Майя Красильникова
Конструирование как основной вид творческой деятельности ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Конструирование как вид детского творчества способствует активному формированию технического мышления, благодаря ему ребенок познает основы графической грамоты, учиться пользоваться схемами, выкройками и эскизами. Конструирование знакомит ребенка со свойствами различных материалов: строительные элементы, бумага, картон, ткань, природный и бросовой материал. Программа нацеливает педагогов воспитывать в каждом ребенке не исполнителя, а творца. Поэтому необходимо учитывать, что создание построек, конструкций, поделок не должно быть самоцелью. Это прежде всего-средство развития детских способностей.
Публикация «Конструирование как основной вид творческой деятельности ребенка» размещена в разделах
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2021
Основная задача-формирование у дошкольников познавательной и исследовательской деятельности, стремление к умственной деятельности, приобщение к миру технического и художественного изобретательства. Рассмотрим, конструирование в теории.
Конструктивная деятельность - это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Выделяются два типа конструирования : техническое и художественное.
К техническому типу конструкторской деятельности относятся : конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы); конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; конструирование из крупногабаритных модульных блоков.
К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и конструирование из природного материала. В художественном конструировании дети, создавая образы, не только (и не столько) отображают их структуру, сколько выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой.
Выделяют два вида конструирования : техническое и художественное
Данное деление является условным.
В деятельности конструирования выделяют также два взаимосвязанных
этапа: создание замысла и исполнение замысла. Творчество связано, как правило,
больше с созданием замысла, поскольку он заключается в обдумывании и
планировании процесса предстоящей практической деятельности - в
представлении конечного результата, в определении способов и
последовательности его достижения. Практическая деятельность, направленная на
использование замысла, не является чисто исполнительской. Конструирование
является продуктивной деятельностью, отвечающей интересам и потребностям
дошкольников. Источником замысла детей является всё окружающее:
разнообразный предметный и природный мир, социальные явления,
художественная литература, разные виды деятельности, в первую очередь игра.
Благодаря конструированию у дошкольников формируется способность активно
думать, осознанно ставить перед собой задачи и находить пути их решения.
К техническому виду конструирования относятся :
•конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или
неокрашенные детали геометрической формы);
• конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы
крепления;
•конструирование из крупногабаритных модульных блоков;
• конструирование на базе компьютерных программ.
В техническом конструировании дети в основном отображают реально
существующие объекты, а также придумывают поделки по ассоциации с образами
из сказок, фильмов. При этом они моделируют их основные структурные и
функциональные признаки: здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой,
кормой, штурвалом и т. п.
Виды технического конструирования :
К художественному типу конструирования относятся :
Конструирование из бумаги и из природного материала для построения
композиций пейзажных, декоративных и сюжетных, которые можно было бы
изменить, добавить, убрать, поменять, переставить.
В художественном конструировании, дети, создавая образы не только (и не
столько) отображают их структуру, сколько выражают свое отношение к ним,
передают их характер, используя такой прием как «нарушение» пропорций, а
также цвет, форму, фактуру: веселый клоун, худой простофиля волк.
Конструирование из бумаги, картона и других дополнительных материалов
является более сложным видом конструирования в дошкольном образовательном
учреждении. Впервые дети знакомятся с ним со среднего возраста. Этот вид
конструирования предполагает сооружение из плоского материала (бумаги и
тонкого картона) игрушек объёмной формы.
Выделяют следующие формы организации обучения дошкольников
конструированию :
1) конструирование по образцу;
2) конструирование по условиям;
3) конструирование по замыслу.
Рассмотрим более подробно каждую из форм.
Первая форма организации обучения дошкольников конструированию —
конструирование по образцу :
Конструирование по объемному образцу
Конструирование по графическому образцу
Конструирование по модели
Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам
Основными приемами обучения являются следующие:
1. Показ воспитателем приемов изготовления конструкции.
2. Демонстрация образца, картинки или чертежа, рисунка
3. Объяснение
4. Показ отдельных приемов
5. Постановка проблемной задачи (как перестроить гараж, чтобы в нем поместилось 2-3 машины).
6. Сообщение темы постройки с указанием условий
7. Анализ и оценка процесса работы