Александра Карелина
Конспект групповой консультации для родителей «Я сам. Кризис трёх лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация № 4 «Я сам»
Цель: психологическое просвещение родителей; усиление способности родителей к пониманию и вчувствованию в эмоциональный мир своего ребенка, через установление физического контакта, наблюдение и совместную деятельность; изменение неадекватных родительских позиций; оптимизация форм родительского взаимодействия в процессе воспитания детей.
1. Приветствие. Вводное слово ведущего. Знакомство со спецификой работы, прояснение ожиданий участников групповой консультации.
2. Психологическое просвещение - мини-лекция:
Я сам!
Темочки:
Я негативен и упрям, строптив и своеволен,
Средою социальной я ужасно недоволен.
Вы не даете мне шагнуть, всегда помочь готовы.
О боже! Как же тяжелы сердечные оковы.
Система «Я» кипит во мне, хочу кричать повсюду:
Я - самость, братцы, я живу, хочу! Могу! И буду!
(Булдакова Л. А.)
Наши дети очень быстро растут, совсем недавно они лежали в коляске, и вот уже учатся разговаривать. И всё чаще мы слышим от них - Я сам! С каждым днём он становится самостоятельнее, но это не всегда радует родителей.
- Я сам! –говорит малыш и тарелка летит на пол.
- Я сам!- и непослушные детские пальчики начинают зашнуровывать ботинки.
- Я сам!- звучит гордый ответ на вопрос «Кто же это нарисовал?»
Но самое неприятное звучит так:
- Я не буду убирать игрушки!
- Я не буду чистить зубы! - И с каждым разом всё труднее сдержать раздражение.
Всё это происходит со многими трёхлетними детьми, так как это «кризис трёх лет» Родители считают, что ребёнок стал капризным, агрессивным, упрямым.
«Кризис трёх лет» - это социальный кризис и его целью является перестройка социальных отношений с окружающими завоевание своего социального положения ребёнком. Малыш осознаёт себя самостоятельным. Такие возрастные изменения чаще всего вызывают раздражения, чем понимание. Маме легче самой одеть ребёнка, чем ждать когда он застегнёт пуговицы или зашнурует ботинки. Но если часто говорить – «Ты не сможешь! Нельзя! У тебя ничего не получится! Ты сломаешь!», интерес к самостоятельности будет гаснуть.
Психологи утверждают, что человек на протяжении всей жизни проходит через определённые этапы и кризисы, которые формируют личность. У каждого кризиса своя цель – это может быть формирование доверия к миру, формирование самосознания. В три года формируются инициативность, любознательность, уверенность в своих силах, трудолюбие. Но если не повезёт неуверенность, страх социальной оценки, инертность, лень. Мы хотим, чтобы нашим детям повезло и хотим дать несколько советов:
Поощряйте любые попытки освоить трудовую деятельность (мыть посуду, подметать, накрывать на стол).
Позволяйте доводить начатое дело до конца, чего бы вам это не стоило.
Приобщайте малыша к совместному труду.
Оценивайте не ребёнка, а его поступки. Нельзя говорить ребёнку «Ты неряха!», правильней будет сказать «Ты сделал неаккуратно»
Хвалите не только за результат. Например, застёгнутые пуговицы, но и за попытку сделать что-нибудь.
Сами приобщайтесь к детской игре.
Развивайте сюжетную игру, пусть ребёнок будет врачом, парикмахером, мамой и т. д. Значение игры в этом возрасте невозможно переоценить.
Ваши слова не должны расходиться с поступками Ребёнок не может быть одинаково послушным и самостоятельным. Вам придётся делать выбор в пользу чего- то одного.
После мини-лекции родителям предлагается встретить своих малышей.
Данный групповой способ работы позволит со стороны посмотреть друг на друга, на взаимодействие родителей с детьми, на способы преодоления симптомов кризиса.
3. Практическое занятие. Совместный рисунок
Оборудование: листы бумаги формата А4, наборы цветных карандашей по числу пар, скотч или кнопки для крепления рисунков, магнитофон и кассета с записью спокойной музыки.
Инструкция: сейчас вы будете работать в парах родитель – ребенок. Я предлагаю каждой паре нарисовать рисунок, который будет называться “Наш дом”. Бумага и карандаши уже лежат на столах, найдите, пожалуйста, себе место (за каждым столом работает только одна пара). У каждого есть 15 мин, чтобы выполнить задание, вам необходимо договариться о том, что вы будете рисовать, и дать возможность каждому дополнить рисунок! После того, как все закончат, каждая пара представит свое произведение.
Во время выполнения упражнения ведущий может включить спокойную музыку.
На представлении работ (15 мин.) ведущий просит родителя рассказать, как был нарисован рисунок, кто был инициатором идей, что помогало или мешало работе, каким образом договаривались о прорисовке деталей. Обсуждаются также те особенности взаимодействия родителей и детей, которые проявлялись на различных этапах выполнения задания: сотрудничество, соперничество, как выражался протест у ребенка «Я сам» и как справились, чтобы закончить рисунок.
4. Домашнее задание: обсудить с ребенком впечатление от группового занятия.
5. Завершение занятия: сказать «У нас все получится!» всем участникам.