Абдулхамидова Хадижат
Конспекты занятий по ознакомлению детей старшей группы со сказками
▼ Скачать + Заказать документы
1. Рассказывание р. н. сказки «Мужик и медведь».
Программное содержание:
Продолжать учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры и поступки персонажей. Уточнить представления детей о жанровых особенностях сказки.
Материал: книжка со сказкой.
Ход занятия:
- Чем отличается сказка от других литературных произведений (рассказа, стихотворения?
Темочки:
- У каждого произведения есть название. И почти всегда, когда мы слышим название, то знаем, о ком или о чем будет рассказываться в этом произведении. Сегодня я расскажу вам сказку «Мужик и медведь». Как вы думаете, о ком будет эта сказка?
Рассказывание сказки.
Беседа по сказке с рассматриванием иллюстраций:
- Кто главные герои сказки?
- Чем занимался мужик?
- Расскажите, как мужик перехитрил медведя?
- Каким представлен медведь в сказке?
- Как вы думаете, почему во многих сказках медведь неуклюжий, глуповатый, хотя на самом деле это умный, ловкий, хитрый зверь?
- Придумайте свое название к этой сказке.
Динамическая пауза «Иван, Иван, вырывай бурьян», «Медведь на огороде».
Повторное рассказывание сказки.
Пересказ сказки детьми «по цепочке».
2. Рассказывание сказки «Лиса и кувшин».
Программное содержание:
Продолжать учить детей понимать эмоционально-образное содержание произведения, учить использовать при пересказе образные художественные средства, выразительно передавать диалоги персонажей.
Материал: загадка о лисе.
Ход занятия:
Воспитатель загадывает загадку о лисе:
Эта рыжая плутовка
И коварна, и хитра.
Быстрых зайцев ловит ловко,
Кур ворует со двора.
Вопросы:
- Вспомните, в каких сказках встречается лиса?
- Как называют лису в сказках?
- Какая бывает обычно лиса в сказках?
- Сейчас я расскажу вам еще одну сказку о лисе.
Рассказывание сказки.
Беседа по сказке :
- Как лиса попала в кувшин?
- Как она разговаривала с кувшином?
Диалог лисы с кувшином: «Сначала лиса разговаривала с кувшином ласково, она его упрашивала. Произнесите слова лисы так, чтобы все услышали, что лиса говорит ласково. Потом она стала разговаривать с кувшином сердито, стала угрожать кувшину. Произнесите слова лисы так, чтобы все услышали, что лиса говорит сердито».
- Чем заканчивается сказка?
- Какою показана лиса в этой сказке и откуда это видно? (Хитрой, потому что она подобралась к кувшину и вылакала молоко. Лиса хотела уговорить кувшин и притворилась ласковой. Сердитой – она потом стала сердито разговаривать с кувшином).
Динамическая пауза «У лисицы острый нос».
- Внимательно послушайте сказку еще раз. Вы будете ее рассказывать.
Можно вызвать для пересказа двух детей : «Один из вас будет рассказывать сказку, другой говорить за лису. Договоритесь сами».
Пересказ сказки детьми.
3. Рассказывание сказки «Заяц-хваста».
Программное содержание:
Продолжать учить детей эмоционально-образно воспринимать содержание сказки, помочь детям запомнить образные характеристики персонажей и их поступков.
Материал: книжка со сказкой.
Ход занятия:
Вопросы к детям:
- В каких сказках встречается заяц?
- Какой обычно бывает заяц в сказках?
- Как вы понимаете, кто такой «хвастун», «хваста»?
- Сейчас я расскажу вам русскую народную сказку «Заяц-хваста».
Рассказывание сказки.
Беседа по сказке с показом иллюстраций:
- Кто главный герой сказки?
- Как жилось зайцу зимой и летом?
- Как хвастался заяц? (упражнение на интонационную выразительность)
- Как заяц помог вороне?
- Чем закончилась сказка?
- Каким показан заяц в сказке? (сначала хвастун и трусишка, потом – храбрец).
Динамическая пауза «Заинька у елочки попрыгивает».
Повторное чтение сказки.
Пересказ сказки «по цепочке».
Игра-драматизация «Ворона и заяц».
4. Рассказывание р. н. сказки «Крылатый, мохнатый да масленый».
Программное содержание:
Продолжать учить детей понимать характеры и поступки героев; замечать и понимать образные выражения; закрепить представления детей о жанровых особенностях сказки.
Материал: книжка со сказкой.
Ход занятия:
Короткая беседа о сказках :
- Кто сочиняет сказки?
- Какие русские народные сказки вы знаете?
- Как обычно начинаются, заканчиваются сказки? (повторение знакомых зачинов, концовок).
- Сегодня я прочитаю вам сказку с необычным названием «Крылатый, мохнатый да масленый». Как вы думаете, о ком рассказывается в этой сказке?
Рассказывание сказки.
Беседа по сказке :
- Вспомните зачин у этой сказки.
- Как жили друзья вначале?
- Вспомните, как каждый рассказывал о своей работе (упражнение на интонационную выразительность).
Динамическая пауза: «Воробей».
- Почему друзья рассорились?
- Как вы думаете, почему из блина не получился охотник, а мышка не сумела приготовить вкусную еду?
- Чему учит эта сказка?
- Блин в конце сказки сказал такие слова : «Так всегда бывает, когда один на другого кивает, а свое дело делать не хочет». Как вы понимаете эти слова?
- Какие выражения и слова в сказке вам больше всего запомнились?
- Как заканчивается сказка? Повторите концовку сказки.
- Какой эпизод сказки вам понравился? Давайте попробуем обыграть его.
Драматизация эпизодов сказки.
5. Рассказывание р. н. сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Программное содержание:
Продолжать знакомить детей с художественными особенностями русской народной волшебной сказки. Учить детей замечать и использовать выразительные средства языка сказки (повторы, образные выражения). Воспитывать любовь к сказке.
Материал: книга с иллюстрациями.
Ход занятия:
- У русского народа есть много разных сказок. Есть сказки о животных. Назовите их. А есть волшебные сказки. Сегодня я вам прочитаю сказку, которая называется «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Вы внимательно слушайте, а потом скажете, почему эта сказка волшебная.
Рассказывание сказки.
Беседа:
- Как вы думаете, почему это волшебная сказка? (происходят волшебные превращения и волшебные действия).
- Какие чудеса, волшебства произошли в ней? (Иванушка превращается в козленочка и т. д.).
- Как начинается сказка? (обратить внимание детей на зачин).
- Сколько раз в сказке происходят одни и те же действия? (несколько раз просит Аленушка братца не пить воду из копытца).
- Чем закончилась сказка? (обратить внимание детей на концовку).
- Как вы относитесь к Аленушке?
- Как вы думаете, кого защищает сказка? (добрые герои всегда награждены, злые – наказаны).
Динамическая пауза: «Козлята».
- Какие сказочные слова, повторы, выражения, вы заметили в сказке? («одни -одинешеньки», «по дальнему пути, по широкому полю», «солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает», «красна девица», «жить-поживать», «злато-серебро» и др.).
- В сказке встретились новые для вас слова и выражения: «мочи нет», «откуда ни возьмись», «одному козленочку все было ведомо». Объясните, как вы их понимаете.
- А сейчас мы поиграем в игру «Доскажи словечко». Я начну предложение, а вы – закончите:
- Остались дети… одни -одинешеньки.
- И просит Иванушка Аленушку…мочи нет…
- Как увидела Аленушка … залилась слезами.
- Один раз когда купца не было дома…откуда ни возьмись…
- Увидел козленочка и …голову повесил.
- Побежал козленочек на речку и…жалобнехонько просит…
- Послушайте еще раз отрывок из сказки и постараемся его обыграть. (Воспитатель зачитывает отрывок о том, как шли сестра и брат по широкому полю и повстречали копытца с водой, приглашает детей для драматизации этого отрывка. Сама выступает от лица рассказчика).
6. Рассказывание сказки «Хаврошечка».
Программное содержание:
Продолжать знакомить детей с художественными особенностями русской народной волшебной сказки. Учить чувствовать и понимать целесообразность использования выразительно-изобразительных средств языка (повторы, образные выражения). Воспитывать любовь к народным сказкам.
Материал: яблоко.
Ход занятия:
- Вы любите сказки? Как вы думаете, зачем люди сочиняют сказки? (Чтобы рассказывать их своим детям, учить их в жизни различать добро и зло).
- Представьте, что будет, если у народа не будет сказок (ответы детей).
- Можно ли назвать сказку воспитательницей? Почему?
- Сейчас я расскажу вам еще одну русскую народную сказку, которая называется «Хаврошечка». Вы внимательно слушайте ее, а потом скажете, чему учит эта сказка.
Рассказывание сказки.
Беседа:
- Как вы думаете, почему сказка начинается словами : «Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, а есть и такие, которые своего брата не стыдятся»?
- Какими были мачеха и ее дочки?
- Какой вы представляете себе Хаврошечку?
- Какие чудеса происходят в сказке?
- Как помогла Хаврошечке коровушка?
- Какие сказочные слова и выражения вы заметили?
- Чему учит эта сказка?
Динамическая пауза «Яблоко».
- А сейчас мы поиграем в игру «Доскажи словечко». Я начну предложение, а вы – закончите:
- Жила у злых людей девочка Хаврошечка…
- А злые сестры…
- Целыми днями трудилась Хаврошечка…
- Велела мачеха коровушку…
- Выросла яблонька, появились на ней…
- Женился на Хаврошечке сильный человек…
- Какой эпизод из сказки вам наиболее запомнился? Расскажите его.