Лилия Нафикова
Конспект занятия «Зимушка-зима» в старшей группе
Конспект занятия "Зимушка-зима" в старшей группе[/h3]
Форма работы с детьми: игра – путешествие «Письмо о зимушке – зиме». Образовательные области:
• Речевое развитие;
• Познавательное развитие;
• Социально – коммуникативное развитие.
Возраст детей: старшая разновозрастная подгруппа (5 – 6,5лет).
Программные задачи:
Публикация «Конспект занятия „Зимушка-зима“ в старшей группе» размещена в разделах
Образовательные: - Обобщать представления о зиме и типичных зимних проявлениях в природе;
Расширять словарь по теме «Зима»;
Упражнять в подборе слов, отвечающих на вопрос «какая», «какой»;
Учить образовывать притяжательные прилагательные.
Развивающие:
Развивать умение подбирать слова, сходные по звучанию;
Формировать умение понимать смысл образных выражений в загадках;
Развивать мышление, внимание, зрительную и словесно-логическую память.
-развивать у детей радостное эмоциональное отношение к художественному изображению зимней природы.
Воспитательные:
Воспитывать бережное и заботливое отношение к животным и птицам;
-воспитывать аккуратность в работе, самостоятельность.
Оборудование: телевизор, ноутбук, презентация, ( материал: фон с изображением зимнего пейзажа, макеты следов, карточки с изображением птиц, рисунок ели, письмо-загадка, логическая линейка.
Раздаточный материал: заготовки для рисования, высушенные листья для печатки, гуашевые краски, стаканчики-непроливайки, кисточки, бумажные салфетки, влажные салфетки.
Содержание занятия
I. Орг. Момент (стоя в кругу)
- Здравствуйте ребята! Посмотрите, к нам пришли гости. Давайте посмотрим на них и поздороваемся и. И поприветствуем друг друга и улыбнемся.
Я вам загадаю загадку:
Раскрыла снежные объятья,
Деревья все одела в платья.
Стоит холодная погода.
Какое это время года (зима)
-Как вы думаете, о чём мы с вами сегодня будем говорить? (О зиме).
Садитесь, пожалуйста, на свои места. (Садятся на стулья полукругом, лицом к экрану)
- Начинаем занятие, сядьте правильно, спина прямая, молодцы.
II. Мотивационно – ориентировочный.
(Звук сообщения и на экране появляется конверт) Слайд 2.
- Ой, посмотрите, нам пришло письмо. Письмо пришло из Африки от мальчика по имени Том. Давайте прочитаем (на экране появляется текст письма и изображение мальчика) : Слайд 3.
«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Том. Я живу в далекой и жаркой Африке. Я много слышал про зиму, которая бывает в вашей стране. Но я никак не могу понять, что это такое и что происходит, когда наступает зима. Пожалуйста, расскажите мне об этом. Ваш друг Том».
- Ну что? Расскажем нашему другу про нашу волшебную зимушку-зиму? (Да) Наш рассказ Илзина Шавкатовна будет записывать, чтобы мы смогли отправить ответное электронное письмо.
III. Практический
Артикуляционная гимнастика.
- Ребята, для того чтобы мы смогли красиво и правильно рассказать нашему другу про зимушку, нам необходимо разбудить наш язычок (упражнения – «Часики», ««Лошадка».
IV. Поисковый.
- Но, перед тем как начать писать письмо Тому, ребята, давайте вспомним, какие зимние месяцы вы знаете. (Ответы). Молодцы, ребята. - А сейчас какой месяц. (ФЕВРАЛЬ)
- А теперь вы мне расскажите, как мы назовем день, когда…
Идет снег, то день называется снежный,
Если мороз – морозный,
Если ветер – ветреный,
Если холод – холодный,
Если солнце – солнечный,
Если облака покрыли солнце - пасмурный.
В. Спасибо, ребята, вы убедили, что зимой погода может быть разной.
Игра «Какая зима?»
- Расскажите по цепочке про нашу зиму, какая она? (Холодная, морозная, снежная, заснеженная, белоснежная, новогодняя.
- Умнички, ребята, цепочка не прерывалась, и мы узнали, какой бывает зима.
2. "Путешествие в зимний лес"
- Теперь мы готовы отправиться в путешествие в волшебный зимний лес. (звучит музыка – метель, дети, шагая на месте, «перемещаются» в зимний лес).
- Вот мы и оказались в нашем зимнем лесу.
Намело,
Навьюжило.
Все деревья
В кружеве:
Снег на соснах,
На кустах,
В белых шубках ели.
И запутались в ветвях
Буйные метели. Автор: Н. Гончаров
- В. Посмотрите, что это?
(перед детьми на полу следы птицы, белки, медведя, зайца, лисы, волка)
Дети: Следы - Правильно, следы, давайте расскажем, кому принадлежат эти следы. Будем учиться образовывать новые слова.
Следы птиц – чьи? (птичьи)
Следы белки – чьи?
Следы зайца – чьи?
Следы лисы – чьи?
Следы волка – чьи?
Есть еще и следы медведя – чьи?
- Спасибо, дети, вы очень старались проговаривать новые слова.
Игра: «Кто, где зимует?»
- Ну вот, следы есть, а самих животных нет. Как вы думаете, где же они спрятались от холода? (в своих домах).
- Ребята, помогите мне рассказать стихотворение, договаривая последние слова. И тогда мы с вами узнаем, кто в каком доме живет.
Спит зимой медведь. (в берлоге)
Воробей сидит. (под крышей)
Лиса устроилась. (в норе)
Белка спряталась. (в дупле)
В логове лежит. (волчица)
Под кустом дрожит. (зайчишка).
На линейке появляются соответствующие картинки (животные и их жилища).- Давайте еще раз закрепим, кто где живет. Отвечаем полными предложениями. Слайд 4.
- Спасибо, вот мы с вами и вспомнили, как зимуют животные. Видите, ребята, животным тепло в своих домах.
- А мы, пока ходили по лесу, замерзли. Давайте с вами погреемся немножко.
- Игра «Согревалочка» под музыку.
- Согрелись, отдохнули, а теперь продолжим прогулку по лесу.
Поиграем в игру "Зимующие птицы"
- Внимательно послушайте загадку, подумайте, четко назовите ответ, с места не выкрикиваем. Один из вас найдет отгадку и прикрепит на елочку. А остальные внимательно смотрят. Задание понятно (Загадывание загадок).
(Дети находят ответ и карточку с птицами закрепляют на ель на магнитной доске)
1. Чернокрылый, красногрудый
Любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять! (снегирь)
2. Чик-чирик, чик-чирик,
К зернышкам привык.
Клюй, не робей!
Кто это? (воробей)
3. Непоседа пестрая,
Птица говорливая.
Птица белобока,
А зовут её. (сорока)
4. Чёрный жилет
Красный берет.
Клюв, как топор,
Хвост, как упор. (дятел)
В. -Спасибо. Как вы думаете, какие птицы прилетели к нам в гости? (зимующие).
- Как мы можем помочь зимующим птицам? (ответы детей)
- Продолжим путешествие и расскажем,«Без чего не бывает зимы?»
- Теперь мы готовы рассказывать о самом главном - без чего не обходится наша зима? Что бывает зимой, и не бывает в другие времена года? Старайтесь отвечать полными предложениями, помните, мы пишем рассказ.
Зима не бывает: без морозов, без снега, без сосулек, безо льда, без коньков, без лыж, без ветра, без катка, без снежинок, без сугробов, без снежков, без шапок, без снеговиков, без горок, без зимнего леса. …
В. - Спасибо, дети, как вы любите зиму, молодцы.
- А теперь зимняя метель закружит нас, как будто мы снежинки, и перенесет назад в детский сад, ребята! (Звук метели)
Воспитатель:
Вот мы и поиграли, молодцы, справились с заданиями.
- Ребята, мы так много уже вспомнили о зиме, что готовы написать ответное письмо нашему другу Тому. Но письмо будет необычным - давайте ему отправим фотографию с зимним пейзажем.
Смотрите, какие красивые заготовки вы приготовили, а еще стакан с водой и гуашевые краски, кисточка, листья.
Воспитатель:
Хотите закончить начатый рисунок? Тогда давайте присядем за столы.
(Дети присаживаются).
- Как вы думаете, для чего нам сегодня нужны сухие листочки деревьев? (ответы).
Воспитатель вместе с детьми вспоминает технику закрашивания листьев, нанесения отпечатка на рисунок и рисования снега ватными палочками:
- Набираем краску и закрашиваем листик плавными движениями всю поверхность. Укладываем подготовленный листок краской вниз на фон. Это нужно делать очень аккуратно и осторожно. Сверху накладываем бумажную салфетку и придавливаем ее ладошкой. Аккуратно снимаем листок и салфетку с фона.
-Что важно знать при работе с печатками?
—Краска должна быть густой. На кисточку нельзя набирать слишком много воды.
-Подготовим пальчики, сделаем разминку. (Кинезологические упражнения «Колечко», «Цепочка»).
- Ну а теперь, давайте сядем правильно и начнем работать.
Воспитатель контролирует правильность выполнения работы.
Самостоятельное рисование детьми. После окончания работы, воспитатель приглашает детей подойти в круг на ковре.
- Ребята посмотрите, нам с вами удалось создать красивый зимний пейзаж. Слайд 5.
Отправка ответного письма.
-Ребята, это самое настоящее электронное письмо! Давайте отправим его нашему другу Тому в Африку. На экране появляется изображение улетающего почтового конверта с соответствующим звуком). Слайд 6.
Ну вот, наше письмо отправлено. -
V. Рефлексивно – оценочный
- Как вы думаете, Тому понравится наше письмо? (ответы детей)
- Удалось ли нам описать зиму для Тома, который никогда её не видел? (ответы детей).
Я тоже так думаю. О чем мы рассказали нашему другу (о характерных особенностях зимы); вспомните, какая погода зимой бывает? Как мы одеваемся? Чем любим заниматься зимой? (Зимой бывает холодно, много снега, сугробов, катаемся на санках с горки, на лыжах, коньках, лепим снеговиков, тепло деваемся, встречаем Новый год. Вы любите зиму? Что изменилось в природе? (реки замерзли, листья опали, везде снег). Как зимуют животные в лесу, какие птицы остаются зимовать; Слайд 7.
В. - Времена года в природе сменяются друг за другом, меняя окружающий мир. Вслед за осенью приходит зима. Она идет к нам с морозами, ветрами, снегом. Дети любят зиму, ждут ее, любят зимние развлечения, забавы, праздники.
- Ребята, мне очень понравилось, как мы вместе рассказывали о нашей зиме,, спасибо вам большое. Занятие окончено. Но сначала я хочу вам раздавать на память раскраски.
Воспитатель: Спасибо за хорошую работу! Давайте попрощаемся с нашими гостями, до свидания и возьмем с собой на память наши раскраски.