Надежда Петракова
Конспект занятия «Загадки русского сундука»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия
«Загадки русского сундука».
ЦЕЛЬ: обобщить и закрепить представления детей старшего дошкольного возраста о предметах русского быта, традициях.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
• Учить понимать смысл русских традиций;
Темочки:
• Активизировать словарь детей новыми словами: «сундук», «лыко», «крынка», «туес», предметы русского быта.
• Учить образовывать относительные прилагательные к существительным: лапти лыковые, короб берестяной, ложка деревянная, крынка глиняная.
Развивающие:
• Развивать коммуникативные навыки, внимание, память;
• Развивать мелкую моторику рук
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к истории своего народа;
• Воспитание патриотических чувств;
• Умение выполнять коллективные действия;
• Воспитывать аккуратность.
ОБОРУДОВАНИЕ:
• Слайды с изображением предметов быта;
• Сундук – загадка;
• Предметы русского быта : деревянные ложки, глиняный горшок, лапти; Бабинские игрушки;
• Аудиозапись русских народных песен;
• Палитра с различными красками по количеству детей;
• Модели игрушек для раскрашивания по количеству детей.
Загадки русского сундука.
Воспитатель: Дети, посмотрите, как я одета. Ваши бабушки, мамы так одеваются?
(высказывания детей)
Воспитатель: Как вы думаете, когда люди носили такую одежду?
(высказывания детей)
Воспитатель: А вы хотите посмотреть и узнать, как люди жили раньше, в старину?
(высказывания детей)
Воспитатель: Поможет нам в этом голубой экран и сундук загадок.
Скажите все вместе: «Один, два, три
В старину нас проводи».
СЛАЙД 1,2
(изба, убранство избы, предметы быта, сундук)
Воспитатель: На экране вы видите старинную русскую избу и предметы быта. Здесь изображены: русская печь, прялка, посуда, сундук. Дети, кто из вас знает, что за предмет сундук и для чего он нужен?
(высказывания детей)
Воспитатель: Верно, наши бабушки хранили в сундуках. Свои наряды, украшения. И у нас есть сундук. Наш сундук называется «сундук – загадок». Как вы думаете, почему он так называется?
(высказывания детей)
Воспитатель: Правильно, в нем хранятся интересные загадки. Если мы с вами все загадки правильно отгадаем, то узнаем много интересного о предметах, которыми пользовались люди в старину. Готовы отгадывать загадки?
(высказывания детей)
Воспитатель: Тогда отгадайте первую загадку.
Загадка : С глубокими и мелкими
Знакома я тарелками
С кастрюлькой, чашкой, плошкой
В быту зовусь я ….(ложкой)
Воспитатель: А, сейчас давайте посмотрим на экран, и он нам покажет правильный ответ на первую загадку.
СЛАЙД 3
(ложка, изготовление ложки)
Ребенок: Ложки вырезали из дерева, они были деревянные. Затем наносили рисунок, просушивали, покрывали лаком и становили в печь.
Дети рассматривают деревянные ложки.
Воспитатель: Ложка из дерева, значит ложка какая? (Деревянная).
Воспитатель: Молодцы! А сейчас послушайте третью загадку.
Загадка : Для хранения бала,
Сметану, творог берегла
Молоко в себе носила,
Чтоб людям были польза, сила.
Чистим до блеска глиняную спинку
На кухне помощнице наше…. (крынке).
Воспитатель: Посмотрите на экран. Он покажет нам правильный ответ на загадку.
СЛАЙД 4,5
(крынка, изготовление крынки)
Ребенок: Горшки и крынки делали из глины. Холодную, сырую глину мяли, вытягивали в руках. Глина разогревалась, становилась мягкой и из нее можно лепить различные предметы. Затем их обжигали в печи.
Воспитатель: Посмотрите на крынку. Крынка из глины, значит крынка какая? (глиняная).
Воспитатель: Молодцы! А сейчас послушайте следующую загадку.
Загадка : Их в былые времена
Надевала вся страна.
Из коры плели и лыка,
Была обувь прочно сшита,
Но теперь оденешь вряд ли
Деревенские соломенные….(лапти).
Воспитатель: Посмотрите на экран. Он покажет нам правильный ответ на вторую загадку.
СЛАЙД 6,7
(лапти, изготовление лаптей)
Ребенок: Лапти, самая русская обувь на Руси. Лапти плели из корней дерева и лыка. Лыко это верхний слой коры липы. В честь лаптей отмечался праздник лаптя. Сейчас лапти уже не носят.
Воспитатель: И у нас сохранились лапти, посмотрите на них. Лапти из лыка, значит лапти какие? (лыковые)
Воспитатель: А эта загадка, сказочная.
Загадка : Их в старину из бересты сплетали,
Они в хозяйстве людям помогали
Хранились вещи в них, еда.
Что это? Удобные берестяные…. (короба).
Воспитатель: Посмотрите на экран, он нам покажет правильный ответ на загадку.
СЛАЙД 8,9
(показ отрывка из мультфильма)
Воспитатель: В чем нес медведь Машеньку? Верно в коробе.
Ребенок: Люди плели короба из верхнего слоя коры березы, из бересты. Берестяной короб или туес предмет быта. Люди использовали его для хранения овощей, продуктов.
Воспитатель: Короб из бересты, значит короб какой? (берестяной).
Молодцы и девочки, и мальчики. Много загадок отгадали. Давайте еще раз назовем все предметы – отгадки. Как мы назовем все предметы вместе, одним словом. (предметы русского быта).
Педагог физвоспитанию: В старину дети любили играть в игры. А вы любите играть? Предлагаю поиграть в старинную игру «Плетень».
ИГРА «ПЛЕТЕНЬ»
Воспитатель: Я предлагаю вам расписать тарелочки. При росписи своих тарелочек вы можете использовать элементы узора точки, кружочки, полоски и т. д.
РОСПИСЬ ТАРЕЛОЧЕК
(практическая деятельность детей)
Воспитатель: В заключении, я хочу вам рассказать еще об одной русской традиции. (Достать хлеб – соль). Хлеб и соль, означают приветствие и пожелание добра. Хлебом – солью русский человек встречает гостей на пороге своего дома. Хлеб – соль торжественно выносят на полотенце. И сегодня хлеб соль мы вручаем нашим гостям.
Подведение итогов.