Лидия Подольская
Конспект занятия для дошкольников 6–7 лет по финансовой грамотности «Семейный бюджет и дети»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Семейный бюджет и дети».
Цель: формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.
Публикация «Конспект занятия для дошкольников 6–7 лет по финансовой грамотности „Семейный бюджет и дети“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Семейный бюджет
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
Задачи: познакомить детей с составляющими семейного бюджета, с путями экономии расходов бюджета семьи; расширить словарный запас детей понятиями «доходы», «расходы», «зарплата», «пенсия», «стипендия»; воспитывать чувство меры в своих желаниях; воспитывать правильное отношение к деньгам.
Материалы: картинки-раскраски с изображением различных статей расходов семьи, презентация, мультимедийное оборудование.
Ход занятия:
Воспитатель предлагает детям закончить стихотворение:
Чтоб продукты потреблять,
В платьях ярких щеголять,
Чтобы вкусно есть и пить,
Надо всё это …. (купить!
В. : За все товары мы платим деньги. А откуда берутся деньги?
Дети : Мама и папа работают и получают зарплату.
В. : Что такое зарплата?
Ответы детей.
В. : Правильно, это деньги, которые родители получают за свой труд.
А если человек состарился и не может работать, где он берёт деньги на покупки?
Ответы детей.
В. : Да, пенсия – это деньги, которые государство платит пожилому человеку за то, что он честно работал, когда был молодым. У нас государство помогает тем, кто уже не работает – пожилым людям, и тем, кто ещё не работает – детям. Это называется дотация на детей. Вы подрастёте, окончите школу, поступите в институт или университет, а государство будет вам помогать, платить деньги за то, что вы учитесь. Это называется стипендия.
Слайд №1. Изображение кошелька (бюджет семьи, изображения членов семьи (мама, папа, дедушка, бабушка, старший брат-студент, ребёнок).
Дети рассматривают слайд и делают вывод, что всё это является доходом семьи.
В. : Правильно, все деньги, которые поступают в бюджет семьи, называются доходами. Но в каждой семье есть не только доходы, но и расходы.
Расходы - это деньги, потраченные на потребности семьи.
Подумайте и скажите, на что приходится семье тратить деньги?
Обычно этот вопрос не вызывает у ребят затруднений, с помощью наводящих вопросов дети приходят к выводу, что деньги в семье расходуются на продукты, одежду и обувь, транспорт, культурные и бытовые нужды.
Слайд №2. Изображение кошелька (бюджет семьи, изображения членов семьи (мама, папа, дедушка, бабушка, старший брат-студент). От кошелька расходятся стрелки, показывая расходы (одежда, обувь и т. д.).
В. : Теперь вы знаете, что такое семейный бюджет, доходы и расходы семьи.
Раздаётся стук в дверь, входит поросёнок Пятачок.
П. : Здравствуйте, ребята! Я узнал, что семейный бюджет изучаете, вот я и решил к вам за помощью обратиться. Мой друг Винни решил подсчитать, хватит ли денег до следующей зарплаты, но у него случилась беда: блокнот, в котором он делал записи о бюджете, рассыпался на отдельные листочки. Помогите нам разобраться, где доходы, а где расходы семьи.
Дидактическая игра «Блокнот».
Воспитатель читает записи на листочках из блокнота, дети говорят, какая это часть бюджета, и раскладывают листочки на две группы – доходы и расходы.
«Заработная плата папы – 200 руб.»
«Купили хозяйственную сумку – 5 руб.»
«Истратили на продукты – 30 руб.»
«Пенсия бабушки – 100 руб.»
«Заплатили за свет – 6 руб.»
«Купили билеты в театр – 8 руб.»
«Зарплата мамы – 150 руб.»
«Заплатили за телефонные переговоры – 10 руб.»
«Купили новые колёса для автомобиля – 10 руб.»
«Заплатили за ремонт холодильника – 7 руб.»
Поросёнок благодарит детей, прощается, собирается уходить и начинает плакать.
В. : Что случилось, Пятачок, почему ты плачешь?
П. : А как же мне не плакать, ведь мы с Винни ни разу не ездили отдыхать в тёплые страны, но всегда не хватает денег!
В. : Может ты останешься с нами, мы как раз сегодня будем размышлять, как уменьшить расходы семейного бюджета.
В. : Ребята, прочитайте на слайде, какие части есть у бюджета.
Слайд №3. Надписи ДОХОД, РАСХОД, СБЕРЕЖЕНИЯ.
В. : Объясните Пяточку, что означают эти слова.
Физкультминутка.
Дети становятся в круг. Повторяют движения за воспитателем.
Раз, два, три, четыре, пять
Дети учатся считать,
Дети учатся считать,
Экономить, управлять.
Что считаем? Наш бюджет,
Экономим газ и свет,
Управляем мы деньгами –
Это наша помощь маме.
Шесть, семь, восемь, девять, десять-
Экономить будем вместе.
Всей семьей доход считаем
И расходом управляем!
В. : Чтобы свободных денег осталось гораздо больше надо быть бережливыми, экономными и расчётливыми. Быть бережливым, значит заботиться о сохранении своих вещей, игрушек, проще говоря, беречь имущество – личное, семьи, страны. Быть экономным – значит разумно использовать, не тратить зря электроэнергию, воду, деньги, время, продукты и т. д. Быть расчётливым – значит уметь планировать свои дела, расходы.
Поскольку детям трудно самостоятельно выделить способы экономии расходов, используем слайды презентации, которые помогут детям в формулировании предложений.
Расходы на продукты.
1 слайд. Хлеб в вазе (хранить хлеб в пакете или в хлебнице).
Фрукты и овощи (хранить в холодильнике).
Расходы на одежду.
2 слайд. Не пачкаться.
Не лазать по деревьям.
Не пинать камни.
Одежду хранить на вешалках.
Расходы на квартиру.
3 слайд. Капает вода из крана.
В пустой комнате горит свет и работает телевизор.
Расходы на культурные нужды.
4 слайд. Не ломать игрушки.
Не рвать книги.
В. : Благодаря такой экономии появятся свободные деньги, которые называются сбережения, или по-другому, накопления. Сбережения от слова «сберечь». Сбережения можно потратить на дорогую покупку, поехать в отпуск, а тебе, Пятачок, поехать с Винни в тёплые страны.
Дидактическая игра «Семейный бюджет».
Детям раздаются картинки-раскраски с изображением различных статей расходов семьи и предлагается раскрасить только необходимые ежемесячные расходы.
Вопросы детям: почему ты не раскрасил воздушные шары и телевизор?
В пустом секторе детям предлагается нарисовать, что они планируют приобрести на сбережения семьи.
Итог занятия :
В. : О чем вы сегодня узнали? О чем мы размышляли? Как вы думаете, где мы применим полученные знания? Поделитесь своими знаниями с родителями, братьями и сестрами. Теперь вы можете помочь им сберечь деньги для какой-нибудь большой и важной покупки.
Пятачок прощается с детьми и благодарит их за полученные знания.