иришка Тотмина
Консультации для родителей «Воспитание ответственности у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Все родители мечтают приучить своих детей нести ответственность за свои слова и поступки. Истина проста: чувство ответственности нельзя навязать, оно должно проявиться «изнутри», на основе ценностной ориентации, полученной дома, а также вне семьи.
Ребенок может быть вежливым, поддерживать в своей комнате порядок, аккуратно выполнять все, что ему поручают, и все же принимать решения, за которые он не будет нести никакой ответственности. Это особенно верно в отношении тех детей, которым всегда «велят» сделать то-то и то-то. Им не дают возможности составить собственное мнение о чем-либо, сделать выбор, выработать определенные основы поведения.
Публикация «Консультации для родителей „Воспитание ответственности у детей“» размещена в разделах
Итак, проблема ответственности детей за свое поведение поднимает, в свою очередь, проблему ценностной системы родителей в ориентации на детское воспитание.
С трех лет многие дети ходят в детский сад, где нужно соблюдать определенные правила: следить за сохранностью личных вещей, бережно относиться к общим игрушкам, находиться в зоне видимости воспитателя на прогулке, выполнять требования взрослых. Хорошо, когда с детьми активно занимаются творчеством, ведут график дежурства и дают поручения:
• застелить кровать после дневного сна;
• помочь нянечке расставить приборы к обеду;
• убрать по местам игрушки.
Прекрасно, если малыши выполняют полезные дела:
• сажают растения;
• помогают делать скворечники;
• ухаживают за питомцами в живом уголке.
В некоторых садиках проходят занятия «маленький поваренок», где воспитанники учатся готовить простые блюда. Для них это захватывающее занятие, дающее почувствовать и представить себя взрослым, ответственным за поручение.
У младшего дошкольника чувство ответственности только зарождается. Все начинается с добросовестного выполнения задач, поставленных взрослыми и получает развитие в процессе дальнейшего воспитания и взаимодействия с окружающим миром.
•В старшем дошкольном возрасте ответственность становится формирующим качеством личности. В этом процессе важную роль начинает играть эмоциональное отношение ребенка ко взрослым и сверстникам. Дошкольник с удовольствием и тщательно выполняет задания, поручаемые взрослыми, которых он любит и уважает.
Право выбора
Предоставляя детям возможность выбирать, родители воспитывают здоровую самооценку, уверенность, настойчивость, мотивацию двигаться вперед, целеустремленность. Если за ребенка все время принимают решения, он не сможет реализовать творческий потенциал.
Предлагайте детям доступный выбор:
«Ты пойдешь в садик в фиолетовом или желтом платье?»
«Какой салат сделаем на ужин? Мясной или овощной?»
«Сегодня соберем пазл или почитаем книгу?»
Хорошим ответом на вопрос : как воспитать в ребенке чувство ответственности, будет введение семейной системы правил. Например:
-мыть свою чашку и тарелку;
-содержать в чистоте личную комнату;
Поощряйте малыша за старания, только не платите за домашние дела. Предлагайте небольшие привилегии.
Грамотная мотивация.
Поощрение, одобрение, благодарность – именно эти составляющие помогут правильно мотивировать ребенка на общественно полезный труд. Поможет соблюдение простых правил:
1. Формирование ответственности начинается с воспитания добросовестного отношения к делу, терпения, настойчивости.
2. Мотивирующим фактором становится не оценка окружающих, а самооценка достижений и провалов.
3. При поручении задач ребенку важное значение имеет доверительный тон, деловое, партнерское отношение.
4. Избегать приказного тона и резких обращений в форме указаний и распоряжений. Лучше использовать более мягкие способы воздействия - предложение и просьба.
5. Реализация коллективных задач и общих целей хороший способ развития ответственности у детей любого возраста. При этом ребенок учится считаться с замыслами и чувствами сверстников, отвечать за свои решения и поведение не только перед взрослыми, но и перед товарищами.
Ежедневно ребенку приходится отказываться от своих занимательных дел и делать то, что совсем не хочется. Это предполагает привлечение определенных волевых усилий и самоограничение. Поэтому ответственность в дошкольном возрасте – начало реализации способности ребенка регулировать свое поведение в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Однако эта способность не совсем развита даже у детей старшего дошкольного периода. Стимулировать уровень саморегуляции поможет мотивация. Вызвать у ребенка интерес к заданию и процессу выполнения – задача взрослого.
Для формирования самостоятельности и заинтересованности в исполнении поставленной задачи особое значение приобретает активация таких чувств у дошкольника как удовлетворенность и недовольство результатами личной и совместной деятельности, готовность отвечать за качество результатов работы. В коллективной деятельности исчезает разделение работы на свою и чужую, приходит осознание важности вклада каждого участника. Дети начинают советоваться друг с другом, проявлять личную инициативу, прислушиваться к мнению сверстников, принимают совместные решения.
Развитие чувства ответственности у дошкольников тесно связано с развитием таких нравственных чувств как симпатия и сочувствие. На этой основе начинается развитие следующих индивидуальных качеств – исполнительность и инициативность. Это уже начальная форма ответственности.