Любовь Владимировна Волкова
Конспект занятия «Знакомство с творчеством И. И. Левитана»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Закрепить у детей представления о новом жанре живописи «пейзаж» и средств выразительности, вызвать эмоциональный отклик на настроение живописных полотен.
Задачи:
Образовательные. Подвести детей к пониманию художественного образа. Учить отвечать на вопросы, используя в речи сравнения и эпитеты для характеристики состояния природы.
Развивающие. Особое внимание уделить развитию у детей эмоционального настроя в процессе восприятия картины. Развивать умение видеть и понимать картину.
Публикация «Конспект занятия „Знакомство с творчеством И, И, Левитана“» размещена в разделах
Воспитательные. Воспитывать у детей интерес, любовь к искусству, желание всматриваться в произведения искусств, соотносить увиденное с личным опытом.
Материал. Портрет И. И. Левитана, репродукции картин «Золотая осень. Слободка», «Золотая осень».
Предварительная работа. Знакомство с миром искусства, прослушивание музыкальных отрывков, чтение и разучивание стихотворений. Дидактические и художественно-развивающие игры: «путешествие в мир искусства», «придумаем натюрморт», «Весёлое рисование».
Воспитатель. Ребята, с творчеством наших великих живописцев мы знакомимся, как правило, с детства. Будь то репродукции картин, висящие на стене детского сада или уменьшенные их варианты в книгах. Одним из наиболее узнаваемых среди наших замечательных художников является Исаак Ильич Левитан. Воспитатель обращает внимание детей на портрет И. И. Левитана (1860-1900). Воспитатель. Картины написаны так, словно перед нами живой мир: люди, животные, природа, какие-то события, которые удивили художника, вызвали его интерес. В этих картинах художник как бы остановил время, в них запечатлена его память о том, что он видел. Работая над картиной, художник оставляет в ней частичку своей души, своего сердца. Но картины открывают свои тайны не всем, а только тем, кто внимательно смотрит.
Воспитатель предлагает детям совершить экскурсию по импровизированному залу картинной галереи.
Воспитатель. Картины природы, сотворённые художником пейзажистом, вызывают у нас щемящее чувство очень близкого, родного, но одновременно из-за нашей быстро проносящейся в заботах жизни чего-то безвозвратно уходящего. Действительно, где найти время и возможность, чтобы насладиться красотой осенней природы. И эту красоту, душевность и тихость русской природы передал художник И. И. Левитан. Полотно «Золотая осень. Слободка» написано во время неоднократных поездок по Волге, в полюбившемся местечке Плёс. Волжская природа не раз становилась героиней полотен Левитана. Картины, на которых изображена природа называется «пейзаж». Воспитатель обращает внимание детей на репродукцию картины И. И. Левитана «Золотая осень. Слободка». Дети рассматривают репродукцию картины. Воспитатель рассказывает: «Художник Левитан назвал эту картину «Золотая осень. Слободка». Пронзительным аккордом звучит в картине самая яркая осенняя пора, пиршество природы. Перед нами скромный, осенний пейзаж: небольшая деревня, крестьянские огороды, поле и лес. В России много таких пленительных уголков природы. В центре картины просёлочная дорога, идущая от нас к слободке и дальше к лесу. Слева от дороги на небольшой ярко-зелёной лужайке растёт стройная берёза. Нежная и тонкая, она вся до самой земли горит чистым светлым золотом. Хочется подойти к ней и легонько погладить золотистые листочки. Из-за листьев не видно ни ветвей, ни белого ствола. Рядом с берёзкой растёт другое дерево. Наверное, это яблонька. Её светло-коричневая крона сливается с цветом соломенных крыш слободки. Слева, в углу картины, изображена совсем маленькая берёзка в таком же золотистом одеянии. Справа от дороги-огороды, обнесённые старой ветхой изгородью. На втором плане-деревянные дома, покрытые соломой. Изображенные избы и проезжая дорога вносят в настроение картины элемент повседневности. Вдали за слободкой, на заднем плане, - поле, а за ним чистое небо, похожее на тонкий прозрачный ледок. Лёгкие лиловые облака чуть-чуть приметны, воздух прозрачен. День стоит солнечный, хотя солнце не видно. На картине преобладают мягкие, светлые, нежные тона. Спокойно и тихо. Природа словно уснула». Жизнь русской деревеньки, полоска желтеющего леса и огромное пространство неба полны величавости и спокойного ожидания дождливой и холодной погоды. Немного печальный в кратковременности своего торжества образ осени емок и противоречив. Все подчинено естественному ходу смены времен года, беспрерывному циклу жизни природы. Затем воспитатель обращается к детям с вопросами. Воспитатель. Ребята, какое время года изобразил художник? Дети. Художник изобразил время года осень. Воспитатель. Что вы видите на переднем плане картины? Дети. Деревья. Воспитатель. Какие деревья написал художник? Что можно о них рассказать? Дети. Художник написал берёзки всю в золотом одеяние и яблоньку. Воспитатель. Что художник изобразил на дальнем плане картины? Дети. Деревянные дома, поле, а за ним чистое небо, на небе лиловые облака. Воспитатель. Как вы думаете, почему картина такая светлая? Дети. Потому что художник изобразил золотую осень, солнечный день, хотя солнца не видно. Рассказывая на тему пейзажной картины, дети не только называют то, что изображено, но и высказывают своё отношение к картине. Воспитатель. Исаак Ильич Левитан - мастер пейзажа-настроения, обогативший своими живописно-пластическими поисками и художественными образами русскую пейзажную живопись 1880-1900-х.
Пейзаж “Золотая осень” написана русским художником Исааком Левитаном в 1895 году. Золотистая гамма цветов привлекает внимание зрителя. Выбранные тёплые оттенки подчёркивают приход золотой осени.
Берёзы уже одеты в ярко-жёлтую листву, а осины стоят с красными листочками. Их тёплые оттенки создают контраст с изображённой тёмно-синей речкой, изображённой на переднем плане.
Она несёт свои воды спокойно между невысокими коричневыми берегами, окружённая берёзовой рощей слева, а справа – отдалёнными деревьями. На ёё правом берегу стоит одинокая берёзка. На картине Левитана И. И. «Золотая осень» мы видим зелёный бугристый склон, который заканчивается широкой речкой. Вода в речке настолько прозрачная и чистая, что в ней легко отражаются прибрежные растения и травы.
Трава ещё зелёная, только-только начала желтеть. А вот, берёзы, на своих тоненьких ножках, уже вовсю принарядилась. Автор постарался изобразить во всей своей красе русский осенний пейзаж в самый разгар золотого сезона.
Глядя на картину, создаётся впечатление, что жёлто-рыжие берёзки прямо горят под лучами осеннего солнца. Автор нарочно нигде не прорисовывал чёткого контура, поэтому вся его картина будит различные иллюзии и фантазии. Произведение Левитана вдохновляет, и сразу почему-то вспоминаются разные стихи Пушкина об осени, ведь он так любил это время года! И, видимо неспроста.
Вдалеке, присмотревшись, можно увидеть дома. Скорей всего, это село. От этого сразу становится теплее на душе. Воспитатель. А сейчас о картине будете рассказывать вы. С чего вы начнёте свой рассказ? Какую часть картины вы опишите вначале? Если бы вы написали эту картину, как бы вы её назвали? Дети представляют свои рассказы. Если они затрудняются закончить описательный рассказ, воспитатель предлагает несколько вариантов. Наиболее интересные фразы из рассказов детей записываются и зачитываются вслух.