Пилтакян Татьяна
Конспекты занятий по обучению грамоте дошкольников при подготовке к школе
▼ Скачать
Занятие № 21
Цели: знакомство с буквой з; учить выкладывать предложение, состоящее из двух слов, соблюдать интервал между словами, называть первое, второе слово в предложении.
Ход занятия
1. Предложить детям сложить слово «сказал», сделать из него «сказала», затем «сказали», разобрать слово «сказали».
Сколько гласных, сколько согласных, назвать их.
Затем сложить предложение «Они сказали».
Сколько в нем слов. Какое 1-е слово? Какое 2-е? (Сказать, что слова пишутся на расстоянии друг от друга.)
Публикация «Конспекты занятий по обучению грамоте дошкольников при подготовке к школе» размещена в разделах
Какой звук в словах обозначен фишкой. Показать им букву з, затем раздать всей группе, попросив заменить звук [з] на букву.
Выложить 2 слова друг пол другом «зАмок», «замОк».
Что обозначают эти слова?
Сравнить эти слова по звукам: одинаковые они или разные? Работа над ударением. Игра (по выбору детей) с одним из этих слов.
2. Чтение текста.
Зз
за зе зи
са со си
не ги ну
зо сэ
лё
зу
сы ры
зэ ся кя
зё зя зю
зима замок сазан
Зина заноза мороз
роза маска музыка
Заноза
Лиза мыла розу. Она занозила руку. У Лизы заноза.
Обратить внимание детей на то, что у рассказа есть название, по которому мы узнаем, о чем рассказ. Чтение рассказа 2 – 3 раза выразительно. Предложить детям пересказать этот рассказ с добавлением подробностей, не отвлекаясь от основного содержания текста. Слово «замок» прочитать с различным ударением
3. Игра «Какие буквы спрятались в мешочках»?
Занятие № 22
Цели: повторить пройденный материал; научить новой игре в цепочку слов.
Ход занятия
1. Предложить детям выложить слово «сказочка». Из этого слова сделать слово «сказочки».
Сколько гласных звуков. Какие? Сколько согласных? Какие? Какие твердые? Какие мягкие?
Затем из слова «сказочки» сделать слово «указочки».
2. Чтение текста.
са се си со су сэ сы сё
ся сю за зе зи зо зу сэ
зы зе зя зю
сын роза кукла лимон сорока
лиса сосна силос голоса сон
нос коза ласка мороз лимоны
коза – козы
лиса – лисы
У нас рос мак.
коса – косы
У нас росла малина.
сам сама сами
кукуруза
роза – розы
У нас росли розы.
У нас много кукурузы.
Объяснить детям значение слова силос.
3. Педагог на доске выкладывает слово «мак» и предлагает детям путем замены любой буквы или добавления одной буквы получить новое слово. Воспитатель должен иметь приготовленные варианты цепочек слов. Если при замене дети будут называть буквы, с которыми не знакомились на предыдущих занятиях, обозначить их фишками. Примерная цепочка слов: мак – лак – лук – люк; мак – рак – раки – руки – реки – река – репа; мак – лак – рак – так – ток – кок
Занятие № 24
Цели: знакомство с буквой ж; дать детям правила о правописании жи и ши.
Ход занятия
1. Предложить детям выложить слово «жарко».
Какой звук обозначен фишкой? Звук [ж] всегда твердый. Показать им букву ж, раздать всей группе, заменить в слове фишку на букву. Сложить слово моржи. Объяснить детям, что после буквы ж всегда пишется и, хотя слышится ы.
2. Предложить детям придумать слова, которые бы начинались со звука [ж] (по одному слову).
3. Сложить слово «кожа», затем переделать это слово на слова «коза», «роза», «розы».
Сложить слово «жизнь», мягкость звука н дети должны обозначить фишкой.
Сложить слово «шина», объяснить детям, что после ш всегда пишется и, а слышится ы.
Обобщить правило, что после ж и ш слышится ы, а пишется и.
4. Чтение текста.
жа жо жу жи же
жил – жила – жили
жук сажа лыжи сук лужа жуки нож кожа
ножи шалаш шина – шины малыш уж — ужи шишка
У Саши кошка. У кошки усы. У кошки уши. Саша сама мыла кошку.
Спросить у детей, что такое уж, ядовитая ли это змея. Объяснить значение слова сажа.
5. Игра: назови слова, которые бы начинались с мягкого согласного звука [л].
6. Игра «Какие буквы катаются в лодке»?
Занятие № 25
Цели: повторение пройденных букв и правил о жи и ши.
Ход занятия
1. Предложить детям сложить слово «малыши», вспомнить правило, что после ж и ш всегда пишется и.
Выложить слово «ужин». Выложить предложение «Малыши слушали сказку».
Назовите 1, 2, 3 слово.
2. Чтение текста.
шар лужа шил – шили жук лыжи шина – шины
зал жало машина – машины сам мыши
Он Она Они
служил служила служили
слушал слушала слушали
сушил сушила сушили
У осы жало.
Оса ужалила жука.
Маша нашла жука.
У жука рога.
У жука усы.
Спросить у детей значение слова «зал».
3. Попросить детей назвать по одному слову, в которых есть звуки [ш] и [ж].
4. Воспитатель предлагает детям отгадать задуманные им слова (грибы) по схеме: твердый согласный, мягкий согласный, гласный, твердый согласный, гласный.
Слово «школа» по схеме: твердый согласный, твердый согласный, гласный, твердый согласный, гласный
Занятие № 26
Цели: знакомство с буквой д; учить детей составлять слово с заданной частью слова, озаглавливать прочитанный рассказ.
Ход занятия
1. Предложить сложить слово «драка».
Сколько гласных звуков? Какие? Сколько согласных? Сколько мягких? Сколько твердых? Какие?
Показывает букву д, предлагает детям рассмотреть ее, затем раздает всей группе и просит заменить звук [д] на букву.
2. Воспитатель предлагает детям придумать слово, начинающееся со звука [д] (2–3 наиболее интересных слова написать на доске).
3. Воспитатель складывает на доске часть слова – ру, дети складывают его на столе, затем им предлагается сделать из ру – дру и с помощью этой части слова придумать и выложить слово.
4. Чтение текста.
Дд
да ду до ды ди дя дю дё дэ де
жа жи ша ши шу жу жо шо
дом дуга лодка дым дыра доска
лошадка дам дома дорога
У Димы лодка. У Даши кукла. Дима и Даша дружно играли.
Объяснить детям значение слова дуга. Предложить детям выразительно прочитать рассказ 2 – 3 раза и озаглавить его.
5. Игра: цепочка слов, начинающаяся со слова рак
Занятие № 27
Цели: знакомство с буквой т; продолжать учить детей придумывать и складывать слова по отдельной части слова.
Ход занятия
1. Предложить детям сложить слово «танки».
Сколько в слове гласных звуков? Какие? Сколько согласных? Какие? Сколько твердых согласных? Сколько мягких согласных?
Педагог показывает букву т, предлагает детям рассмотреть, затем раздать всей группе, попросив заменить в слове фишки на буквы. Игра со словом танки.
2. Каждый ребенок придумывает слово со звуком [т] (2 – 3 слова дети должны сложить на столе).
3. Предложить детям сложить часть слова – та, затем ста и с этой частью составить слово.
4. Сложить слово «старик», сделать из него слова: «старуха», «устарел». 2–3 детям предложить объяснить, как они произвели замену.
5. Чтение текста. Объяснить детям значение слов долото, треска. Озаглавить прочитанный рассказ, рассказать его.
Тт
та ту тю то тя ты
те ти те та да ду ша
кит карта молоток сторож
кот танки долото стакан корыто дорога
старик рот доска тир лодка ток треска
Дима строит дом. А Тима строит гараж. Дима и Тима дружат.
6. Две-три загадки предлагают дети. Воспитатель заранее придумывает вместе с детьми слова для загадок
Занятие № 28
Цели: закрепление пройденного материала и правила о звуке [ч ].
Ход занятия
1. Предложить детям выложить предложение Самолёт летит. Напомнить, что предложение пишется с большой буквы. Спросить, сколько в предложении слов, какое из них первое, а какое второе.
2. Предложить сложить слово «аэроплан».
Сколько гласных звуков? Какие? Сколько мягких согласных? Какие? Сколько твердых согласных? Игра со словом аэроплан. Выложить слово «лодка» (произнести слово так, чтобы дети услышали звук [д]).
Как сделать из слова «лодка» – «лодочка»? Сложите его.
3. Чтение текста. Обратить внимание на смысл слов «ток», «тир», «лом», «сажа», «росток», «салат». Дети должны выразительно прочитать рассказ, придумать название и пересказать его.
таз сын дети стол салат
сад так кожа стул росток
ток лом сажа прут мостик
тир рис лужа друг рассказ
дуга
Дети гуляли по лесу.
У куста ёж. Он лежит.
У ежа иголки.
Ёжик уколол Жене руку.
Жалко Женю!
4. Игра со словом «май» : меняя одну букву, получать новые слова
Занятие № 29
Цели: знакомство с буквой ь.
Ход занятия
1. Предложить сложить слово «карась».
Какие вы знаете буквы, которые показывают, что согласный звук нужно произносить мягко (и, я, е, ё, ю? Давайте попробуем поставить их в слове карась. (Чтение получаемых слов.) А есть такая буква, которая не добавляет никакого нового звука, а только делает согласный звук мягким. Это буква ь. Она не означает никакого звука, но если мы видим ее в слове, то согласный, который стоит перед ней, нужно произносить мягко».
2. Раздать детям буквы. Поставить в слово карась после буквы с – ь. Сложить слово «уголь».
Чем отличается слово «угол» от слова «уголь» : звуками, буквами?
Сложить слово «косить».
Какое получится слово, если не поставить ь? (Косит)
Предложить детям придумать и сложить слово с мягким знаком.
3. Чтение текста.
гусь корь окунь огонь уголь
конь ноль кость дождь карась
Один – много
гусь – гуси
конь – кони
дать строить
лось – лоси
мыть дарить
окунь – окуни
лить крутить
Надо носить воду.
Миша носит воду.
Обратить внимание на слова «моль», «ноль», «лось», «корь».
Занятие № 30
Цели: знакомство с буквой ь.
Ход занятия
1. Сложить слово «дождь», сделать из него слово «дожди». Что указывает на мягкость звука [д]? Сложить слово «строить». Что делает мягкий звук [т]? Сделать из него слово строители. Что теперь указывает на мягкость звука [т]? Сколько в этом слове гласных звуков? Какие? Сколько согласных? Сколько твердых? Какие? Сколько мягких? Какие? Что указывает на мягкость звука [л]? Сложить слово «долька». Что делает л мягким?
2. Предложить сложить то, затем сложить слово «сто», придумать и сложить слово с этой частью.
3. Чтение текста.
соль огонь играть
Один – много
толь олень кушать
окунь – окуни
мать карась кусать
кость – кости
мазь гость слушать
дождь – дожди
куль дождь мешать
карась – караси
корь окунь летать
гость – гости
пень кость солить
день уголь тянуть лень
У Сони корь.
Дима дал маме соль.
Мама солит кашу.
У нас есть окунь и карась.
Обратить внимание на слова «лень», «мазь», «куль», «корь».