Бурлакова ольга
Конспект занятия по рисованию в нетрадиционных техниках «Зимний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия : Зима. Зимний лес.
Тип занятия : Комплексное занятие с приоритетом образовательной области «Художественно-эстетического развитие»
Возрастная группа: Подготовительная группа (6-8 лет)
Место НОД в изучении темы: НОД проведена в соответствии с календарным планом воспитательно - образовательной работы по образовательной программе дошкольного образования.
Темочки:
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Рисование
- Зимние деревья, пейзаж. Рисование
- Зимний лес. Конспекты путешествия по зимнему лесу
- ИЗО, поделки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Конспекты
- Темочки
Цель: вызвать желание самостоятельно создавать зимний пейзаж, используя нетрадиционные техники рисования («кляксография», «выдувание», «отпечаток», рисование ватной палочкой).
Задачи приоритетной образовательной области:
Художественно – эстетическое развитие:
• способствовать развитию творческих способностей, фантазии, воображения;
• воспитывать аккуратность и самостоятельность при работе с красками.
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:
Познавательное развитие:
• развивать интерес детей, любознательность и познавательную мотивацию;
• воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
• уточнить и обобщить представление о зиме.
Речевое развитие:
• обогащать словарный запас, используя в речи описательные прилагательные;
• развивать связную грамматически правильную речь, умение согласовывать прилагательные с существительными;
• развивать диалогическую и монологическую речь – побуждать детей говорить полными предложениями.
Социально – коммуникативное развитие:
• развивать умение общаться со сверстниками и взрослыми;
• воспитывать активность, самостоятельность, дружеские взаимоотношения.
Физическое развитие:
• закрепить умение выполнять движения в соответствии со словами текста;
• развивать умение регулировать процесс дыхания;
• формировать умение следить за своей осанкой.
Планируемые результаты НОД:
Ребёнок проявляет активность и самостоятельность в разных видах деятельности, может самостоятельно выполнить работу в нетрадиционной технике рисования; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; проявляет любознательность; обладает элементарными представлениями об окружающем; владеет устной речью, может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения; ребёнок может следовать правилам в разных видах деятельности; умеет слушать взрослого выполнять его инструкции; у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он может контролировать свои движения, управлять ими.
Предпосылки УУД:
• Коммуникативные – умение слушать, отвечать на вопросы, участвовать в совместной деятельности;
• Познавательные – умение воспринимать информацию, работать по заданному алгоритму;
• Регулятивные – умение слушать взрослого, выполнять его инструкции, выполнять действия опираясь на образец;
• Личностные – умение оценивать результат своей деятельности.
Оборудование для педагога: картины с изображением разных зимних месяцев, корона, накидка, аудиозаписи (для физ. минутки и для превращения, лист бумаги формата А3, гуашь, трубочки для коктейля, ватные палочки, пипетки, салфетки для рук, большая магнитная доска.
Оборудование для детей: бумага голубого цвета, ёмкости с гуашью коричневого и белого цвета, пипетки, ватные палочки, трубочки для коктейля, влажные салфетки для рук.
Деятельность воспитателя
Деятельность детей
Организационный момент, 1мин.
Цель этапа: создать положительный настрой, замотивировать на образовательную деятельность. Цель этапа: включение в образовательную деятельность.
- Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный, волшебный день. День, когда исполняются все ваши желания и происходят чудеса.
Давайте встанем в круг и возьмё мся за руки и произнесем волшебное заклинание:
«Чудеса сейчас придут,
Интересно будет тут!
Не грусти, улыбнись!
Сказка дарит нам сюрприз!»
Дети встают в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу, проговаривают слова вместе с воспитателем.
Поисковый этап, 8 мин.
Цель этапа: мотивация к проведению образовательной деятельности, с помощью творчества А. С. Пушкина. Цель этапа: Закрепление знаний, использование имеющихся знаний и навыков.
- Воспитатель: Сейчас я прочитаю вам строки из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин», а вы попытайтесь догадаться о каком времени года говорит поэт?
«Пришла, рассыпалась; клоками,
Повисла на суках дубов;
Легла волшебными коврами
Среди полей, среди холмов…
По каким признакам вы догадались, что поэт сказал о зиме?
В этих стихах говорится о времени года зима.
Ответы детей
- Воспитатель: Вот так А. С. Пушкин рассказал о зиме словами своего стихотворения, а как могут рассказать о зиме художники?
Художники могут рассказать красками - нарисовать картину…
- Воспитатель: А вы любите это время года? За что вы любите зиму?
(воспитатель стимулирует отвечать полными предложениями).
Ответы детей.
- Воспитатель: Это действительно необыкновенное, волшебное время года в которое хочется совершать чудеса.
А вы хотите увидеть чудо?
Тогда закройте глаза, волшебство начинается.
Да очень хотим.
Дети закрывают глаза.
Под музыку воспитатель превращается в «зиму». Надевает корону, накидку.
- Зима: Здравствуйте дети! Я часто наблюдаю за тем, как вы резвитесь на улице, вижу ваши румяные лица, слышу задорный смех. Знаю, какие вы весёлые и озорные и как любите моё время года.
А знаете ли вы, сколько месяцев в году я царствую? И как называются эти месяцы?
Дети перечисляют называния зимних месяцев.
- Зима: Ребята, в старину, в народе декабрь назывался «хмурень».
Как думаете, почему?
Картина №1
А январь в старину называли «лютовей».
Как думаете, почему?
Картина №2.
Февраль в народе называли «снеговей».
Как думаете, почему?
Картина №3.
-А когда много снега на улице, в какие игры можно играть?
-Ребята, а вы умеете лепить снежки?
Предлагаю вам сыграть со снежком.
(дети рассматривают картины и дают ответы).
Потому, что в декабре сквозь низкие, серые облака редко проглядывает солнышко, дни стоят хмурые и бессолнечные.
Потому, что в этом месяце лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег.
В этом месяце метели и вьюги наметают высокие сугробы, и именно в это время выпадает больше всего снега.
Можно играть в снежки….(ответы детей)
Да, мы умеем лепить снежки.
Игра «Покатился снежный ком».
Цель: Развивать умение использовать в речи прилагательные. Цель: Участие в игре, назвать как можно больше правильных ответов.
Сейчас покатится снежок из рук в руки, а вы должны ответить одним словом на вопрос «Какая зима?».
-Зима: Да, ребята, вы правы, действительно зима бывает очень разная. Она и студёная, и с метелями, и весёлая с падающим снегом.
А сейчас, представьте, что вы превращаетесь в лёгкие снежинки. Ответы детей: Снежная, холодная, белая, пушистая, серебристая, холодная, снежная, красивая, студёная, волшебная, сказочная, морозная, вьюжная, сверкающая, суровая, весёлая.
Физ. Минутка «Снежинки» (под музыку)
Цель: Переключить детей от одного вида деятельности к другому, закрепить умение выполнять движение в соответствии со словами текста, снять напряжение, восстановить умственную работоспособность. Цель: Повторение стихотворения, выполнение движений в соответствии с текстом.
Мы – снежинки
Мы – снежинки
Мы на веточке сидели,
Ветер дунул, полетели.
Мы летали, мы летали
А потом летать устали
Перестал дуть ветерок
Мы присели все в кружок
Ветер снова вдруг подул,
И снежинки быстро сдул.
Все снежинки полетели
И на стулья тихо сели. Дети стоят свободно, руки вверх
Покачиваются
Разбегаются
Бегают, кружатся
Приседают на корточки
Садятся на стулья.
Зима: Ребята, пока мы с вами играли наша группа превратилась в волшебную мастерскую, а на столе перед вами лежат волшебные предметы, назовите их.
Эти предметы помогут нам совершить волшебство – нарисовать обычную картину необычным способом.
Но для того чтобы творить чудеса в волшебной мастерской, мы с вами должны превратиться в волшебников.
Закрывайте глаза и повторяйте за мной:
1,2,3,4,5-
Начинаем колдовать!
Наши дети изменились -
И в волшебников все превратились!
Дети рассматривают предметы, расположенные у них на столах, перечисляют их названия: трубочки, ватные палочки, краски, пипетки.
Закрывают глаза, и повторяют за воспитателем слова заклинания.
Практический этап, 10 мин.
Создание зимнего пейзажа с использованием приёмов нетрадиционных техник рисования.
Цель: Обучать детей самостоятельно создавать зимний пейзаж, используя нетрадиционные техники рисования, способствовать развитию творческих способностей, фантазии, воображения. Цель: Нарисовать зимний пейзаж, используя нетрадиционные техники рисования.
-Зима: Теперь можно приступать к работе.
Сегодня я научу вас рисовать зимнее дерево без кисти и карандаша, для этого нам понадобится волшебная трубочка и воздух.
Внимательно слушают.
Воспитатель располагается за столом вместе с детьми для демонстрации приёмов рисования.
- На голубую бумагу наносим пипеткой каплю жидкой гуаши и рисуем ствол дерева, раздувая каплю через трубочку.
- При необходимости капаем ещё гуашь на основу веток и продолжаем раздувать кляксу «рисуя» дерево нужной высоты.
Воспитатель, при необходимости, оказывает помощь или дает повторную инструкцию.
- Вы просто молодцы, смогли нарисовать дерево без кисти и карандаша, а теперь нам нужно немного отдохнуть, чтобы мы смогли дальше творить чудеса.
Выполняют в соответствии с инструкцией воспитателя.
Дыхательные упражнения «Дышим тихо, спокойно, плавно»
Цель: Обучать детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нём своё внимание в целях контроля за расслаблением своего организма и психики.
Дать время краске подсохнуть. Цель: Расслабиться, восстановить организм после нагрузки, развивать умение управлять своим дыханием.
И. п. – стоя, спина ровная, глаза закрыты.
Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании. Дети выполняют: Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнёт расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос.
Медленно 4-6 раз.
-Зима: Вот мы с вами отдохнули, восстановили своё дыхание и можем продолжить творить чудеса. Ну что готовы?
Да, готовы.
- Зима: Ребята, скажите мне, пожалуйста, что делаете вы, когда ложитесь в свою кроватку?
- Зачем мы накрываемся одеялом?
-Давайте, и мы накроем наши деревья тёплым и лёгким одеялом, чтобы они не замерзли холодной зимой?
- Только вот чем мы их можем накрыть?
- Для этого на нашей картине должен пойти снег?
-Как же это сделать?
- Я предлагаю сделать это
по-волшебному.
Возьмите следующий волшебный предмет – ватную палочку, макните её в краску тонким концом и отпечатайте по всей картине приговаривая волшебные слова:
Пусть падает снежок, на волшебный мой листок.
- Наш снежок укрывает ветки и землю белым, пушистым одеялом и снега под деревом становится всё больше и больше.
- Теперь поверните ватную палочку другим концом, макните её в краску и нарисуйте сугробы под деревом.
Мы накрываемся одеялом.
Ответы детей.
Мы можем накрыть их снегом.
Дети выдвигают свои предположения.
Берут ватную палочку, макают в краску, делают отпечатки по всему листку.
Проговаривают слова вслед за воспитателем «Пусть падает снежок, на волшебный мой листок».
Наносят краску на ветки деревьев и под деревья.
Другим концом ватной палочки рисуют сугробы.
- Зима: А теперь давайте совершим ещё одно волшебство – поместим наши деревья на полотно.
- Что у нас получилось?
- Как вы думаете, что чувствуют наши деревья? Дети размещают свои работы на магнитной доске.
У нас получилась картина похожая на зимний лес.
Деревьям тепло, уютно. Они стали ещё красивее.
Зима: А сейчас я прочитаю заклинание, чары развеются, мы все превратимся в обычных ребят и окажемся в нашей группе. Закройте глаза и повторяйте за мной:
1,2,3,4,5-
Начинаем колдовать!
Всё вокруг закрутилось –
И на место возвратилось!
Закрывают глаза.
Повторяют за воспитателем слова заклинания.
Рефлексивный этап 3мин.
Цель: Подвести итоги занятия, организация рефлексии и самооценки детьми своей деятельности. Цель: Оценить свою работу.
Воспитатель даёт положительную оценку деятельности детей.
- Воспитатель: Ребята, вам понравилась быть волшебниками?
- Чему вы сегодня научились, какому волшебству?
- Что самое трудное было сегодня?
- Что вам больше всего понравилось или не понравилось?
- О чём бы вы хотели рассказать своим друзьям и родителям.
Да, понравилась.
Мы научились рисовать необычным способом.
Рассуждают, обмениваются впечатлениями.
Ответы детей.
- Воспитатель: Я дарю вам эти волшебные трубочки, с помощью их вы сможете создавать разные образы на бумаге. Обязательно научите ваших друзей тому, чему научились сами.
Удачи вам ребята!
Берут трубочки, говорят «Спасибо».
Информационные ресурсы:
1. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва, 2007
2. Л. А. Парамонова «Развивающие занятия с детьми 6-7 лет» : ОЛМА Медиа Групп, 2011