Екатерина Ленченко
Консультации для воспитателей «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста»
▼ Скачать +Заказ
на тему:
«Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста»
Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания детей, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Большое значение для обучения детей раннего возраста имеет дидактическая игра.
Публикация «Консультации для воспитателей „Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2023
Прежде чем начать игру, необходимо вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Это можно достичь различными приемами: использование сюрпризов, загадок, считалок, волнующего вопроса, напоминания об игре, в которую дети охотно играли раньше. Организуя дидактическую игру с детьми раннего возраста обязательно осуществляю показ игровых действий, знакомлю с функцией игрушки, проговариваю конкретных игровые ситуации; использую разнообразный наглядно- игровой материал и постепенное усложнение игрового содержания. Использование потешек, загадок, художественного слова – привлекает малышей. Организуя игру, всегда помню, чтобы это не занятие. Секрет успешной организации игры заключается в том, что, обучая детей, сохраняю вместе с тем игру как деятельность, которая радует детей, сближает их. Ребенка привлекает в игре возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиваться результата. Дидактическая игра побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать предметы.
Игра становится методом обучения и принимает форму дидактической, если в ней четко определены дидактическая задача, игровые правила и действия. Поэтому в начале игры знакомлю детей с правилами, игровыми действиями, учу, как их важно выполнять.
Занятия с предметами играют важную роль. Малыши получают навыки «работы» с дидактическими игрушками и любят с ними заниматься. Пирамидки, башенки, матрешки и т. п. собираются в простых и усложненных вариантах. Обращаю внимание на выполнение мелких и точных действий, например, не только приложить одну часть к другой, но и совместить рисунок на матрешках.
Различные дидактические игры с игрушками способствуют разностороннему развитию ребенка раннего возраста : умственному и эстетическому воспитанию, формированию работоспособности, усидчивости, воли; учат действовать в коллективе сверстников. Если в начале года я использовала, в основном, наглядные методы, рассчитанные на подражание, то сейчас воспитанники могут действовать по инструкции, выполнять часть действий по представлению.
В своей работе использую различные дидактические игры и упражнения, в ходе которых дети знакомятся с цветом, формой, величиной, положение в пространстве; широко применяю игры на развитие мелкой моторики пальцев рук и координированных движений левой и правой руки; развитие мышления, памяти, воображения, познавательной активности.
В играх с детьми раннего возраста использую разнообразный наглядный материал: погремушки, игрушки-вкладыши, природные материалы, неваляшки.
Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей. Дети моей группы любят играть в парные картинки, картинки- половинки, «Найди детеныша».
«ВЕСЕЛЫЕ ФИГУРЫ»
Цель: способствует развитию навыков классифицирования.
Материал: круги и квадраты, вырезанные из картона.
Методические рекомендации: перемешайте фигуры. Попросите отобрать только круги.
Усложнение: после этого используйте круги одного цвета, а квадраты другого.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, расширяют
знания о них. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; рассматривают и учатся выделять характерные признаки предметов; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия.
Дидактические игры создавались, и создаются взрослыми для развития детей с учетом их потребностей, интересов и возможностей. Варианты игр:
«ЦВЕТНЫЕ ДОМИКИ»
Цель: формирует умение детей различать, классифицировать предметы по цвету. Формировать положительное эмоциональное отношение к игре.
Материал: цветные домики, мелкие игрушки такого же цвета что и домики, цветные картинки.
Методические рекомендации: разложить четыре домика перед ребенком по очереди называйте цвет домика и просите приносить к домику предметы того же цвета.
2. Раздать детям игрушки в виде животных или кукол. И просить, чтобы к примеру куклу отвели в красный домик, а медведя в зеленый.
«РИСОВАНИЕ ПАЛЬЧИКАМИ»
Цель: развивать мелкие движения пальцев. Формировать положительный эмоциональный настрой.
«МУРАВЬИ» (пальчиковая гимнастика)
Цель: формировать положительный эмоциональный настрой на совместную со взрослым игру. Развивать мелкие движения пальцев на каждой руке. Развивать ощущения собственных движений.
Муравей ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
(Руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу второй руки.)
Дождик с неба вдруг полил,
(Руки опущены, выполняем стряхивающее движение)
Муравья на землю смыл.
(Хлопок ладошками по коленкам.)
Солнце стало пригревать,
(Ладони прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками)
Муравей ползёт опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
(«муравьи» ползают на голове.)
«УКРАСИМ ПОЛЯНКУ И ДОМИК»
Цель: закреплять и расширять знания о предметах и их свойствах. Развивать тактильную чувствительность пальцев; формировать тонкие действия руки, умение действовать кончиками пальцев.
Материал: панно с поляной цветов и домик, отдельно цветы для их пристегивания.
«ИГРЫ С МОЗАИКОЙ»
Цели: развивать быстроту и точность движений рук при действии с предметами (мозаикой). Обучать детей выбирать объекты двух заданных цветов из четырех возможных, закреплять умение соотносить разнородные предметы по цвету. Развивать инициативу, творчество, поиск при составлении конструкций (кровать, стул, скамейка). Продолжать формировать тонкие движения руки, умение действовать кончиками пальцев.
Материал: мозаика разноцветная, мозаика геометрическая.
«ЗАШНУРУЙ БОТИНОК»
Цель: формировать умение детей продевать шнурок в отверстие сначала по подражанию, потом по образцу; развивать мелкие движения, целенаправленность действий с предметами. Формировать положительное эмоциональное отношение к игре.
Материал: ботинок из линолеума, шнурок.
«СОСТАВЬ УЗОР ИЗ КРЫШЕК»
Цель: продолжать развивать мелкие движения, целенаправленность действий с мелкими предметами. Формировать зрительно-двигательную координацию и чувство пространства на листе полотна. Создавать эмоционально положительное отношение к результату своих действий.
Материал: крышки различного цвета, полотно с накатанным пластилином.
Методические рекомендации: педагог показывает, как надо выбрать тремя пальцами и положить на полотно с пластилином. Затем нажать пальчиками, «составить дорожку» Усложнение: выбор цвета составление цветка.
Сущность дидактической игры заключается в том, что для взрослых она – средство развития детей, а для детей – игра.
Консультация для родителей
«Дидактические игры в детском саду и дома»
Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу - время, потехе - час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь. Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, которое обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей. Лучший способ развивать и закреплять сенсорные навыки у ребенка - превращать любые занятия и обязанности в игру, т. к. предметная игра является ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет. Следовательно, главное в этом возрасте - обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь - пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Все это называется сенсорным развитием ребенка.
Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах - общепринятых образцах внешних свойств предметов. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. Дети 2-3 лет должны безошибочно осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету.
В качестве одного из методов сенсорного воспитания применяются дидактические игры и упражнения, позволяющие шире приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаниях. Дидактическая игра приобретает всё большее значение, однако в практике воспитания детей она ещё используется недостаточно. Между тем, наряду с использованием представлений о форме, цвете, величине и др., она составляет одну из основ умственного воспитания, всестороннего развития и формирования познавательных способностей ребёнка. Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки: башенки, матрешки, неваляшки, разборные шары, яйца и многие другие. Детей привлекают красочность этих игрушек, забавность действий с ними. Играя, ребенок приобретает умение действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладевает разнообразными новыми движениями, действиями. И все это своеобразное обучение элементарным знаниям и умениям осуществляется в формах увлекательных, доступных ребёнку.
Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения. Обучающее воздействие необходимо как в семье, так и в детских учреждениях.
Игра, как сказал В. А. Сухомлинский - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Выявлены противоречия: между необходимостью использования в сенсорном развитии детей раннего возраста дидактических игр и недостаточно систематизированного информационно-методического обеспечения, между необходимостью формирования и развития у детей раннего возраста сенсорных способностей средствами дидактических игр в ДОУ и семье и отсутствием взаимодействия по данному вопросу. Отсюда вытекает важная проблема: как помочь ребенку раннего возраста развить сенсорные способности.
Анализ практики воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста показывает, что у воспитателей и родителей возникает ряд трудностей при руководстве игрой. Почти в каждой группе есть дети, которые не играют и не любят играть. Они не проявляют интереса к сюжетнообразовательным игрушкам или однообразно с ними манипулируют. Игра выполняет развивающую функцию, если она формируется взрослым с учетом закономерностей ее развития как самостоятельной деятельности детей и организуется по принципу решения игровых задач. Организовывать дидактические игры нужно, чтобы дети эмоционально приобщались к смысловому содержанию игровых задач, вместе со взрослым учились ставить интересную воображаемую цель, искали способы и средства для её достижения. Игровые задачи вызывают интерес лишь в том случае, когда они опираются на личный опыт деятельности детей (знания, полученные в быту, на прогулке, на специально организованных занятиях, при просмотре иллюстраций книг и т. д.)
В дошкольной педагогике все многообразие дидактических игр объединяется в три основных вида: игры с предметами, игрушками, природным материалом, настольно-печатные и словесные игры.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. С их помощью дети знакомятся со свойствами предметов: цветом, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности. Для детей младшей группы даются предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, так как дети этой группы еще не могут находить слабозаметные различия между предметами. К таким играм относятся : «Кукла Катя обедает.», «Кукла Катя собирается на прогулку», «Что изменилось?», «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус», «Выбери предмет», «Посуда», «Третий лишний» и т. д.
Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Самое простое задание в подборе картинок по парам - нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки, две машины и т. д. Затем задание немного усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу. Предметы, изображенные на картинке, могут быть разные по форме и цвету, но их объединяет принадлежность к одному виду предметов. Подбор картинок по общему признаку (классификация). «Что растет в лесу (саду, огороде)». Запоминание состава, количества и расположения картинок: «Отгадай, какую картинку спрятали», «Что изменилось?». Описание, рассказ по картинке с показом действий, движений. Например, в игре «Отгадай, кто это?» ребенок, взявший у водящего карточку, внимательно её рассматривает, затем изображает звук и движения (кошки, собаки, петуха, лягушки и др.)
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В младших группах игры со словами направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве. К таким играм относятся : «Угадай, кто позвал», «Игры с пальчиками», «Идет коза рогатая», «Петушок», «Птицы и автомобиль», «Солнечные зайчики», «Еду-еду» и др.
В современных семьях дидактические игры родители в основном покупают в магазине. Сегодня мы рассмотрим с вами образцы простых дидактических игр, которые вы сможете сделать сами своими руками и использовать дома для занятий с детьми. Посмотрите, пожалуйста, нашу коллекцию самодельных дидактических игр, рассмотрите их внимательно. Выберите для себя игру, какую бы вы хотели сделать сами дома вместе со своими детьми. (Затем воспитатель показывает образцы дидактических игр, объясняет какие задачи развития ребенка они решают, как и из чего их можно изготовить)
Дидактическая игра для детей раннего возраста
«Нарядим ёлочку».
Цель.
Способствовать развитию сенсорного восприятия у детей раннего возраста.
Формировать представления о цвете, форме предметов, их качественных и количественных признаках.
Развивать пространственную ориентацию, внимание, речь, цветовое восприятие, мелкую моторику.
Задачи.
Учить детей различать и называть основные цвета и формы предметов.
Активизировать и обогатить словарь, развивать речь детей.
Формировать доброе и бережное отношение, эмоциональную отзывчивость к окружающему миру.
Совершенствовать умственные процессы, мыслительную деятельность.
Развивать пространственную ориентацию, внимание, цветовое восприятие, мелкую моторику, эстетический вкус, сенсорные способности, творческое воображение.
Воспитывать познавательный интерес, любознательность, умение играть в дидактические игры.
Вызвать у детей чувство радости, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.
Дидактическая игра :
-обеспечивает накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются условием успешного овладения любой практической деятельностью;
-способствует развитию у детей исследовательских умений и навыков;
- упражняет в установлении сходства и различия между предметами;
- повышает уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей;
- способствует оказанию родителям помощи в изготовление дидактических игр для развития сенсорных способностей детей.
Актуальность.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе.
Ранний возраст – период наиболее интенсивного психического и физического развития детей. Успешность умственного, физического развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, развивает внимание, дает возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти. Немаловажная роль в этом отводиться дидактической игре, так как ребенок многое познает через игру.
Материал: для изготовления дидактической игры «Нарядим ёлку» были использованы: лоскуты фетра разного цвета, ткань разного цвета и фактуры, клей для ткани, нити, нитки шерстяные, пуговицы, липкая лента, атласные ленты разных цветов, картон.
«Ёлка» сшита из фетра зеленого цвета, с двух сторон наклеены липкие ленты, пришиты пуговицы (разного цвета, размера, формы, разноцветные ленточки, большие кнопки для одежды. Она объёмная.
Обе стороны «ёлки» - это ворсистая ткань, на которую легко прикрепляются при помощи липучек, петелек, ленточек, кнопок, прорезей для пристегивания предметов на пуговицы, вырезанные из фетра, ткани, картона разные предметы: ёлочные игрушки, геометрические фигуры разной формы и цвета, шишки, силуэты птиц, сапожки, снежинки, звездочки, варежки, бусы, фонарики.
Применение в воспитательно-образовательном процессе :
• развитие мелкой моторики (разные виды застежек, различная шнуровка, завязывание ленточек, пристегивание пуговиц, кнопок);
• навыки самообслуживания – обучение застегиванию и расстегиванию пуговиц, кнопочек, липучек, шнуровок. Закрепить знания детей о предметах гардероба, одежды.
• ознакомление с окружающим – нарядить ёлку в соответствии с временем года. Закрепить знания детей о временах года, о названии предметов, их свойств, применении, закрепить названия птиц региона.
Расширить кругозор, обогатить представления об окружающем мире.
• сенсорное развитие: цвет, форма, величина.
• нравственное воспитание : использовать в речи «вежливые» слова, воспитывать доброжелательность, умение играть сообща.
Обогатить внутренний мир яркими впечатлениями (новогодняя ёлка, праздник, подарки, разноцветные игрушки).
• развитие речи: развивать связную речь, активизировать и обогатить словарь.
Применять художественную литературу, устное народное творчество, стихи, загадки, пословицы, поговорки, песни.
• изобразительная деятельность: закрепить форму и цвет предметов, умение располагать их в пространстве.
Игра применяется в воспитательно- образовательном процессе, в режимных моментах, в непосредственно-образовательной деятельности, в совместной и самостоятельной деятельности детей, в театрализованной, игровой деятельности, при обучении нового материала, в закреплении пройденного. Игра соответствует возрасту детей, доступна для самостоятельной деятельности детей, безопасна при использовании в работе с детьми, эстетически оформлена, актуальна, удобна в применении, практична, может использоваться в работе с родителями.
На участке группы раннего возраста растет много разных деревьев. Наблюдение с детьми за елью, туей, растущими в детском саду, помогают детям узнавать их при рассматривании картинок, иллюстраций к сказкам, в слайдовых просмотрах, в театрализованных постановках.
Дети были рады, когда в преддверии новогодних праздников деревья были украшены игрушками, мишурой; удивлялись, когда замечали появление на них шишек, новых веточек, обращали внимание на птиц, прилетающих на участок. Эти наблюдения можно было отметить на ёлочке, украсив её шишками, птицами, снежинками, шарами, бусами (в соответствии с временем года).
Дидактическая игра «Наряди ёлочку» дает возможность детям украсить ёлочку по своему вкусу, ребенок сам решает, что и как повесить на ёлку. Можно пристегнуть с помощью пуговиц геометрические фигуры, повесить на пуговицу на петельку шары и другие игрушки, завязать разноцветные бантики, застегнуть при помощи кнопок разные игрушки, можно из кружочков разного цвета сделать бусы для ёлочки, к новогодним праздникам – снежинки, сапожки, варежки, бусы, шары, в весенние и осенние месяцы поселить на ёлке птиц, живущих в нашей местности, повесить шишки, разные по размеру, к лету добавить молоденьких веточек.