Шляпникова Светлана Антоновна
Конспект занятия «Звуковая культура речи» в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по развитию речи – младшая группа
Воспитатель: Шляпникова С. А.
«Звуковая культура речи : звуки т, п, к»
Цель: Закреплять произношение звука -т- в словах и фразовой речи; учить детей отчётливо произносить звукоподражания со звуками т, п, к; упражнять в произнесении звукоподражаний с разной скоростью и громкостью.
Демонстрационный материал: барабан, картинки с изображением: «язычка»,
Публикация «Конспект занятия „Звуковая культура речи“ в младшей группе» размещена в разделах
«язычок в домике», медвежонок «Топ», собачка «Тяп», компот 2 шт., «большие» и «маленькие» ножки, большие и маленькие часы.
Раздаточный материал: зеркала для проведения артикуляционной гимнастики.
Ход занятия
I.Дети сидят полукругом на стульчиках.
Воспитатель загадывает загадку:
Всегда во рту, а не проглотишь.
Если б не было его, не сказал бы ничего.
Дети хором отвечают: Язычок.
Воспитатель рассказывает детям «Сказку про Весёлый Язычок» :
«Жил да был Весёлый Язычок. А у тебя есть язычок? Покажи.
У Весёлого Язычка был домик. Домик очень интересный. Что это за домик? Догадались? Это рот. Вот какой интересный дом был у язычка. Чтобы Весёлый Язычок не выбегал, его дом всегда был закрыт. Но Язычок очень любопытен, поэтому то и дело выглядывает из домика. А зубы не позволяют непослушному Язычку выглядывать, образуют заборчик.»
II.1. Воспитатель показывает «Волшебную коробочку» и раздает детям зеркала на ручке (напоминает правила работы с зеркалами) :
«Я хочу посмотреть, - продолжает воспитатель, - умеют ли ваши зубки делать высокий заборчики.
Из зубов заборчик строй –
Ровный, белый, не косой.
Губки широко открой,
Чтоб заборчик видеть свой.» (артикуляционная гимнастика)
Воспитатель после выполнения упражнения даёт детям немного отдохнуть. Потом предлагает ещё раз сделать заборчики и разомкнуть зубы, позволив Язычку выглянуть. (воспитатель собирает зеркала)
2. Воспитатель продолжает: «Весёлый Язычок умеет петь песенки. Послушайте: «Т-т-т». Дети поют песенку все вместе и по одному (3-4 человека).
3. Далее воспитатель предлагает произносить звук -Т- сначала на каждый удар бубна, а за тем, ориентируясь на силу удара (то громче, то тише, то совсем тихо). Воспитатель поочерёдно предлагает повторить упражнение девочкам (мальчикам).
4. Воспитатель показывая картинки предлагает детям выполнить упражнение: «Большие ноги шли по дороге: топ-топ-топ. Как шли большие ноги? Маленькие ножки бежали по дорожке: топ-топ-топ (произносит быстрее и тише). Большие ноги шли по дороге: тупы-туп, тупы-туп… Маленькие ножки бежали по дорожке: туп-туп-туп… Большие часы стучали: тик-так, тик-так… Маленькие часики тикали: тик-тик-тик…» (Дети выполняют упражнения встав со стульчиков, совмещая движения и произнесение звукоподражаний с разной скоростью и громкостью).
III.1. Затем воспитатель показывает детям щенка Тяпу и медвежонка Топа. Предлагаем повторить детям их имена: Тяп и Топ.
Далее воспитатель говорит: «Тяп и Топ очень любят песенки, давайте и мы покажем как мы умеем играть в хороводе. Вставайте все в круг и возьмитесь за руки».
Воспитатель предлагает детям для закрепления правильного воспроизведения звуков -т-, -п-, -к- исполнить русскую народную песенку «Тень, тень, потетень…» :
Тень, тень, потетень, (идут по кругу взявшись за руки)
В огороде-то плетень. (останавливаются, поднимают руки вверх)
В избе печка топится, (похлопывают себя по плечам «греются»)
Бабушка торопится: (движения руками – бег)
Она репу печёт, (пекут «пирожки»)
По тарелочкам кладёт, (дети показывают соответствующие движения)
Кот к тарелке – скок! (руки на поясе прыгают во внутрь круга)
Себе нос обжог. (прикладывают руки к носу, имитируя ожог).
(повторяют 2-3 раза).
2. Воспитатель хвалит детей. Дети садятся на стульчики. Воспитатель знакомит детей с чистоговоркой: «Тяп и Топ сварили компот. Что сварили Тяп и Топ? (Дети отвечают – компот. Дважды повторяют фразу.) Сами едят и вас угостят». Угощение вас будет ждать после занятия. (Дети получат угощение во время второго завтрака).
Воспитатель благодарит детей и говорит, что Тяп и Топ будут гостить весь день в группе.
Литература:
1. В. В. Гербова, Развитие речи в детском саду (мл. гр, М. - 2016.,с. 66
2. https://www.tikitoki.ru/riddle/zagadki-dlja-detej-pro-jazyk
3. https://www.liveinternet.ru/users/4500107/post211825653
4. https://yandex.ru/images