Мария Большакова
Консультация «Работа с тестом» для детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Але-ап! Тесто!
Тесто – недорогой, сенсорный и экологический материал. Достаточно безопасен (если нет глютеновой непереносимости) для ребенка и его можно использовать для игр с раннего возраста. Тесто мягкий и пластичный материал и с ним легче работать чем с пластилином, особенно деткам до 3-4 лет.
Что будем развивать с помощью игр с тестом?
1. Имитацию (подражание действиям взрослых – основа любого обучения): «Сделай так же», «Сделай, как я».
Публикация «Консультация „Работа с тестом“ для детей 3–4 лет» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Поделки. Мастерим с детьми
- Тестопластика. Консультации
- Темочки
2. Коммуникацию – умение взаимодействовать, работать в паре со взрослым или группе детей.
3. Сенсорные ощущения:
• Тактильные – тесто имеет свою текстуру: гладкое, тягучее, липкое, холодное (охладить в холодильнике, теплое (поняли, что нужно сделать, тяжелое, легкое; использование дополнительных материалов: крупы, пуговицы, макаронные изделия. ; в тесто можно добавлять пляжный песок, цветной песок для творчества, крупы;
• Вкусовые – малыш обязательно попробует на вкус новый сенсорный материал;
• Обонятельные – добавляем любой пищевой ароматизатор, ароматические масла.
4. Проприоцептивные ощущения – ощущения от мышц и суставов: подкидывание, надавливание, разминание, раскатывание.
5. Кистевой и пальцевый праксис: отрывание, отщипывание, защипывание, катание колобков, колбасок.
6. Моторное планирование (предупреждение или коррекция диспраксии) – малышу предстоит продумать план действий, чтобы выполнить задуманное или показанное взрослым.
7. Межполушарное взаимодействие: действие с тестом одновременно двумя руками.
8. Воображение – лепим что-то волшебное, фантастическое, по замыслу.
9. Память (в частности, слухоречевую) – лепить по памяти, выложить кусочки теста по памяти….
10. Мышление – сортировка: большой-маленький, по цвету; умение устанавливать причинно-следственные связи: надавлю формочкой – будет фигурка, раскатаю скалкой – будет лепешка и т. д.
11. Активизация, понимание и развитие речи: дави, жми, рви; что делаешь? – пеку, режу, жму; расширение словарного запаса, формирование умения задавать вопросы и отвечать на них.
12. Математические представления – отрывание заданного количества кусочков, разрезание на определенное количество кусочков.
13. И многое-многое другое, смотря какие задачи вы ставите для развития ребенка.
Так же тесто поможет развивать усидчивость, снять психо-эмоциональное напряжение: тесто можно мять, сжимать, кидать, бить кулаками, а добавление эфирных ароматических масел, например, лаванды, будет воздействовать на гиперактивного или агрессивного ребенка через обоняние.
Что можно использовать для игр с тестом?
Скалка, силиконовый коврик, мука, фартучек, поднос, мелкие игрушки, деревянные палочки, формочки, пресс для чеснока, пресс-толкушка для картофеля, крупы, макаронные изделия, камешки природные или марблс, формочки для кексов силиконовые, из фольги, металлические, различный природный материал: шишки, палочки, хвоя, листья, ракушки и т. д и т. п.
Несколько игр для примера:
1. «Пицца» / «Пирог» - учим малыша раскатывать тесто скалкой, фигурными скалочками (обычно они предназначены для игр с песком на пляже, видела такие в FixPrice или сделать самим из плотного рулона от бумажного полотенца+клей+любая крупа, с помощью клеевого пистолета украсить рулон). Затем украшаем различным материалом. Можно использовать настоящие продукты. Для активизации речи используем слова: оп, опа, вот, тут, сюда.
2. «Колбаска» - учим катать тесто так, чтоб получилась длинная «колбаска»: «Оп-оп», «Катаю», «Вот так». Затем режем ножичком / стекой на кусочки и угощаем игрушки: «На, тяпа! На, киса!» (речевой материал усложняем с учетом развития ребенка, для неговорящего малыша достаточно слова «На!», для ребенка с развитой речью по возрасту добавляем название «гостя» и его характеристику, например, цвет или размер: «На, большая собака, ешь!»)
3. «Калачики» - из «колбаски» учим крутить калачики, крендельки. Тут можно проговорить геометрические фигуры: круг, овал, квадрат (пусть калачики будут квадратной формы, ведь это ваша задумка)
4. «Улитка» - скручиваем колбаску в спираль, будто домик улитки. Если спираль наколоть на палочку получится «леденец на палочке»
5. «Конфетки» - учим катать шарики между ладошками. Угощаем куклу, украшаем пирог, складываем в баночку и достаем от туда, накалываем на зубочистку (получается чупа-чупс) или вилочку.
6. «Мороженное» - катаем между ладошками крупные шарики и складываем в бумажный кулек.
7. «Гусеница» /»Снеговик» - из шариков-«конфеток» составляем гусеницу, она будет объемная. А если надавить на каждый шарик, гусеница будет «плоская» - очень удобно потом использовать ее для оформления поделки на листе. Соединить части гусеницы можно между собой зубочистками. Также лепим снеговика.
Играйте с удовольствием!