Анастасия Сысаева
Конструкт интегрированного музыкального занятия по фольклору «Жили-были крестьяне»
Конструкт интегрированного занятия
Тема: "Жили - были крестьяне"
музыкальный руководитель Сысаева А. О.
г. В. Пышма
2013 г.
Цель: Помочь детям обрести любовь к старинным русским народным играм, русскому языку, народному творчеству. Воспитывать любовь к своей Родине.
Задачи:
Образовательный аспект
• расширять представления о жизни и быте крестьян;
• пробуждать интерес к народной культуре;
Публикация «Конструкт интегрированного музыкального занятия по фольклору „Жили-были крестьяне“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Народная культура, фольклор
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• знакомить с русскими народными инструментами;
Воспитательный аспект
• воспитывать трудолюбие и уважение к человеку труда;
• через песни, игры, танцы, пословицы знакомить детей с жизнью русской деревни.
Демонстрационный материал: презентация: показ картин художников о жизни крестьян, картины матери и дитя, народные музыкальные инструменты
Оборудование: (русские народные костюмы для детей и взрослых, корзиночки, колоски, колокольчик, плуг с лошадью, экран, проектор, презентация, музыкальные инструменты)
Музыкальный материал : русские народные песни, народный хоровод,
"На горе-то калина", "Ах вы, сени",
Предварительная работа:
• Беседа о том, кто такие крестьяне;
• Рассматривание картин художников о жизни и быте крестьян, костюмах, интерьере в избах;
• Знакомство с народными песнями, разучивание;
• Знакомство с русскими народными инструментами;
• Обыгрывание песен;
• Знакомство с разными играми народными;
• Разучивание хоровода с колосьями;
Организация пространства: (зал оформлен в русско-народном стиле, условно - изба, скамейка, огородик, голубая ткань - речка, лес.)
Карта НОД:
Этапы Деятельность музыкального руководителя Деятельность детей Методические приемы
Организационный момент
3 мин.
Слайд №1 (Встречает детей муз. рук-ль Арина в русском костюме)
Арина: Здравствуйте, люди добрые! Приятно видеть вас всех в добром здравии. Зовут меня тетушка Арина!
Арина: Сегодня на фольклорном занятии мы поведаем вам о том, как в далекую старину русские люди жили, трудились, а вечером отдыхали и веселились.
Итак, приготовьте ушки, откройте пошире глазки и слушайте сказку.
Дети входят и садятся Приветствие
Основная часть
Слайды № 2-7 (женщина боронит)
Слайд №8
Слайд №9
Слайд №10
Слайд №11
Слайд №12
Слайд №13
Слайд №14
Слайд №15 - 16
Слайд №17
Слайд №18, 19 Арина: В давние-давние времена жили-были крестьяне. (показ на слайдах картин художников). Рано поутру вставали, коров выгоняли, девицы пряли, ткали, крестиком вышивали, щи, кашу варили да по ягоды ходили.
(исполняется песня с инсценировкой)
песня: "Пошли девки в лес по ягоды
Арина: Проспала ты, Дунюшка, и ягод тебе не досталось. В следующий раз пораньше вставай. Кто рано встает - тому бог подает.
Арина: А парни поутру вставали, про работушку не забывали! (дети поют песню и инсценируют)
Песня: "Пахарь"
Арина: Ну вот и сено покосили, зерно посадили! А рыбу не ловили? Так давайте половим.
игра: Поймай рыбку
(дети стоят по кругу, а рыбак в центре, ловит удочкой детей)
Арина: Ну вот добры молодцы и рыбу половили, а девицы красавицы пошли урожай собирать, а делали они это с радостью да с хороводом.
(танец с колосками)
Арина: Ну вот, потрудились на славу! Позади трудовой день! Рыбу ловили, в лес по ягоды ходили, сено косили, зерно собирали. Матушки укладывали своих деток спать, пели им колыбельную, да приговаривали.
1 девочка: Кто у нас плачет -
Не получит калачик.
Кто у нас ревет
Не получит сухарек.
2. девочка: Байки - побайки
Прискакли зайки,
Стали люльку качать
Сладку дрему
навевать,
Стали в дудки играть
Стала Катя засыпать.
Арина: Сейчас послушаем какие колыбельные матушки пели своим дитяткам.
Слушание "Колыбельная"
(обсуждение, беседа о музыке, на экране картины художников с изображением "матери и дитя") Арина: Как ребята, мама поет колыбельную своему ребенку? Какие слова говорит? Посмотрите как художник Пелевин Иван Андреевич в своей картине "Первенец. " изобразил маму и ребенка. Как она его обнимает, голубит, гладит, какими добрыми глазами смотрит, улыбается.
Арина: Ну вот, спать детей уложили, теперь пора всем и отдохнуть. Соберутся красны девицы да добры молодцы на деревенский пятачок, и начинается веселье!
Пели частушки, подыгрывали на
разных музыкальных инструментах, а какие вы знаете народные инструменты? (дети перечисляют, на экране показаны инструменты)
Давайте мы с вами поиграем в игру "Найди лишний инструмент" (На экране показаны инструменты разных оркестров, нужно найти лишний.)
Арина: А наши красны девицы, да добры молодцы сыграют на ложках деревянных.
Танец с ложками
Арина: Собирались вечером, кто попеть, кто поплясать, а кто и доброе слово молвить. Русский народ придумал много пословиц, чтобы люди уму-разуму набирались. Какие вы пословицы знаете?
Пословицы
1. Труд человека кормит, а лень портит;
2. Любопытной варваре на базаре нос оторвали;
3. Поспешишь - людей насмешишь;
4. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда;
5. На чужой каравай рот не разевай.
Арина: А как вы понимаете, что это значит без труда не вытащишь и рыбку из пруда? А такую пословицу - любопытной варваре на базаре нос оторвали?
Арина: Молодцы, много пословиц знаете, а теперь настала минута поиграть.
Собирайся, народ! Кто в жаворонка играть идет?
Игра: "Жаворонок"
(дети стоят по кругу, поют. Жаворонок с колокольчиком двигается поскоками внутри круга. С концом песни останавливается и кладет колокольчик на пол между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спиной друг к другу. Все говорят: "Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год!" Эти двое оббегают круг, в противоположном направлении. Кто первым схватит колокольчик, становится жаворонком.)
А теперь становитесь в ворота, поиграем детвора.
Игра: "Золотые ворота"
Мальчики поют, девочки инсценируют песню
"Пошли девки в лес по ягоды"
Девочки поют, мальчики инсценируют. "Пахарь"
Игра "Поймай рыбу" (3 мальчика по очереди ловят)
Хоровод с колосьями
Убаюкивание девочками кукол с потешками
Ответы детей
(нежно поет, ласково, по-доброму, неторопливо, тихо, спокойно)
Дети перечисляют народные инструменты
Танец с ложками
Дети рассказывают пословицы
Игра "Жаворонок"
Игра: "Золотые ворота"
Показ слайдовкартин
Объяснение, игры
Проговаривание потешек
Слушание колыбельной, обсуждение, беседа о музыке.
Игра на экране
Игра на музыкальных инструментах
Толкование пословиц
игра
Итог
Слайд № 20 Арина: Вот так и жили-были крестьяне. Понравилось вам ребята, как жили люди в то время? А что именно вам понравилось и запомнилось больше всего? А что вам показалось трудным?
Вот так и веселился, отдыхал народ, да позднего вечера, а вот и месяц показался, пора и по домам! Завтра дел много. Парни, не забудьте девочек до калитки проводить, а то темнеет. (все парами обходят круг и уходят)
Арина: (гостям)
До свиданья, до свиданья,
До свиданья три раза.
А еще раз до свиданья,
Ваши милые глаза!
Дети отвечают, что понравилась, запомнилось. Беседа, подведение итогов.