Получи документы

Консультация для педагогов «Характеристика возрастных возможностей»

Ирина Андреева
Консультация для педагогов «Характеристика возрастных возможностей»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для педагогов

Воспитатель И. А Андреева

Характеристика возрастных возможностей

Младший дошкольный возраст – ведущая деятельность – игра. Сюжетно-ролевая игра приближает ребенка к миру взрослых, моделируя их отношения.

Публикация «Консультация для педагогов „Характеристика возрастных возможностей“» размещена в разделах

Использование в игре предметов-заместителей и символов позволяет ребенку выйти за пределы реального предметного действия и воспроизвести его общий смысл в сокращенной игровой форме (поставили в ряд стульчики и на поезде куда-то поехали). Эта особенность игры определяет важную роль в интеллектуальном развитии ребенка.

Дети уже способны различать игровое и неигровое (реальное) действие, они овладевают основным игровым умением действовать «понарошку», «как будто», принимают воображаемую ситуацию и действуют внутри нее. Появляется условное предметно-игровое действие, иногда обозначаемое лишь жестом, а впоследствии словом («Все, покормила», - говорит девочка, совершив 2-3 движения игрушечной ложкой в сторону сидящей куклы).

Одновременно дети овладевают ролевым действием. Сначала изображается какой-либо персонаж (человек, животное, в наиболее привычном для него действии (мама качает, кормит, моет дочку; папа чинит машину). При этом дети не всегда называют свою роль, отвечая на вопрос «Ты кто?» - называют свое имя, позднее ребенок называет свою роль и опредмечивает действие («Я – мама, кушать готовлю»).

Становление сюжетно-ролевой игры происходит постепенно, на основе сложившейся ранее сюжетно-отобразительной игры. Этот процесс зависит от условий жизни и воспитания ребенка, его социального и игрового опыта, а так же от уровня развития воображения, речи, коммуникативных умений.

Задачи развития

• Создавать условия для возникновения и развития с/ролевой игры, обогащать их жизненный опыт, предметно-игровую среду, игровую культуру.

• Способствовать обогащению содержания самодеятельных игр детей.

• Поддерживать совместные игры детей, развивать умение взаимодействовать с партнерами по игре.

Организация игры во II младшей группе

Для детей 4-го года жизни достаточно уметь принимать и обозначать игровую роль, реализовывать специфические ролевые действия, направленные на партнера-игрушку, развертывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнером-сверстником.

Каким образом можно сформировать эти умения? Если подсовывать наборы тематических игрушек, то у детей закрепится ранее усвоенный способ игры – условное предметное действие, а принятие игровой роли и ролевой диалог с партнером может вообще не появиться.

Значит, чтобы этого не происходило, на всех возрастных этапах должна быть совместная игра взрослого с ребенком.

Таким образом, задача воспитателя при работе с детьми 4-го года жизни – построить игру так, чтобы центральным моментом стало ролевое поведение.

Чтобы правильно построить свою игру с ребенком. Надо уметь осуществлять подбор игровых ролей, учитывая характер их взаимосвязей.

Различают два типа ролей:

«взаимодополняемые»

«независимые» («мама – дочка», «врач – больной», «продавец – покупатель»)

Основная роль (мама, врач, продавец) требует для совей реализации дополнительную роль (дочь, больной, покупатель). Смысл дополнительных ролей раскрывается не только в действии, но и во взаимодействии, разговоре.

Независимые роли (шофер, строитель, пожарный). Их смысл может быть раскрыт в действиях, направленных на какой-либо объект, вне взаимодействия с другой ролью (шофер управляет машиной, может везти пассажиров, груз – смысл его действий как шофера не теряется).

Формировать ролевое поведение детей надо начинать с разных ролей. Они должны быть хорошо знакомы ребенку по его жизненной практике. К примеру, «семейные роли» :

мама – дочка, сын;

бабушка – внучка;

доктор – больной;

продавец – покупатель.

Парные роли сразу фиксируют детей на партнера и смещают акцент игры с предметного действия на ролевое взаимодействие – ролевой диалог.

Совместная игра взрослого и ребенка строится с постоянным усложнением.

I вариант

1) взрослый берет на себя основную роль;

2) предлагает ребенку дополнительную роль.

II вариант

Воспитатель подключает к игре ребенка, беря на себя дополнительную роль, а затем уступает ее другому ребенку, т. е. ориентирует детей друг на друга, что требует ролевого взаимодействия.

III вариант

Воспитатель берет на себя основную роль – доктор коробка, где лежат 3 – 4 предмета и на виду у детей начинает играть, проговаривая, что он доктор, здесь больница, общается с персонажем-игрушкой: «Мишка, ты заболел? Что у тебя болит? Покажи горлышко. У тебя ангина». Затем взрослый вовлекает одного из детей, наблюдающих за ним.

Непременным условием игры воспитателя с детьми является неоднократное называние своей роли («я – доктор, полечу больного мишку») и обращение к партнеру (игрушечному персонажу или ребенку) как носителю роли.

В тоже время в самостоятельной деятельности детей могут появляться «независимые роли» («рулят» как шоферы, стреляют, маршируют как солдаты). Такое подражание часто не сопровождается пониманием роли, ребенок затрудняется ответить, кем он был в игре. Поэтому воспитателю целесообразно подключиться к игре, используя дополнительную по смыслу роль.

Примеры. Ребенок крутит руль, воспитатель присоединяется к игре – «Ты кто? Шофер? У тебя какая машина? Легковая? Ах, автобус! Можно я буду пассажиром? Ваш автобус довезет меня до вокзала? Спасибо» (не исключено, что после выхода воспитателя из игры к «шоферу» подсядет кто-то из детей, и игра продолжиться дальше).

Замыкание детей друг на друге может осуществляться в совместной игре взрослого с двумя детьми. Прием остается тем де самым – использование парных взаимодополнительных ролей. Дополнительная роль, которую берет на себя воспитатель, удваивается, такая же роль предлагается одному из детей.

Примеры. Игра «Магазин». «Кто будет продавец? Ты? А мы с … покупатели. Я первая пришла в магазин (далее взрослый развертывает ролевой диалог, а затем уступает место второму ребенку, выполняющему дополнительную роль).

Таким образом, дети оказываются перед необходимостью ролевого взаимодействия друг с другом.

В ходе таких совместных игр воспитатель своими вопросами изнутри своей игровой роли старается активизировать ролевую речь детей.

Переключение детей на речевое взаимодействие в игре можно сделать еще более отчетливым, используя особые методические приемы – создание чисто «разговорной» ситуации с помощью игрушечных телефонов. Это игра взрослого с детьми в «телефонный разговор».

Ввести детей в такую смысловую ситуацию можно организовав игру по мотивам стихотворения К. Чуковского «Телефон». На следующем этапе взрослый вовлекает детей в игру, не только развертывает «телефонный» (разговор) диалог с каждым поочередно, но и стимулирует диалог детей друг с другом. Это набор «семейных» ролей:

мама – папа – дочь,

мама – папа – сын или бабушка и т. д. и т. п.

Еще одним приемом, способствующим развитию у детей умения называть свою роль, обращение к партнеру в соответствии с его ролью, развертывать простой ролевой диалог. Является игра воспитателя с небольшой подгруппой детей по мотивам известных сказок: «Репка», «Теремок», «Колобок», «Три поросенка», «Волк и семеро козлят». Игры по сказочным сюжетам очень удобно проводить на улице.

И так сюжеты игры, которую развертывает взрослый с детьми этого возраста, должны быть просты, однотемны, и построены, в основном, на парных ролях, тесно связанных по смыслу.

Показателями успешности формирования ролевого поведения у детей 4-го года жизни является следующее: развертывание детьми в самостоятельной деятельности специфических ролевых действий и ролевой речи, направленных на кукольных персонажей, парное ролевое взаимодействие со сверстником, включающее называние своей роли, ролевое обращение, короткий диалог.

Самостоятельная игра детей во многом зависит от организации предметно-игровой среды и подбора соответствующего игрового материала.

Принципы формирования сюжетной игры

1. Воспитатель играет с детьми, развертывая игру таким образом, чтобы выделить для детей именно ролевое поведение (для этого используются сюжеты с парными ролевыми связями и ролевой диалог);

2. Ролевое поведение ребенка ориентируется на партнера взрослого, а затем сверстника.

Картотека игр

«СЕМЬЯ»

Атрибуты: кровати с постельными принадлежностями, стол, покрытый скатертью, шифоньер с кукольной одеждой, коврик на полу и на стене. Мебель крупного размера, куклы, шкаф для посуды, плита, мойка, холодильник, телевизор.

Сюжет: мама заботится о дочке, кормит ее, одевает, укладывает спать, мама стирает, гладит белье, убирает в комнате, мама идет с дочкой в парикмахерскую, наряжает елку, покупает в магазине еду, готовит обед, приходят гости. Папа шофер работает, приходит домой, мама его кормит. Дочка простыла и заболела, мама повела ее в больницу. Празднуют день рождения, катаются на автобусе, гуляют всей семьей.

«МАГАЗИН»

Атрибуты: конфеты, фрукты, овощи, молоко, весы, кукла в костюме продавца, халат, колпак.

Сюжет: в магазине работает продавец, приходят покупатели. Он им продает конфеты, фрукты, молоко. Продавец взвешивает на весах фрукты, конфеты, вежлив с покупателями.

«ДЕТСКИЙ САД»

Атрибуты: куклы, коляска, игрушки, мебель, посуда.

Сюжет: дети в детском саду сами занимаются гимнастикой, проводят музыкальные и физкультурные занятия, показывают кукольный театр.

«В ГОСТЯХ У МАТРЕШКИ»

Атрибуты: большая матрешка, куклы, стол покрытый скатертью, угощения для кукол, посуда.

Сюжет: у матрешки день рождения, приходят гости с подарками. Она их угощает. Они водят хоровод, поют песни, поздравляют матрешку.

«БОЛЬНИЦА»

Атрибуты: халат, кукла в костюме врача, колпак с крестом, градусники, шприцы, бинт, вата.

Сюжет: врач принимает больных, спрашивает, что болит, слушает, назначает лечение, врач внимательный, вежливый. В поликлинике врач и медсестра, медсестра приходит к больному ребёнку домой, слушает его, ставит градусник, делает уколы.

«ПАРИКМАХЕРСКАЯ»

Атрибуты: ножницы, расчески, халат, одеколон, пульвизатор.

Сюжет: парикмахер расчесывает волосы, стрижет. В парикмахерскую пошли мама с дочками. Парикмахер причесывает, освежает одеколоном, предлагает посмотреть в зеркало. Парикмахерская для зверей – причесывают, стригут.

«АВТОБУС»

Атрибуты: руль (на подставке, стульчики, строительный материал (кубики, кирпичики).

Сюжет: мамы с дочками садятся в автобус, чтобы доехать до больницы, магазина.

Поездка в другой город: поют песни, воспитатель рассказывает мимо чего они сейчас проезжают. На автобусе к детям в гости едут игрушки. Дети встречают на остановке.

«ПАРОХОД»

Атрибуты: строительный материал, руль, бескозырки, воротники, бинокль, рупор.

Сюжет: строят пароход, гуляют по берегу. Мамы с дочками катаются, капитан отдает команды, штурвальный ведет пароход. На остановках идут в магазин, в парикмахерскую, больницу.

«ЗООПАРК»

Атрибуты: игрушки – звери: лиса, волк, ежик, заяц, обезьянка, лев. Игрушки: утки, лебеди, клетки для зверей, строитель

Сюжет: дети приходят в зоопарк, воспитатель-экскурсовод рассказывает о животных, показывает их. Мамы приводят своих детей в зоопарк, подходят к клеткам с животными и рассказывают своим детям об этих животных.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов с родителями по социально-личностному развитию детей» «Взаимодействие педагогов с родителями по социально-личностному развитию детей» Социальное развитие – это формирование отношения ребёнка.

Консультация для педагогов Развитие музыкального слуха у детей дошкольного возраста Музыкальный слух – это способность воспринимать ладовые и звуковысотные соотношения.

Консультация для педагогов Консультация для педагогов Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях учителя-дефектолога, с детьми раннего возраста.

Консультация для педагогов «Музейная педагогика»Консультация для педагогов «Музейная педагогика» В начале 80 –х годов XXвека в нашей стране появилось такое понятие как музейная педагогика. Музейная педагогика направлена на решения задач.

Консультация для педагогов «Уголок природы в разных возрастных группах» Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит.

Консультация для педагогов «Экология на прогулке» Консультация для педагогов «Экологическая прогулка» Удивительный мир природы… Он встречает ребенка морем звуков, Запахов, сотней загадок.

Консультация для родителей «Общая характеристика нравственного воспитания дошкольников» «Общая характеристика нравственного воспитания дошкольников» Воспитатель Иванова Наталья Анатольевна. Формирование основ моральных качеств.

Консультация для воспитателей «Индивидуальная работа с детьми на прогулке в разных возрастных группах» Индивидуальная работа с детьми на прогулке в разных возрастных группах Известно, что каждый ребёнок неповторим. Он имеет свои особенности.

Консультация для воспитателей «Наиболее эффективные методы руководства игрой в разных возрастных группах». Для управления игрой педагогу необходимо располагать группой наиболее эффективных методов воздействия. Младшая группа: 1. Показ способа действия.

Консультация для воспитателей «Особенности рисования пейзажа в разных возрастных группах» Пейзаж (фр. рaysage от рays - местность, страна) - жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение первозданной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Характеристика возрастных возможностей»
Опубликовано: 6 октября 2017 в 18:58
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Характеристика возрастных возможностей»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Андреева (УИ 323182) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД