Елена Погодина
Конспект занятия по формированию фонетико-фонематического строя речи для детей с ОНР «Звуки [С] и [С’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Звуки [С] и [С’]
Представленные методические материалы имеют многофункциональный характер. Игры и упражнения, использованные на занятиях, подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие фонематического восприятия, произносительных навыков, слухового внимания, вербальной памяти, артикуляционной моторики.
Занятие № 1
Тема: «Звуки «С» и «СЬ»
Цель: сформировать у детей представление о сходстве и различии звуков «С» и «СЬ».
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по формированию фонетико-фонематического строя речи для детей с ОНР „Звуки [С] и [С’]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
- упражнять детей в дифференциации согласных звуков «С»-«СЬ» по артикуляционному и акустическому признаку в процессе различения их в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте; продолжать формировать у детей навыки словообразования и словоизменения в игровых упражнениях на материале различаемых согласных звуков;
- развивать мыслительные операции (анализ и синтез) через формирование навыка слогового и звукового анализа и синтеза слов, составление предложений из предложенных слов; развивать фонематическое восприятие посредством различения звуков, отличающихся по мягкости-твердости в различных речевых единицах; развивать слуховое восприятие, память через запоминание слов, текста;
- воспитывать интерес к учебной деятельности, желание помочь сверстникам, формировать навык самостоятельной работы и самоконтроля в процессе развивающих игр.
Оборудование: квадраты и полоски-символы; предметные картинки, картинки с изображением девочек «Соня» и «Сима», панно «Звуки в домиках»; Р/ М: карандаши, тетради, наборные полотна с символами.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Логопед предлагает детям назвать все звуки по порядку в словах :
совок, мусор, сынок, садик, кусок, сумка, маска
2. Повторение
Дети вспоминают звук, с которым играли на прошлом занятии, дают ему характеристику, опираясь на панно «Звуки в домиках», подбирают квадрат-символ, придумывают слова со звуком «С», определяют его место.
- Логопед предлагает поиграть в игру «Замени последний звук – получи новое слово» (на звук «С»)
Пёк – пёс; лев – лес; голод – голос; труд – трус; пар – пас; нож – нос
3. Различение и выделение звуков «С» - «СЬ» в слогах, словах.
Логопед предлагает отгадать звуки, которые дети будут различать на занятии, прослушав и повторив пары слов:
сын – синяк; носы – носи; лис – лисья, весы – висит, сыпать – сито, вес – весь.
Дети превращают звук «С» в мягкий. Отмечают отличия в произношении звуков (положение спинки языка). Дают характеристику звуку «СЬ» (панно «Звуки в домиках», подбирают квадраты-символы для звуков «С» и «СЬ».
Логопед предлагает детям стать волшебниками и превратить звук «С» в слоге в звук «СЬ» и наоборот. Игровое упражнение «Поменяй звук»
пса – пся
ксы – кси
мсо – мсё;
хсы – хси;
нсю – нсу;
ксэ – ксе;
мсы – мси;
псы-псу – пси-псю;
кся-ксе – кса-ксэ
На наборном полотне предметные картинки. Дети подходят к полотну и ищут слова со звуком «С», а затем со звуком «СЬ», определяют их место в слове, называют лишние слова и объясняют, почему они лишние. Игровое упражнение «Найди картинку».
Слова: лес, апельсин, савок, остановка, бусы, гусь, такси, письмо, самолет, колбаса, нос, ваза, коза.
Работа с раздаточным материалом.
Ребята садятся на места. Логопед вносит предметную картинку девочки и предлагает догадаться, как ее зовут, соединив звуки «С,о, нь,а».
Дети с направляющей помощью логопеда осуществляют слоговой и звуковой анализ слова, используя полоски- и квадраты-символы.
- Сколько слов вы услышали? (одно) Кто такая «Соня»? (девочка) Что такое «Соня»? (имя девочки)
- Разделите на слоги слово (с помощью хлопков). Почему в нем два слога? (два гласных звука)
- Назовите второй слог, а теперь первый. Сделайте слоговую схему (положите полоски-слоги)
- Выложите слово из квадратов-символов.
Дети выкладывают звуковую схему индивидуально, затем проверяют правильность выполнения задания у соседа.
- Сколько звуков в слове «Соня»? Сколько гласных? Сколько согласных?
Миша, назови гласные звуки. Ваня, назови глухой, твердый согласный звук. Алена, назови звонкий, твердый согласный звук.
- А теперь превратите схему слова «Соня» в слово «Сима». Что такое «Сима»? (Имя девочки) Но сначала разделите его на слоги.
Дети самостоятельно преобразуют схему, помогают друг другу, исправляют ошибки самостоятельно, с помощью логопеда, а затем рассказывают, какие квадраты по счету поменяли и почему.
Физкультминутка «Протанцуй чистоговорку» Дети выделяют звуки «С» и «СЬ» утрированно. Логопед задает ритм. дети совершают произвольные танцевальные движения.
Са-са-са, са-са-са, в лесу бегает лиса;
Усь-усь-усь, усь-усь-усь, на лугу пасется гусь;
Су-су-су, су-су-су, было холодно в лесу;
Си-си-си, си-си-си, сладкий сок в руке неси.
4. Работа со словосочетанием
Логопед предлагает поиграть в игру «Преврати слово-предмет в слово-признак» Дети отвечают на вспомогательные вопросы, выделяют звук в слове-признаке («С» или «СЬ») и подбирают слова-предметы, согласуя их со словами-признаками.
Осень – значит какой? ….осенний - Что? - …день, лист, ветер, месяц…
Весна – значит какая? …весенняя – Что? - …погода, песня, одежда …
Стекло – значит какие? …стеклянные – Что? - …лампочки, стаканы, бусы …
5. Работа с предложением.
Логопед показывает детям полоску-символ предложения и предлагает составить из слов ….(Что) предложение. Слова рассыпались. Их нужно собрать в красивое предложение.
Игровое упражнение «Составь предложение из слов». Дети индивидуально составляют предложения, а затем коллективно находят в них слова со звуком «С» («СЬ»).
Спит, кот, сено, на. Стол, апельсин, со, упал. Лес, осина, растет, в.
6. Работа с текстом
Логопед вносит картинку с изображением девочки в синей одежде, предлагает внимательно послушать рассказ и ответить на вопросы, выделяя звуки «С» и «СЬ».
Сима
Это Сима. Симе семь лет. Сима любит все синее. У нее синее пальто и синяя косынка. В косе у Симы синий бант. На ногах у Симы синие носки и синие сандалии.
Вопросы: Кто это? Сколько Симе лет? Что любит Сима? Что у нее синее? Что у Симы в косе? Что у Симы на ногах?
7. Итог занятия.
Логопед предлагает детям рассказать, что за звуки они различали, в чем самое главное их отличие. Дети называют игры, которые им больше понравились и задания, которые вызывали затруднения. Логопед хвалит детей, отмечает тех, кто справился с самыми трудными заданиями. Предлагает детям рассказать родным историю о Симе.