обязательно чисто вымытые руки и у ребенка, и у взрослого.
Работа организуется следующим образом:
1. Воспитатель рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
2. Показывает его выполнение.
3. Упражнение выполняет каждый ребенок по очереди, а воспитатель проверяет правильность выполнения.
4. Упражнение выполняют все дети одновременно.
Инструкция к упражнению должна быть короткой и понятной ребенку.
• Улыбнись
• Покажи зубы,
• Приоткрой рот,
• Положи широкий язык на нижнюю губу и удержи под счёт.
Каждое артикуляционное упражнение имеет название, которое отражает его сущность. Для лучшего запоминания необходимо создать образ упражнения, поэтому используется картинка.
Артикуляционные упражнения могут быть использованы в любых возрастных группах, выполняются по нарастающей от младшей группы к подготовительной. Гимнастика, адресованная детям двух, трех, четырех лет стимулирует естественное появление звуков.
Детям 2 младшей группы рассказывают, что в речи принимают участие рот, губы, зубы, язык, кончик языка. Знакомят со следующими упражнениями: улыбка, заборчик, трубочка, птенчики, змейка, часики, качели (динамические упражнения).
В средней группе вводятся новые понятия – верхняя и нижняя губа, верхние и нижние зубы, бугорки за верхними зубами.
В старшей и подготовительной группе уже идет работа по формированию артикуляторной моторики. Дети пяти, шести лет и старше смогут при помощи артикуляционной гимнастики преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.
В старшей группе вводится понятие – спинка языка. Следим за плавностью, легкостью, переключаемостью в динамических упражнениях, точностью и устойчивостью при выполнении статических упражнений.
В подготовительной группе уделяем внимание упражнениям на дифференциацию звуков, соотнесение движений с произнесением звуков. Например, «губы улыбаются, когда произносим звук И».
Работа воспитателя по формированию звукопроизношения и работа логопеда по исправлению произношения звуков различны по организации, приемам, по продолжительности и требуют различных знаний, умений, навыков. Рассмотрим по этапам эти отличия:
Работа воспитателя и логопеда
Факторы Воспитатель Логопед
Педагогическая цель Стимулирует естественное появление звуков Преодолевает сложившиеся нарушения звукопроизношения
Формы организации гимнастики Преобладает фронтальная форма организации гимнастики Преобладает индивидуальная форма организации гимнастики
Адресация упражнений Преобладают общеразвивающие упражнения Преобладают специфические упражнения
Характер выполнения упражнений Преобладают динамические упражнения Преобладают статические упражнения
Роль воспитанника в процессе коррекции Используется активная артикуляционная гимнастика Используются пассивная, пассивно-активная и активная артикуляционная гимнастика
Критерии отбора упражнений Учет нормальной артикуляции вызываемого звука, возможность использования зрительного контроля со стороны педагога Учет нормальной артикуляции вызываемого звука, учет конкретной формы (пропуск, замена, искажение)
нарушения воспитываемого звука, учет индивидуальных особенностей и возможностей ребенка
Нагрузка Умеренная, доступная для большинства детей От минимальной до максимальной
Таким образом, и воспитатель, и логопед должны ясно представлять характер и особенности своей работы, чтобы, помогая друг другу, достигнуть единой цели – воспитать у ребёнка правильную речь и подготовить его для успешного обучения в школе.
Одним из наиболее важных принципов в работе с детьми, особенно с нарушением звукопроизношения является принцип повторяемости. Но одни и те же упражнения, повторяющиеся из занятия в занятие, быстро надоедают ребенку.
Для того чтобы заинтересовать детей, упражнения объединяются в небольшие сказки. Ведь все люди на свете любят сказки. И эта любовь начинается с детства. Истории с движениями, как правило, легче и быстрее запоминаются, потому что опираются на принцип активности. Он заключается в том, что человек усваивает 10% из того, что слышит, 50% из того, что видит, и 90% из того, что делает. Можно рассказывать сказку и одновременно выполнять упражнения.
В младших группах в основном используются сказки о прогулках веселого язычка.
В старших и подготовительных группах также используются сказки, но уже более серьезные, например, авторские сказки Т. В. Рожковой «Божья коровка», «Загадочная бабочка», «Невоспитанный мышонок». Можно также использовать стихи, загадки, считалки.