Вика
Конспекты занятий по наблюдению за сезонными изменениями в природе весной «Весеннее пробуждение природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Наблюдение за сезонными изменениями в природе весной «Весеннее пробуждение природы»
Цель: ознакомление с природой и природными явлениями весной, расширение представлений дошкольников об изменениях в природе, символизирующих наступление весны (появление почек на березе, таяние снега, появление травы) (в процессе наблюдения)
Задачи:
Образовательные: расширять и обогащать знания и представления детей о весенних изменениях в природе;
Публикация «Конспекты занятий по наблюдению за сезонными изменениями в природе весной „Весеннее пробуждение природы“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Признаки весны. Наблюдения на прогулке
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон – растительность : весна - появление почек на березе, таяние снега, появление травы; повышение температуры воздуха – таяние снега).
Развивающие: - развивать способность наблюдать, описывать, устанавливать причинно-следственные связи;
- развивать любознательность;
Воспитательные: воспитывать умение испытывать радость от прогулки, общения с природой; воспитывать бережное и заботливое отношение к природе.
№ п/п Этапы, продолжительность Задачи этапа Деятельность педагога (методы, приемы) Предполагаемая деятельность детей Планируемый результат
1. Организационно-мотивационный этап (3 мин.) Организовать детей, Сконцентрировать внимание. Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, активизация интереса к ней: Ребята, сейчас мы с вами пойдём на прогулку. Но сначала послушайте стихотворение и постарайтесь определить, о каком времени года в нем говорится На снегу прозрачные Льдинки - кружева Первые проталины Первая трава. Организует беседу -Когда наступает весна? - Какие весенние месяцы вы знаете? - А что происходит весной в природе? Что говорится в стихотворении? Внимательно слушают педагога, отвечают на его вопросы. В стихотворении говорится о весне После зимы - март, апрель, май - в лужах плещутся воробьи; появляются проталинки, трава Дети сосредоточены, сконцентрированы, подготовлены к последующей деятельности; У них появился интерес к наблюдению; Они слушают и руководствуются указаниями воспитателя. Отвечают на вопросы воспитателя
- Много радости весна дарит людям. Но бывают и неприятности. На улице можно провалиться в снег и оказаться по колено в воде. На проверенной вчера тропинке можно встретить непроходимый ручей. Обманчив тёплый весенний ветерок, не заметишь, как простудишься. - Как надо одеваться весной? на улице становится теплее, прилетают птицы, появляется травка - по погоде, но еще тепло, надевать резиновые сапоги
2. Основной этап Этап постановки проблемы Этап восприятия материала Этап практического решения проблемы (10 мин.) Создать ситуацию, в которой возникает необходимость осуществления процесса наблюдения, Создать условия для восприятия объектов природы Закрепить представления детей о характерных признаках весны, учить их находить эти признаки самостоятельно Поддерживать интерес к содержанию наблюдения Мотивация (процесс вовлечения в деятельность) : - Ребята, вы в группе проговорили признаки наступления весны. А какие изменения с приходом весны произошли в природе на нашей площадке? Интересно, сможем ли мы узнать наши старых знакомых? - Что для этого нужно сделать? Сейчас мы пройдёмся по территории детского сада полюбуемся красотой весенней природы, и постараемся определить, какие изменения в ней произошли. - Попробуем отыскать березу. Нам нужно найти признак наступившей весны. Внимательно посмотрите. - Какая у нее кора, погладьте рукой? Определение совместно с детьми, что с одной стороны ствол березы теплее. Находим проталину у ствола дерева. Делаем вывод: проталина появилась с южной стороны дерева) -Посмотрите внимательно на веточки березы? Что вы на них заметили? Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, задают и отвечают на вопросы. - постараемся. - понаблюдать за ними и определить, какие изменения произошли Наблюдают, рассматривают, - Гладкая Составляют связные высказывания, делают выводы - маленькие комочки - почки листочки, маленькие, зеленые Дети не утеряли интерес к предстоящей деятельности. У них возникла потребность в получении новых знаний и представлений. Дети закрепили и обогатили знания о признаках наступления весны
Развивать наблюдательность, внимательность воспитывать бережное и заботливое отношение к природе -Что находится внутри почек? Верно. А о чем говорит нам появление почек на деревьях? - Березка не только красивое, но и полезное дерево. Сережки березы служат кормом для птиц. Ранней весной собирают сок березы. Березовый сок – это вкусный и полезный напиток. Сделав на березе надрез и собрав сок, люди уходят, не поблагодарив березку. А что же произойдет с деревом дальше? -Что нужно сделать, чтобы сок не тек дальше? Верно. Сделанное отверстие надо обязательно замазать глиной. - Ребята, а можно ломать ветки деревьев? - Правильно! Молодцы. Природа нуждается в нашей защите. Нельзя ломать деревья, кусты, рвать и топтать цветы, мусорить, Природу надо любить. -Давайте пройдемся дальше. Но у нас на пути много луж. По лужам можно ходить? -Почему, это же интересно? А как нам пройти, чтобы не замочить ноги? Давайте пройдемся «змейкой» Идем в колонне С высоким подниманием колен След в след Широким шагом Где мы еще можем найти признаки весны? (Идем по участку, -о том, что наступила весна - Ему будет больно, оно может погибнуть - закрыть чем-то надрез Нет, природу надо беречь, охранять Нет Можно заболеть, набрать воды в сапоги. Между лужами идут в колонне по одному обходя лужи (змейкой, по прямой - с высоким подниманием колен, след в след, приставным шагом, широким шагом.) - она начала таять Потому что наступила весна, стало теплее на улице Там, где много солнца, там и травы много. А в
доходим до горки.) -Ребята, что же с нашей горкой случилось? -Почему она тает? - Верно, молодцы! - Пройдемся дальше. -Давайте поищем еще признаки наступления весны. Обратите внимание на землю. Земля покрывается молодой зеленой травкой. -Где трава появилась, а где еще нет? -Почему, как вы думаете? Верно. тех места, где тень, трава еще не взошла
3. Заключительный этап. (3 мин.) Подвести итоги наблюдения; Обобщить полученный ребенком опыт Организует деятельность, направленную на подведение итогов, формулировку выводов, обобщение и систематизацию полученных знаний: - Как вы считаете, ребята, наша природа пробудилась от зимнего сна? Давайте повторим признаки весны, которые мы сегодня увидели. -Что нового вы сегодня узнали? Что наблюдали? - Смогли ли мы ответить на вопрос, который ставили перед наблюдением? -Молодцы! Вы сегодня были внимательными, наблюдательными, поэтому смогли справиться с поставленной задачей. Весной природа меняется каждый день: зацветают новые цветочки, прилетают птицы; на улице становится все теплее и теплее поэтому мы обязательно еще понаблюдаем за изменением природы в это прекрасное время года и определим, какие еще изменения произошли в Дети совместно с педагогом подводят итоги наблюдения, высказывают мнения по поводу полученной информации, выполненной работы, своего эмоционального состояния. Подведены итоги наблюдения; Обобщены полученные ребёнком знания и представления об изменениях, происходящих в природе весной
природе.
№ п/п Этапы, продолжительность Задачи этапа Деятельность педагога (методы, приемы) Предполагаемая деятельность детей Планируемый результат
1. Организационно-мотивационный этап (3 мин.) Организовать детей, Сконцентрировать внимание. Сегодня утром я пришла в детский сад и открыла форточку, чтобы проветрить группу. В окне я увидела, что на территории сада один из кустарников распустил листочки, но они такие маленькие еще. Хотите узнать, что это за кустарник это? Сейчас я вам загадаю загадку, при отгадке вы узнаете, что же и как оно называется. Прилетает в гости к ней Стайка алых снегирей, По ветвям они снуют, Красны ягодки клюют. (рябина) Дети сосредоточены, сконцентрированы, подготовлены к последующей деятельности; У них появился интерес к наблюдению; Они слушают и руководствуются указаниями воспитателя. Отвечают на вопросы воспитателя
2. Основной этап Этап постановки проблемы Этап восприятия материала Этап практического решения проблемы (10 мин.) Создать ситуацию, в которой возникает необходимость осуществления процесса наблюдения, Создать условия для восприятия объектов природы Закрепить представления детей о характерных признаках весны, учить их находить эти признаки самостоятельно Поддерживать интерес к содержанию наблюдения Развивать наблюдательность, внимательность воспитывать Ребята, почему мы подошли к этому растению? - Послушайте, как она шевелит листочками. Она здоровается с нами. Поздоровайтесь и вы с ней, полюбуйтесь ею. Есть что-то веселое, радостное, яркое в этом деревце, которое всем улыбается. - Дети, вы согласны со мной что рябина – это дерево? Почему? -Правильно, как у каждого дерева, у рябины есть один ствол, большие и маленькие ветки, листья и плоды. - Может кто-то хочет описать рябину? Какой у нее ствол на ощупь? Чем покрыт? Какого он цвета? - Вы верно определили. А как расположены ветки? В каком направлении растут? - Поднимите руки и представьте себе, что вы рябинки. Потянитесь к солнцу, покачайте веточками, пошелестите листочками. -Дети, как вы думаете, почему рябину часто называют «кудрявой»? -Да, необычные резкие листья делают похожей крону дерева на прическу в веселых кудряшках. Рябина Ствол рябины чистый и гладкий, покрыт тонкой блестящей корой серого цвета Ветки направлены вверх, тянутся к солнцу. Она имеет много веток, Дети не утеряли интерес к предстоящей деятельности. У них возникла потребность в получении новых знаний и представлений. Дети закрепили и обогатили знания о признаках наступления весны
бережное и заботливое отношение к природе -Что еще украшает рябину? -Правильно, это белые цветы. Ребята, вспомните, а когда рябина начинает расцветать? -Правильно, она начинает расцветать весной, и в начале лета. -Ребята, а когда на рябине появляются красные плоды? А сейчас я вам прочитаю маленький рассказ про рябину. -Лишь после первых заморозков плоды рябины становятся горьковато- сладкими на вкус. Они остаются на рябине на всю зиму и служат лакомством для птиц. Из свежих плодов рябины варят варенье, готовят начинку для конфет, используют как лекарственное средство в виде отваров. Полезны не только ягоды, но и листья рябины, которые помогают сохранить урожай картофеля. И древесина у рябины очень прочная, из неё делают некоторые детали для машин. А еще, рябина очень красивая. Рассматривать ее- одно удовольствие. В нашей стране растет много видов рябин, а эта рябина называется рябина обыкновенная. Она не переносит тени, у нас рябина растет на открытом на которых много листы, и именно поэтому ее называют кудрявой. Белые цветы Весной Летом
солнечном месте, поэтому чувствует себя хорошо. Вот такое замечательное дерево рябина.
3. Заключительный этап. (3 мин.) Подвести итоги наблюдения; Обобщить полученный ребенком опыт Ребята, а про какое дерево мы сегодня говорили? Почему называют рябин кудрявой? Ответ детей
№ п/п Этапы, продолжительность Задачи этапа Деятельность педагога (методы, приемы) Предполагаемая деятельность детей Планируемый результат
1. Организационно-мотивационный этап (3 мин.) Организовать детей, Сконцентрировать внимание. -Ребята, я знаю интересную загадку. Хотите отгадать? У родителей и деток Вся одежда из монеток. -О какихмонетках говорится в загадке? -Для чего рыбе чешуя? -Отгадайте ещё одну загадку: Посмотрите, дом стоит, До краёв водой налит. Без окошек, но не мрачный В этом домике жильцы - Все отважные пловцы. -Как вы догадались, что это аквариум? Да Рыба О чешуе» Для защиты Аквариум Заполнен водой Развили познавательный интерес
2. Основной этап Этап постановки проблемы Этап восприятия материала Этап практического Создать ситуацию, в которой возникает необходимость осуществления процесса -Ребята, а у нас в садике есть аквариум? Где он находится? -Кто живёт в аквариуме? -Каких аквариумных рыбок знаете? Посмотрите на картинки и назовите их. (дети называют названия рыб) -Посмотрите, рыбы все такие Да, в коридоре Рыбы Золотая- барбуса, лялиус,петушки, клопик, Проявили интерес
решения проблемы (10 мин.) наблюдения, Создать условия для восприятия объектов природы Поддерживать интерес к содержанию наблюдения Развивать наблюдательность, внимательность воспитывать бережное и заботливое отношение к рыбам разные, так не похожи друг на друга. Почему же их называют одним словом «рыбы»? Воспитатель звонит в колокольчик. -Слышите? Звенит колокольчик. Он приглашает нас в гости к рыбам. Дети подходят к аквариуму. Что делают рыбки в аквариуме? -Какие рыбки живут в нашем аквариуме? Чем питаются рыбы? Из чего состоит корм рыбок? Давайте проверим наши предположения. -Ребята, давай те рассмотрим корм для рыб: гранулы, хлопья, рачки, порошок. Дети рассматривают корм через лупу. -Давайте покормим рыбок и понаблюдаем, какой корм им лучше понравился? Представьте, что вы взяли корм. Покажите, как вы будете кормить рыбок? (дети имитируют кормление рыб). 1. Дадим рыбкам гранулированный корм. -Удалось ли рыбкам съесть корм? 2. Дадим рыбкам корм в виде хлопьев. Едят ли рыбки этот корм? (ответы детей по наблюдению) -Какой корм выбрали гуппи? гуппи Живут в воде, тело рыб покрыто чешуёй, есть плавники, хвост, жабры, умеют плавать. Живут Гуппи, петушки, клопик Сухим кормом Хлопья гранулы да Да, едят к рыбкам и желание заботиться о них Ознакомились с с особенностями строения рыб Ознакомились о кормлении и уходе за рыбками
-Как вы думаете, как часто нужно кормить рыбок? -Сколько корма нужно давать рыбам? - Что помогает рыбкам при плавании? -Правильно, когда рыбки плавают, у них хвосты двигаются из стороны в сторону. Давайте повторим движения рыбок руками (дети выполняют движения) - Плавники у рыб есть на спине, на брюшке и на грудке. Как вы думаете, рыбка нас видит? А, теперь давайте позовем рыбок, постучим легонько по аквариуму (дети наблюдают за реакцией рыбок). Рыбки реагируют на стук, подплывают. - Рыбки слышат наш стук, у них нет ушей снаружи, но есть внутренне ухо. - Ребята, посмотрите, как рыбки дышат? -В воде находится воздух, рыбка вздыхает его жабрами, а отфильтрованная вода выходит с двух сторон. Рыбка любит жить в воде, это её дом. Рыбок нельзя ловить руками, они очень нежные, хрупкие. Чтобы перенести рыбок в другую емкость с водой, не повредить их, имеется специальный сачок. Переносить рыбок надо Не много хвост, плавники у рыбки есть два глаза, с левой и с правой стороны заглатывают ртом поток воды Корм, который плавает на поверхности воды 2 раза в день Развили наблюдательность при рассматривании рыбок способом её передвижения в воде
быстро, потому что рыбки не могут долго находиться без воды. -А сможет ли рыбка жить в грязной воде? - Рыбка не может жить в плохих условиях - грязной воде и грязном аквариуме, она начнет задыхаться, болеть и может погибнуть. В грязной воде рыбке нечем дышать, она часто подплываетк поверхности, высовывается из воды и хватает воздух ртом. - Как можно ухаживать за рыбками? -Ребята, вы говорите все правильно, давайте, с вами не много поиграем: Для выявления осознанности знаний в конце беседы проводится игровое упражнение «Закончи предложение» - Тело у рыб. - А покрыто оно. -Рыбы дышат. -Рыбки плавают с помощью. - Люди кормят рыб. -Рыбки живут. - Человек должен за рыбками…. -Как должен ухаживать? Нет убирать грязь, доливать чистую воду, мыть и протирать стекла аквариума, мыть камушки и растения. Обтекаемое Чешуёй Жабрами Плавник и, хвоста Кормом в воде, аквариуме особенностями их внешнего вида
Наблюдение за рыбками в аквариуме. Что и как едят рыбы?
Цель - наблюдение за поведением аквариумных рыбок во время кормления.
Задачи:
Ухаживать, заботится, кормить Убирать грязь, доливать чистую воду, протирать стекла аквариума
3. Заключительный этап. (3 мин.) Подвести итоги наблюдения; Обобщить полученный ребенком опыт На этом наше занятие подошло к концу. Сейчас я вам задам вопросы и посмотрим, хорошо ли усвоили наше занятие. О ком мы сегодня говорили? Что нового вы узнали? Ответ детей Развили умение делать выводы
Обучающие: познакомить с особенностями строения рыб, с условиями необходимыми для жизни; дать представление о кормлении и уходе за рыбками, особенностями их внешнего вида и поведения;
Развивающие: развивать познавательный интерес, умение делать выводы; развивать наблюдательность при рассматривании рыбок, способом её передвижения в воде
Воспитательные: воспитывать интерес к рыбкам и желание заботиться о них, воспитывать бережное отношение к живым объектам.
№ п/п Этапы, продолжительность Задачи этапа Деятельность педагога (методы, приемы) Предполагаемая деятельность детей Планируемый результат
1. Организационно-мотивационный этап (3 мин.) Организовать детей, Сконцентрировать внимание. Вначале выбираются 4 одинаковые луковицы и помещаем их в разные условия.
2. Основной этап Этап постановки проблемы Этап восприятия материала Этап практического решения проблемы (10 мин.) Создать ситуацию, в которой возникает необходимость осуществления процесса наблюдения, Создать условия для восприятия объектов природы Поддерживать интерес к содержанию наблюдения Развивать наблюдательность, внимательность воспитывать бережное и заботливое отношение к рыбам Первый день наблюдения -Ребята, посмотрите, что объединяет эти луковицы? -А что нужно луковицам, чтобы вырасти такими твердыми и гладкими? -Ребята, для каждого природного явления есть свой символ, для воды- синий круг, для тепла- красный, и для света- желтый. -Первую луковицу мы поставим в банку с синим, красным и желтым кружками. Для неё созданы все условия для роста. -Вторую луковицу ставим в банку с Они гладкие, и твердые. Вода, тепло, свет
красным и синим кругами. Отсутствие света мы обозначим черным кругом. Накрываем ее колпачком из черной бумаги- светонепроницаемой. -Третью луковицу ставим в банку без воды, но в тепло и на свету. На банку наклеим белый круг- отсутствие воды. Красный- наличие тепла и желтый- наличие света. -Четвертую луковицу ставим в холодильник, где отсутствуют все природные условия, кроме холода. У неё нет тепла, света и воды. В первый день эксперимента, делаем зарисовки лука, и фотографии. Седьмой день наблюдения -Ребята, уже прошло 7 дней, и можно проверить, как поживают наши луковицы, какие изменения с ними произошли : / В ёмкости с 1й луковицей стало меньше воды, появились маленькие корни В ёмкости со 2й
-Ребята, внимательно посмотрите на луковицы, что изменилось? Семнадцатый день наблюдения -Ребята, уже прошло больше 2х недель, целых 17 дней. Давайте посмотрим, как луковицы выглядят сейчас. -Посмотрите внимательно, как они изменились? Двадцать седьмой день наблюдения -Ребята, вот прошел почти месяц, давай те посмотрим, как изменились наши луковицы за это время. -Посмотрите внимательно, как они изменились? -Ребята, в конце нашего эксперимента, какие выводы мы можем сделать? - Правильно, а еще, чтобы овощи, в частности лук не портились и хорошо хранились, необходима прохлада. Это луковицей вода стала грязная. В ёмкости с Зй луковицей на дне появились маленькие ростки ёмкости с 1й луковицей хорошие зеленые ростки, какие должны быть у лука; сильные длинные корни, они пили много воды, стрелки У лука выросли крепкие, зеленые и Научились анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы
показала нам последняя луковица, которая великолепно сохранилась, ничуть не изменилась, в холодильнике. сочные. В ёмкости со 2й луковицей корешки выросли, они более слабые; стрелочки есть, бледные, маленькие желтые. В ёмкости с 3й луковицей корни появились, ростки выросли, луковица стала мягкой и вялой, вода грязная плохо пахнет. В ёмкости с 4й луковицей никаких изменений не произошло. Для роста и развития растений необходимы свет, тепло и вода.
3. Заключительный этап. (3 мин.) Подвести итоги наблюдения; Обобщить -Ребята, а вы знаете, что зеленый лук полезен для здоровья? -А вы знаете, в чем его полезность? Ответы детей Зеленый лук необходим
полученный ребенком опыт Правильно. -А теперь послушайте, я вам еще расскажу чем полезен лук: • Для нас с вами лук - самый обычный овощ, однако его состав не так прост, как кажется с виду. • Зеленый лук защищает от вирусных инфекций. Перо лука полезно для кроветворения. • Свежая зелень лука возбуждает аппетит, делает любое блюдо более привлекательным. Свойства зеленого лука способствуют пищеварению и процессу усвоения пищи. • Зелёный лук полезен при авитаминозе, упадке сил, сонливости, головокружении, весеннем утомлении. • Зеленый лук содержит цинк в большем количестве, чем остальная зелень. Недостаток этого элемента может вызвать выпадение волос и ломкость ногтей. К тому же цинк участвует в формировании иммунитета. В зеленом луке содержатся вещества, укрепляющие сердечную мышцу и стенки сосудов, так что сердечникам и просто ослабленным людям необходимо обратить на него внимание. человеческому организму круглый год, а особенно зимой и ранней весной. Салат с зеленым луком защитит от простуды и гриппа.
Наблюдение за ростом Лука
Цель- развитие представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растения.
Задачи:
Обучающие: учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы Развивающие: развивать мышление,
• Богат лук и кальцием, и фосфором, что очень благотворно для состояния зубов. • Лук, рекомендуется есть как можно больше в свежем виде - добавлять в салаты, заправлять им супы, щи, борщи, окрошку, приправлять тушеные овощи, посыпать картофельное пюре или отварной молодой картофель. Введение лука в блюда витаминизирует их и улучшает вкус. Кроме того, зеленый лук улучшает внешний вид блюд, особенно в сочетании с такими овощами, как свекла, морковь, помидоры, картофель. Он используется для украшения салатов, различных закусок, первых и вторых мясных, рыбных и овощных блюд.
творческое воображение
Воспитательные: воспитывать аккуратность, внимательность