Елена Бережная
Конспект занятия «Заучивание наизусть стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по художественной литературе в подготовительной (компенсирующей) группе «Заучивание наизусть стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало. "
Публикация «Конспект занятия „Заучивание наизусть стихотворения А, С, Пушкина „Уж небо осенью дышало“» размещена в разделах
- Заучивание. Конспекты занятий по заучиванию
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Пушкин А.С. Конспекты занятий
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Стихи про осень для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
Цель: заучивание наизусть отрывка из поэмы А. С. Пушкина с использованием мнемотехники.
Задачи:
Развивающие: развивать мышление, память, связную речь, воображение и творчество.
Образовательные: продолжать знакомить с творчеством А. С. Пушкина, учить подбирать рифмы к заданным словам.
Воспитательные: интерес к художественному слову
Коррекционные: продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний.
Интеграция областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Словарная работа: таинственная сень, обнажалась, караван.
Предшествующая работа: чтение произведений А. С. Пушкина, наблюдение за осенними изменениями в природе.
Оборудование: рисунки детей "Осень", текст стихотворения, осенние листья, рисунки – мнемотаблицы, мячик.
Методы и приемы:
- игровые (Физминутка «Листики»,пальчиковая гимнастика,
- наглядные (сюжетные картинки, мнемотаблицы,
- словесные (чтение, обсуждение, игра «Доскажи словечко»,
- практические (рассказывание).
Ход занятия
Выставка рисунков детей «Осень» (Дети рассматривают,отвечают на вопросы и находят ответы на своих рисунках)
В. : Что изображено на рисунках?
Воспитатель: Какая бывает осень? (золотая, разноцветная, скучная, хмурая, дождливая, пасмурная)
Воспитатель: А сейчас ребята, какая осень (поздняя)
Воспитатель: А давайте, поиграем с вами в игру «Доскажи словечко». Я называю начало предложения, а вы по смыслу его заканчиваете и передаете мячик другому.
Игра «Доскажи словечко»
1. На смену лету пришла (осень).
2. Люди осенью одеты (тепло).
3. Моросит мелкий… (дождь).
4. По небу гуляют серые (тучи).
5. Часто дует холодный… (ветер).
6. Стелиться (туман)
7. Листья на деревьях стали… (желтые, красные, багряные, золотые, разноцветные).
8. С деревьев падают… (листья).
9. Птицы собираются в стаи и … (улетают в теплые края).
10. День становится ….(короче,а ночь ….(длинее)
11. Мёрзнет, мёрзнет человек, Выпал первый белый … (снег).
Пальчиковая гимнастика.
Если листья пожелтели, (Сжимаем и разжимаем кулачки)
Дождь холодный моросит, (Стучим пальцем)
Птицы к югу полетели, (Изображаем крылья)
Значит, осень к нам спешит. (Хлопаем в ладоши)
Воспитатель: А какие вы знаете осенние месяца? Дети: (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Воспитатель: А знаете, как осенние месяца назывались в старину? Кто знает?
(воспитатель показывает картинки)
1. Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время поспевают ягоды рябины).
2. Октябрь – листопадник (потому что опадают листья).
3. Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).
Воспитатель: - Какие красивые листья разбросала осень, надо их собрать. Возьмите себе по одному листику.
Физминутка «Листики»
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер - полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю снова сели.
(Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения : садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся.)
Воспитатель: Осень в России всегда была порой, которую воспевали многие писатели, поэты, художники и музыканты. Практически у каждого русского поэта есть стихотворение про осень, в котором они воспевали красоту золотой листвы, романтику дождливой погоды и бодрящую силу прохлады.
-Кому из поэтов нравилась осень большего других времен года (ответы детей)
(воспитатель показывает портрет А. С. Пушкина)
А. С. Пушкин не раз повторял, что осень – его любимое время года. Пушкин в стихотворении «Осень» так говорит о своё м отношении к этому времени года: Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой…
В. : Сегодня мы послушаем, как Пушкин описывает осень в отрывке из произведения «Евгений Онегин». Вы услышите несколько новых для вас слов «сень», «обнажалась», «караван»
- Как вы понимаете слово «сень»? (укрытие или покров). «Обнажалась»? (разделась, осталась без листвы) «Караван»? (группа людей или животных, идущих друг за другом)
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
В. : Сейчас я вам еще раз прочитаю стихотворение, а вы его внимательно послушайте и подумайте, какие картинки подойдут к нашему стихотворению? (картинки расположены на доске в хаотичном порядке).Они помогут вам при заучивании этого стихотворения.
(После чтения дети расставляют картинки в смысловом порядке.)
«Уж небо осенью дышало…» показ рисунка
-Небо какое осенью? (Хмурое, серое, низкое)
«Уж реже солнышко блистало…» показ рисунка
-Почему? - Потому что его часто закрывают тучи.
«Короче становился день…» показ рисунка
Ночь становится длиннее, а день короче.
«Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась…» показ рисунка
Как это понять? Листья с деревьев в лесу осыпаются, т. е. в лесу листопад.
«Ложился на поля туман…»
Туман это явление, когда холодный воздух опускается на тёплые поверхности земли или воды. Дождливая погода и перепады дневной и ночной температуры приносят утренние туманы.
«Гусей крикливых караван тянулся к югу…» показ рисунка
Мы знаем, что осенью птицы… (что) улетают… (куда) на юг. А мы с вами знаем, что гуси, утки и лебеди улетают последними, перед самыми морозами и снегопадами.
«Приближалась довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора…»
Какой сейчас месяц? (ноябрь – последний месяц осени.)
Работы на полях завершены, урожай убран в закрома, сделаны все запасы и приготовления к холодной зиме. До новогодних праздников еще далеко. Впереди долгие темные вечера. Мы недавно говорили о тех временах, когда еще не было электричества, хороших дорог и быстрых машин. Люди коротали время за разными рукоделиями и скучали. Как раз в эти времена жил А. С. Пушкин и писал свои произведения при свете свечей.
-Давайте попробуем вместе рассказать стихотворение по рисункам (читаем). Дети читают стихотворение по цепочке. Затем по желанию дети рассказывают по одному.