Людмила Баранова
Конспект занятия-экспериментирования в средней группе «Вода — наша спутница всегда»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад им. Ю. А. Гагарина»
Конспект занятия-экспериментирования в средней группе
Тема: «Вода - наша спутница всегда».
Воспитатель: Баранова Л. В.
г. Гагарин
2015г.
Образовательные области: познание, коммуникация, социализация, безопасность.
Цель: прививать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.
Задачи по образовательным областям:
«Познание» :
Публикация «Конспект занятия-экспериментирования в средней группе „Вода — наша спутница всегда“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
- развитие у детей познавательного интереса, через знакомство с техникой проведения опытов с водой; развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы; продолжать учить читать схемы.
«Социализация» :
- умение общаться со сверстниками во время проведения опытов.
«Безопасность» :
- закрепить правила безопасности при проведении опытов.
«Коммуникация» :
- развитие самостоятельности у детей в процессе опытов, умение работать в паре.
Предполагаемый результат: умение детей проводить опыты, умение делать выводы, умение читать схемы.
Предварительная работа: чтение стихотворений о воде, наблюдение на прогулке за лужами, наблюдения за водой (течет, разливается, предшествующее занятие по ознакомлению свойств воды.
Активизировать словарный запас: прозрачная, бесцветная, жидкая, жидкость, без запаха.
Оборудование: звуки в записи, магнитная доска с изображением схемы свойств воды.
Материалы: фартуки; символы свойств воды на доске; салфетки; индивидуальный пластиковый стаканчик с водой, молоком, пустой; камушки; по кусочку лимона на блюдце, лед.
Ход занятия:
В. : Дети, давайте поздороваемся с гостями, возьмемся за руки, чтобы создать хорошее настроение. Вспомним наш девиз:
Я твой друг и ты мой друг. Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.
В. : Ребята, послушайте необычные загадки, подумайте и скажите, что это за звуки?
( прослушивание записи: журчание ручейка, шума моря, звука капели)
В. : Правильно, а еще можно сказать, что мы слушали звуки воды.
Сегодня мы поговорим с вами о воде. О ней еще говорят – «Водица-живица», то есть вода - это жизнь.
Я предлагаю поиграть в игру: «Кому нужна вода?».
В. : Пожалуйста, подойдите к столу.
- Как вы думаете, что это?
(озеро)
- Что это у озера?
(маленькие ручейки)
- А это что?
(картинки)
- Давайте подберём картинки «Кому нужна вода?», и почему вы так думаете? (дети по очереди выбирают картинки и объясняют)
В. : Ребята, а давайте вспомним, для чего человеку нужна вода?
(пить, мыться, купаться, готовить еду,
стирать, поливать растения, мыть посуду и т. п.).
В. : Ребята, а вы знаете, что вода – волшебница.
Сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория?
(это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты).
В. : Сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты. Для проведения опытов нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Ребята я приглашаю вас за столы.
В. : Прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории:
- быть аккуратными;
- стараться не проливать воду;
- не мешать соседу;
- если что-то не понятно спросить у воспитателя;
- закончил дело - дождись, пока закончат остальные.
Опыт 1: «Вода жидкая, она льется».
В. : Перед вами два стаканчика – один с водой, другой – пустой. Аккуратно перелейте воду из одного стакана в другой. Льётся вода? Почему?
(Потому, что она жидкая).
В. : Правильно вода жидкая, ее можно перелить, разлить, вода имеет свойство растекаться, поэтому воду называют – жидкостью. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Вывод: Поскольку вода жидкая, может течь, ее можно переливать из стакана в стакан, её называют жидкостью.
В. : Отметим результат нашего опыта вот таким символом (педагог крепит к магнитной доске символ).
Опыт 2: «Вода безвкусная», «вода-растворитель».
В. : Предложить детям попробовать через соломинку воду. Если у неё вкус? Объяснить, что когда человек хочет пить, то с удовольствием пьёт воду и, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле её вкуса не чувствует.
Отметим результат нашего опыта: вода не имеет вкуса.
-А теперь добавьте в воду соль. Попробуйте. Какая на вкус стала вода?
(соленая).
-А теперь добавьте в воду сахар. Попробуйте. Какая на вкус стала вода?
(сладкая).
-А теперь снова попробуйте воду. Есть ли у неё вкус?
(делается вывод, что у воды нет своего вкуса).
В. : Пряча в себе соль и сахар, вода не даёт их увидеть, не даёт потрогать и взять назад, но при этом она хранит их в себе. На самом деле соль и сахар не исчезли в воде, они растворились. Значит, вода является растворителем.
Опыт 3: «Вода - прозрачная».
В. : Подвиньте к себе поближе 2 стаканчика: один с водой, другой с молоком и положите в оба стаканчика по камешку. В каком из стаканчиков камешки видны, а в каком нет?
(В стаканчике с молоком камешка не видно, а в стаканчике с водой камешек виден).
- Как вы думаете, почему?
(в стаканчике с водой камешек виден,
потому что вода прозрачная, бесцветная).
- Какой вывод мы можем сделать из этого опыта?
(вода прозрачная, бесцветная)
- Ребята, как вы думаете, вода может поменять свой цвет. Давайте попробуем.
- Возьмите кисточки, опустите ее в краску и перемешайте в воде.
- Изменила вода свой цвет или нет? (да)
- Какого цвета стала вода у ….?
- Какой вывод мы можем сделать из этого опыта?
(вода может менять свой цвет).
- Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам.
- Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр.
(дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)
Физкультминутка: «К речке быстрой мы спустились».
К речке быстрой мы спустились, (шагаем на месте)
Наклонились и умылись.
(наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре,
(хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились.
(встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
(круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль.
(круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин.
(прыжки на месте)
Вышли на берег крутой
(шагаем на месте)
И отправились домой.
Опыт 4:"У воды нет запаха".
В. : - Мы с Вами уже выяснили, что вода жидкая, не имеет вкуса, прозрачная, растворитель, вода может менять свой цвет, а теперь попробуем выяснить, имеет ли вода запах. Перед вами один стакан с чистой водой, понюхайте чистую воду, чем пахнет чистая вода? А теперь, в другой стакан с водой положите кусочек лимона, понюхайте и почувствуйте запах, чем пахнет вода с лимоном (лимоном).
Вывод: чистая вода не имеет запаха, вода может пахнуть лишь, тем, что в нее положили.
- Отметим результат нашего опыта вот таким символом (педагог крепит к магнитной доске символ).
Опыт 5: «Вода бывает в жидком и твердом состоянии».
Дети, закройте глаза (по руке каждого ребенка проводится кусочком льда)
- Что вы почувствовали?
(холод)
- Как вы думаете, чем я прикоснулась к вашей руке?
(чем-то мокрым, холодным, льдом).
- Возьмите по кусочку льда в ладошку и посмотрите, что с ним будет происходить.
(лед начинает таять.
Лед превращается в воду)
- Так что же такое лед?
(Лед – это вода в твердом состоянии)
- В каком состоянии может быть вода?
(Вода может быть в жидком и твердом состоянии)
- Возьмите салфеточки и протрите руки.
- Ребята, я хочу прочитать вам стихотворение:
В природе путешествует вода.
Она не исчезнет никогда.
То в снег превратится, то в лед,
Растает и снова в поход.
Вокруг оглянитесь:
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница – наша вода.
Дети читают стихи о воде.
Человек! Запомни навсегда :
Символ жизни на Земле - вода!
Экономь её и береги.
Мы ведь на планете не одни!
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить
Без воды нам не прожить!
Воспитатель: Что вы нового узнали о воде? А теперь предлагаю всем детям и гостям насладиться песенкой воды. (Слушаем музыку воды).