Крылова Татьяна
Конспект занятия «Веселая ярмарка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия
Цель: воспитывать эстетическое отношение к народному прикладному искусству, прививать интерес к различным видам народных промыслов, к разнообразным природным материалам, из которых делали мастера различные изделия.
Задачи:
Образовательные: закрепить знания детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве. Различать виды народного декоративно-прикладного искусства. Различать и называть знакомые народные игрушки (Дымка, их характерные особенности, предметы разных промыслов с растительным узором (Хохлома). знакомить дошкольников с игрушкой – матрешкой, историей возникновения, появления ее на Руси; с разными видами матрешек: Семеновской, Загорской матрешкой и Полхов-Майданской матрешкой.
Темочки:
Развивающие: вызвать интерес у детей к изучению истории России, русского народного творчества. Развивать воображение, фантазию творческое восприятие через самостоятельную деятельность. Развивать творческие способности.
Воспитательные: воспитывать любовь к прекрасному, к народному декоративно-прикладному искусству. воспитывать у детей бережное отношение к игрушке – матрешке, любовь к изделиям народных мастеров и труду. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности; воспитывать аккуратность, целеустремленность, творческую самореализацию. Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам.
Предварительная работа: познакомить детей с русскими народными промыслами: «Хохлома», «Дымково» -рассматривание иллюстраций, альбомов, посуды, игрушек, работа с раскрасками; беседы с детьми о русских народных традициях; знакомство детей с русской народной игрой «Карусель», чтение художественного слова о матрешке и народных промыслах России; заучивание стихотворений; организация дидактических игр «Веселые матрешки», «Найди различия».
Оборудование: русский национальный женский наряд (головной убор-платок с красивым рисунком, сарафан) для воспитателя, музыкальный инструмент-бубен, зонт с разноцветными атласными лентами для игры «Карусель», изделия русских народных промыслов: деревянная посуда с хохломской росписью, иллюстрации с изображением дымковских игрушек и сами дымковские игрушки, матрешки различной росписи, самовар, различные угощения (связка баранок, сушки, пряники, украшения, плетёные корзины и другие разные предметы и сувениры, которые могли продаваться на ярмарке; аудиозаписи: хороводная русская народная музыка,
Раздаточный материал: трафареты матрешек из картона; набор пластилина, семена, горох, семечки, зерна кофе; влажные салфетки
Ход ;
Воспитатель, одетый в национальный русский наряд звонит в бубен и обращается к детям со словами:
Что я вижу! Что за диво!
Сколько радости вокруг!
Правда, детки, тут красиво?
Аж захватывает дух!
- Здравствуйте, гости дорогие, пожалуйте на весёлую ярмарку! С давних пор у русского народа был обычай устраивать весёлые ярмарки, на которые съезжались люди из разных деревень. А вы знаете, ребята, что такое «ярмарка»?
(Это место где продают разные товары)
- Правильно, ярмарка-это место, где никому не тесно, куда отовсюду свой товар привозят, продают, меняют, покупают и везут домой.
- Подходите, да смотрите, какие здесь товары, игрушки да посуда собраны!
Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли!
Чтоб поведать нам секреты древней чудной красоты!
Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра!
Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди-мастера!
- Скажите, кого мы можем назвать мастером, умельцем?
- Как вы понимаете такую пословицу: «Красна птица перьями, а человек уменьем?»
(человек славится, тем, что он хорошо умеет делать, в чем он мастер).
- Ребята, давайте поглядим, что же у нас тут есть на ярмарке? Отгадайте-ка загадку!
Игрушки эти не простые, а волшебно-расписные:
Белоснежны как берёзки, кружочки, клеточки, полоски.
Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.
(Это дымковские игрушки)
- Правильно! А скажите, пожалуйста, откуда они к нам приехали? Где их мастерят?
(Из села Дымково)
-Совершенно верно! Поэтому и название у них такое-дымковские игрушки.
- Из чего сделаны эти игрушки? Какие элементы использовал художник в дымковской росписи? Какие используют цвета?
(Игрушка глиняная, ее делают мастера, затем обжигают в печи. Все фигурки покрывают белой краской и начинают расписывать геометрическим орнаментом (волнистые линии, широкие и тонкие полосы, круги овалы, горошины, сочетание мелких и крупных элементов).
-Каждый цвет у народных умельцев имел свое значение. Например, белый цвет – это цвет чистоты, а красный цвет связывали с солнышком. Обратите внимание, что каждая игрушка при расписывании имеет фон. На каком фоне написаны все кружочки, овалы, линии, крестики?
(на белом фоне)
.
А давайте прочитаем про село Дымково стихотворение.
Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок.
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом.
И село большое Дымково назвали.
И лепили там из глины.
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные.
- Молодцы, спасибо, ребята. Действительно, славные мастера живут в селе Дымково. Они и сейчас продолжают нас радовать своими красивыми игрушками.
- Теперь пойдём-ка дальше по базару-посмотреть кой-какого товару! Ах! Что за диво! Взгляните-ка, какая интересная деревянная посуда с необычной росписью! Кто из вас знает, как эта посуда называется?
(Хохломская)
- Ах, как же хороша хохломская посуда! Одно удовольствие из неё пить и есть!
Кричали, зазывали на ярмарке хохломские мастера : «Кому посуда для каши, окрошки! Чудо – блюдо, да чашки ложки, к вам приехала сама золотая хохлома!»
- Почему хохлому называют золотой?
(много желтого цвета)
- Что расписывают этой росписью?
(мебель посуду)
- Из чего сделаны эти изделия?
(из дерева, липы)
-На какой фон мастера наносят свой узор?.
(На жёлтый, красный и чёрный фон).
- Какие цвета использует художник в этой росписи?
(4 цвета- красный, зеленый, желтый, черный).
-Каждый цвет имеет свое значение. Что означают они?
(Красный – огонь, любовь, преданность.
Золотой – солнце, свет, тепло.
Черный – земля, торжественность.
Зеленый – жизнь.)
- Изделия служат прекрасным украшением любой комнаты, и в то же время они нужны, полезны в быту. В комнате становится светлее и уютнее от теплого золотистого блеска хохломских изделий.
- Какие элементы присутствуют в этой росписи?
(ягодки, листочки, завиточки)
- Откуда это берется?
(из природы).
- Называется это растительный орнамент. Он составлен из того, что растет в природе.
А сделать настоящую хохлому совсем не просто.
Сначала мастер вырезает из дерева заготовку - будущую чашу. Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины. Похожа теперь чаша на глиняную, потом ее пропитывают льняным маслом. А золота для «золотой хохломы» и не требуется! Вместо дорогого золота натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. Потом художник мягкой кистью рисует затейливый орнамент. Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки». И происходит чудо: деревянная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком!
Ребё нок читает стихотворение о Хохломе:
Роспись хохломская
Словно колдовская
В сказочную песню
Просится сама.
И негде на свете
Нет таких соцветий
Всех чудес чудесней
Наша хохлома!
- Друзья мои, а знаете, что ещё люди на ярмарке делали? Они не только покупали и продавали товары, но ещё веселились и играли в русские народные игры.
- Давайте и мы с вами сейчас поиграем в русскую народную игру «Карусель».
Русская народная игра «Карусель» (звучит хороводная русская народная музыка)
Дети встают в круг вокруг «Карусели», держатся за ленточки, начинают медленное движение по кругу под музыку, произнося слова:
Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,
А потом, потом, потом, всё бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не спешите, карусель остановите.
Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра.
- Ну как? Хорошо поиграли?
(ответы детей)
- А ну, пойдём дальше по ярмарке гулять! Чего здесь только нет: какова товара, и бусы разные, угощения всякие!
- А сейчас я вам загадаю загадку:
Деревянные подружки любят прятаться друг в дружке,
Носят яркие одежки, называются – матрешки.
Русская матрешка – желанная гостья в каждом доме. Она символизирует дружбу и любовь, пожелания счастья и благополучия.
Презентация матрешек
Слайд 1
Появилась первая матрешка давно более 100 лет назад. Однажды из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца, и звали ее Фурукума. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья.
Очень понравилась такая игрушка русским мастерам.
Слайд 2
Они «переодели» ее в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали красивые глазки, наложили на щечки румяна.
И назвали ее старинным русским именем – Матреной.
А как будет звучать ласковое имя Матрены?
- Матренушка, Мотронушка, Матрешечка.
Разные мастера матрешку расписывали по – разному. Поэтому, хоть и похожи матрешки, да у каждой свой характер угадать можно.
-Как, вы, думаете, из чего сделана матрешка?
-Самый подходящий материал для изготовления матрешки - сухая липа или береза, так как она очень мягкая, легко поддается вырезанию ножом.
- А как вы думаете, почему они такие гладкие? Правильно их обрабатывают шкуркой, а затем расписывают.
-Раньше, ребята, это была основная работа крестьян, которые продавали эти игрушки и покупали себе еду и одежду. В работе участвовали все члены семьи - хозяин вытачивал основу игрушки, а женщины и дети разрисовывали их яркими красками, а затем продавали их на ярмарке.
По видам росписи матрешки делятся на Сергиево –посадские, семеновские, полхов-майданские.
Слайд 3
Сергиево - Посадская матрешка (Загорская)
Она похожа на первую матрешку, настоящая русская красавица, на ней простой русский наряд: сарафан, кофта, передник, и платок. Единственное украшение на ней –это нитка красных бус.
Часто в руках она держит какой-нибудь предмет: корзинку, узелок, самовар, чайник, грибок, яблоко ….
Слайд 4
Вятская матрешка (Кировская)
Наши губки бантиком, да щечки будто яблоки,
С нами издавна знаком весь народ на ярмарке.
Мы матрешки вятские, всех на свете краше.
Расписные, яркие сарафаны наши.
Матрёшек украшают узорами из ржаной соломки.
Слайд 5
А это наши матрешки нижегородской области.
Семеновская матрешка
- В городе Семенов есть центр по росписи матрешек. Отсюда и название – Семеновская матрешка. Какие цветы вы видите на сарафане у матрёшки?
(Алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды и листья)
- Ягоды и листья собраны в разнообразные букеты, которые матрешки держат в руках. Своеобразием Семеновской матрешки является ее форма и цветовое оформление: желтый платок, красный сарафан и белый фартук, украшенный цветами.
Я из тихого зеленого
Городка Семенова.
В гости к вам пришла
Букет цветов садовых
Розовых, бордовых
В подарок принесла.
Слайд 6
Полхов – Майданская
- Это соседка Семеновской матрешки. У нее нет таких деталей как сарафан, кофта, как у Семеновской матрешки, а из под платка обязательно видны кудри.
Я матрешка из Майдана.
Украшен мой наряд цветами.
С сияющими лепестками.
И ягодами разными,
Спелыми и красными
-Раньше, ребята, это была основная работа крестьян, которые продавали эти игрушки и покупали себе еду и одежду. В работе участвовали все члены семьи - хозяин вытачивал основу игрушки, а женщины и дети разрисовывали их яркими красками, а затем продавали их на ярмарке.
Ребята, а вы хотите стать мастерами по росписи матрешек? Сегодня мы будем украшать наших матрешек необычным способом –
вместо красок возьмем пластилин. Как называется эта техника?
(пластинография)
и украшать будем семенами гороха, скорлупой от орехов, семечками, крупой.
Перед работой давай сделаем гимнастику для рук.
- Вот помощники мои
Левая и правая
Их как хочешь поверни
Хочешь эдак, хочешь так
Не обидятся никак.
(Воспитатель показывает образец украшения матре
А сейчас мастера за работу всем пора.
Мастера скорей за дело
Украшай матрешек смело
Выбирай любой узор
Чтобы радовал он взор.
- Молодцы! Настоящие мастера художники! Очень красивые матрешки получились