Ирина Глебова
Конструкт занятия детского коллекционирования в подготовительной группе «Создание коллекции семян растений»
▼ Скачать + Заказать документы
Конструкт
организации совместной образовательной деятельности
Тема: «Создание коллекции семян растений».
Возрастная группа : подготовительная к школе.
Образовательная область: «познавательное развитие», «речевое развитие», «социально-коммуникативное развитие», «художественно-эстетическое развитие», «физическое развитие».
Публикация «Конструкт занятия детского коллекционирования в подготовительной группе „Создание коллекции семян растений“» размещена в разделах
- Коллекционирование
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Растения. Изучаем мир растений
- Темочки
Форма НОД: познавательно-исследовательская (технология коллекционирование).
Виды деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная.
Формы организации: групповая, индивидуальная.
Цель: формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере).
Задачи:
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам в ходе совместной деятельности, умение слушать друг друга;
Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.
Развивающие:
Развивать познавательные интересы детей, любознательность, инициативность;
Развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способности выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения;
Продолжать развивать мелкую моторику;
Развивать зрительные ощущения (цвет, величина, форма, умение анализировать, сравнивать, классифицировать предметы по признакам (величине, цвету, форме);
Обучающие:
Формировать умение различать предметы (семена растений) по признакам (величине, цвету, форме);
Формировать умение соблюдать правила в играх с мелкими предметами (не засовывать предметы в ухо, нос; не брать их в рот);
На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей.
Планируемые результаты:
Дети проявляют доброжелательное отношение к сверстникам в ходе совместной деятельности, умение слушать друг друга;
У детей обогащается чувственный опыт, развивается умение фиксировать его в речи. Совершенствуется восприятие (активно включаются все органы чувств);
У детей развивается познавательные интересы, любознательность, инициативность;
У детей развивается восприятие, внимание, память, наблюдательность, способности выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения;
Дети различают предметы (семена растений) по признакам (величине, цвету, форме, умеют анализировать, сравнивать, классифицировать предметы по признакам (величине, цвету, форме);
У детей активизируется и обогащается словарь, дети называют цвет, величину, форму семян, названия растений;
Дети демонстрируют представления о мерах безопасности в работе с мелкими предметами;
Демонстрируют потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.
Методы воспитания и обучения:
Словесные: беседа, подсказ, поощрение, стимулирование занимательным содержанием, создание ситуации успеха.
Наглядные: демонстрация иллюстраций, показ, рассматривание предмета.
Практические: упражнение, игра.
Оборудование: письмо, семена растений ( фасоль: черная, белая, коричневая; кукуруза; горох; бобы; подсолнечник: чёрные и белые; по нескольку семян дыни, абрикоса и сливы).
Предварительная работа: беседа о коллекционировании, деятельность по созданию предыдущих коллекций.
Учебно-методический комплект:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. / Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.
2. Примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.. – М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.
3. Короткова, Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста : методическое пособие / Н. А. Короткова. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 208с.
Последовательность деятельности Методы
и
приемы Деятельность педагога Деятельность детей Планируемый результат
1. Этап
Ознакомление с методом или введение в тему
Задача:
организовать детей на предстоящую деятельность. Беседа,
сюрпризный момент, проблема Воспитатель мотивирует детей к деятельности.
Воспитатель вносит в группу письмо и коробочку-посылку с семенами.
- Ребята, посмотрите, нам пришло письмо от Золушки и посылка. Давайте, сначала прочитаем письмо:
«Здравствуйте, ребята! Злая мачеха опять смешала все семена. Помогите мне, пожалуйста, разобрать семена, а то я не успею попасть на бал.
- Ребята, поможем Золушке? Осознание детьми мотива деятельности.
Включение детей в деятельность по освоению метода. Дети заинтересовались предстоящей деятельностью.
2. Этап
Поиск черт сходства и различия между объектами в ходе обсуждения-рассуждения, поиск возможных оснований для их группировки. Классификация объектов по группам.
Задачи: активизировать знания по теме, с опорой на опыт детей, необходимый для освоения нового умения;
освоение умений
устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения;
учить различать семена по признакам (величине, цвету, форме, учить анализировать, сравнивать, классифицировать предметы по признакам (величине, цвету, форме);
продолжать развивать мелкую моторику;
развивать и обогащать активный словарь.
Беседа, вопросы
Демонстрация иллюстраций, эмоциональное стимулирование
подсказ,
создание ситуации успеха
поощрение
Воспитатель организует игры и творческие задания реалистического и фантастического плана. Организует обсуждение объекта и его свойств с реалистической и фантастической точек зрения.
- Посмотрите сколько семян! Какие они все разные!
- Маша, посмотри, пожалуйста, и скажи, семена, какого размера ты видишь?
- Да, правильно семена маленькие и поэтому мы должны помнить правила в играх с мелкими предметами.
- Паша, какие правила ты знаешь? А ты, Матвей? Хорошо! (не засовывать предметы в ухо, нос; не брать их в рот).
Возьмите по одному семечку.
- А кто из вас знает, какое растение вырастет из ваших семечек? (ответы детей).
- Посмотри, Аня, твое семечко какой формы? На что оно похоже? Да, правильно это семечко гороха, оно похоже на мячик, оно круглое. А какого оно цвета? Посмотрите, это горох. Он растет небольшим кустиком. Горошинки его живут в стручке.
- Как ты думаешь, Полина, какое растение вырастет из твоего семечка? Какого оно цвета? Это фасоль. Посмотрите, она тоже растет в стручках и бывает разного цвета.
- Маша, на что похоже твое семечко? Значит, какого оно цвета? Оно большое или маленькое. Правильно! Это боб и бобы тоже растут в стручках, но они намного больше по размеру, чем горох и фасоль.
- Соня, скажи твое семечко какой формы? А какого цвета? Хорошо, это семечко похоже на треугольник? А ты знаешь, что должно вырасти из твоего семечка? Правильно, я очень рада что ты знаешь подсолнух. Это семена подсолнуха. Посмотрите, подсолнух это большой цветок, с желтыми лепестками, когда он вырастает, в нем созревают семечки.
- Петя, посмотри, какого цвета твое семечко? Правильно, желтое. А оно похоже на горох? Да не похоже, это кукуруза. Кукуруза это высокое растение, может вырасти выше человека. Осенью на нем созревают початки с семенами.
- А у кого из вас семена черного цвета? Принесите мне сюда.
- Здесь много семян черного цвета, посмотрите, они все одинаковые? Какое семечко больше? Правильно, семечко боба!
А какое всех меньше? (ответы детей)
- У кого из вас семена белого цвета? Принесите сюда. Посмотрите, они разные или одинаковые? Какое семечко больше по размеру? (ответы детей)
- Какого цвета еще есть у вас семена? Да, желтого цвета. Несите сюда. А эти семена, одинаковые? Посмотрите, вот это семечко круглое – это горох, а это неправильной формы – кукуруза.
- Посмотрите, у нас еще остались семена. Какого они цвета? (ответы детей)
- Итак, на какие группы мы можем разделить семена? (ответы детей)
- Хорошо, предлагаю вам взять коробочки с подсказками и приступать к работе.
- А сейчас, поменяйтесь коробочками и проверьте, правильно ли собрали семена ваши товарищи…
- Как мы с вами хорошо поработали! Включение детей в обсуждение объектов и их свойств.
Дети классифицируют объекты по группам. Дети проявляют интерес к совместной деятельности.
У детей развивается восприятие внимание, память, наблюдатель-ность, способности выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простей-шие обобщения.
Дети различают семена по признакам (величине, цвету, форме, умеют анализи-ровать, сравнивать, классифициро-вать предметы по признакам (величине, цвету, форме);
Дети владеют мелкой моторикой.
У детей активизируется и обогащается словарь.
Физ. минутка.
Задача:
снять мышечное напряжение. Упражнение, игра, показ, художественное слово. А теперь давайте поиграем
Во дворе растёт подсолнух,
Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)
Рядом с ним второй, похожий,
К солнцу тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.)
Вертим ручками по кругу.
Не задень случайно друга!
Несколько кругов вперёд,
А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)
Отдохнули мы чудесно,
И пора нам сесть на место. (Дети садятся.) Дети повторяют движения за воспитателем
Дети демонстрируют снятие мышечного напряжения
3. Этап
Размещение материала в классификационной таблице – размещение в емкости в виде коллекции
Задача:
воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам в ходе совместной деятельности, умение слушать друг друга;
разделить объекты на группы в соответствии с подсказками
Беседа, эмоциональное стимулирование,
поощрение
- Давайте соберем наши коробочки с семенами в одну.
- И так, на какие группы мы с вами разделили семена? ( фасоль: черная, белая, красная; кукуруза; горох; бобы; подсолнечник: черные и с белыми полосками; цветы: мальва, бархатцы, люпин.
- Посмотрите, какая большая коллекция у нас получилась!
Её мы отправим Золушке.
Воспитатель предлагает:
- Посмотрите у нас семена еще остались в посылке. На этом кулечке написано: «В подарок лучшим помощникам для своей коллекции семян»
Мы можем создать собственную коллекцию?
- А вы бы хотели, чтобы наша коллекция пополнялась? Что тогда для этого нужно сделать. Правильно, Кирилл, попросить у родителей и принести разные семена из дома. Дети слушают, отвечают на вопросы Дети проявляют доброжелательное отношение к сверстникам в ходе совместной деятельности; умеют слушать друг друга
4. Этап
Рефлексия
Задача: учить детей анализировать свою деятельность.
Беседа,
вопросы Воспитатель стимулирует детей к самоанализу собственной деятельности, задаёт им вопросы.
- Ребята, какое у вас сейчас настроение?
- Маша, что мы с вами делали?
- Аня, тебе понравилось сегодня заниматься?
- Кирилл, что тебе сегодня понравилось делать?
- Паша, тебе было интересно составлять коллекцию?
- Ребята, и мне понравилось с вами заниматься. Дети высказывают свое мнение. Слушают воспитателя. Дети оценивают собственную деятельность.
5. Этап
Открытость
Задача: сориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах и семье, подбор материала по теме с родителями, пополнение коллекции. Беседа,
Поощрение
- Маша, кому бы ты хотела рассказать о том, чем мы сегодня занимались?
- Хорошо! А как вы думаете, ребята, которых сегодня не было в садике, хотели бы узнать о нашей коллекции? Давайте, расскажем им, когда они придут в детский сад!
- А какие еще коллекции вы бы хотели создать? (ответы детей)
Хорошо, давайте в следующий раз составим коллекцию открыток или карманных календариков?
Тогда что нам необходимо сделать для этого?
У кого есть дома открытки и календарики? Попросите у родителей и принесите в детский сад.
Дети высказывают свое мнение. Дети демонстрируют потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.
Дети принимают предложение, заинтересовыва-ются предстоящей деятельностью.