Войтко
Конспект занятия «В стране Красивой речи» с использованием кейс-технологий
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
занятия
«В стране Красивой речи»
с использованием кейс-технологий
Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой- М. :МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2020.
Возрастная группа: старшая группа для детей с ТНР
Тема занятия : «В стране Красивой речи».
Ведущая образовательная область: «Речевое развитие».
Публикация «Конспект занятия „В стране Красивой речи“ с использованием кейс-технологий» размещена в разделах
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, Познавательное развитие, Социально- коммуникативное развитие, Физическое развитие.
Цель: Развивать и совершенствовать устную речь каждого ребёнка (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь).
Задачи:
1. Коррекционно - образовательные:
•умение составлять предложения;
•развитие памяти, воображения, интонационной выразительности речи;
•закрепление умения образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
•развитие навыков словообразования и словоизменения;
•развитие грамматического строя речи;
•активизация предметного, глагольного словаря;
•развитие навыков слогового анализа слов, определение однокоренных (родственных) слов.
(Образовательная область «Речевое развитие»)
2. Коррекционно - развивающие:
• развитие артикуляционного аппарата;
• развитие фонематического слуха;
• развитие мышления детей на материале загадок;
• развитие зрительного и слухового восприятия;
• развитие межполушарного взаимодействия;
• развитие общей и мелкой моторики пальцев рук;
• формирование воздушной струи;
•развитию диалогической речи.
(Образовательная область «Речевое развитие»)
• Развитие фонематических процессов, мимики, зрительного внимания, логического мышления, координации речи с движением.
(Образовательная область «Познавательное развитие»)
• Развитие умения имитировать характерные действия персонажей.
(Образовательная область «Физическое развитие»)
3. Коррекционно-воспитательные:
• воспитывать умение взаимодействовать друг с другом;
• воспитывать любовь к русскому языку;
• воспитывать интерес к занятиям;
•воспитывать стремление оказывать помощь другим;
•воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности;
• воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
(Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие»)
4. Здоровьесберегающие:
• создавать атмосферу, позволяющую детям чувствовать себя уверенно и спокойно, без эмоционального напряжения и скованности;
• обеспечить смену деятельности для предупреждения переутомления детей.
(Образовательная область «Физическое развитие»)
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная.
Формы организации: групповая, подгрупповая.
Методы и приемы:
Игровой: игра «Назови ласково», игра «Назови одним словом», игра «Что лишнее и почему?», игра «Назови признаки».
Наглядный: презентация, видео артикуляционной гимнастики.
Словесный: беседа с детьми, загадки.
Элементы здоровьесберегающих технологий: пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика.
Практический: самостоятельная деятельность детей.
Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, предметные картинки с изображением рыб, животных, фруктов, цветов, овощей, ягод, деревьев, река из полотна, дерево, листья, прищепки, магнитная доска, солнце грустное и веселое, солнечные лучи, клубок веревки.
Предварительная работа: беседы о рыбах, овощах, фруктах, цветах, ягодах, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций по теме, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, развитие мелкой моторики.
Ход занятия
Деятельность учителя-логопеда Деятельность детей
Организационный момент.
1. Вводная часть.
Учитель - логопед:- Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро солнцу и птицам!
Пусть каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро продлится до вечера!
Учитель - логопед: - Посмотрите к нам пришли гости.
Поздоровайтесь с ними …
Учитель - логопед: - Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие, в сказочную страну Красивой речи.
-Хотите узнать, как?
-Так как страна необычная, то и в путешествие мы отправимся необычным образом: с помощью артикуляционных упражнений.
-Внимание на экран.
На мультимедийном проекторе появляется видео «Гимнастика для языка сказочная» Дети заходят в музыкальный зал, встают в круг и произносят приветствие вместе с логопедом.
Дети: - Здравствуйте.
Дети:- Да, хотим.
Дети повторяют все движения.
2. Основная часть.
На экране проектора появляется изображение «Замок на сказочных воротах»
Учитель - логопед: - Вот мы и прибыли.
- Посмотрите, дети, что это?
-Давайте, его откроем. А поможет нам пальчиковая гимнастика «Замок».
Проводится пальчиковая гимнастика «Замок».
Учитель - логопед: - На двери висит замок.
-Кто его открыть бы мог?
-Постучали
-Покрутили
-Потянули
И открыли!
Учитель - логопед:- Замок, мы открыли, молодцы!
-Ой, это не похоже на Сказочную страну, как темно пусто вокруг.
-Дети, а здесь письмо!
Читаю детям письмо
«Дорогие любимые наши друзья, помогите нам! Злые волшебники заколдовали нашу страну! Все, все, что есть у нас: и дома, и поля, и леса, и дорожки, и речки и солнышко. Помогите нам расколдовать нам нашу страну! А в помощь мы вам передали волшебный клубок, он рядом с письмом»
Учитель - логопед: - Нужно помочь жителям этой страны.
-Поможем?
Задеваю магнитную доску, с которой падает полотно и появляется изображение Солнца с грустным лицом и без лучей.
Учитель - логопед:- Ой, что это?
Учитель - логопед:- Только почему-то оно грустное?
Учитель - логопед:- Злые волшебники и его заколдовали, а лучи разбросали в разные стороны. Давайте найдем их все вместе!
Учитель - логопед:- Чтобы расколдовать лучи нужно выполнить задания, а найти нам каждый луч поможет волшебный клубок, который нам оставили в помощь жители Сказочной страны.
Беру клубок и предлагаю детям взяться вместе за конец нитки, проговаривая слова:
Учитель - логопед:- Волшебный клубок, помоги, нам дорогу укажи.
Клубок катится до первого луча (задание 1).
Игра «Назови ласково»
Кидаю мяч ребенку, называю слово, а он называет его ласково (картинки с животными).
После выполнения задания первый луч присоединяем к Солнцу на доске. На экране появляется изображение частично-закрашенной Заколдованной Сказочной страны. Хвалю детей за выполненное задание.
Беру клубок и предлагаю детям взяться вместе за конец нитки, проговаривая слова:
Учитель - логопед:- Волшебный клубок, помоги,
Нам дорогу укажи.
Клубок катится до второго луча (задание 2).
Игра «Назови одним словом»
показываю детям картинки:
- груша, яблоко, персик, слива
- тюльпан, ирис, астра, роза
- помидор, огурец, морковь, свекла
- клубника, малина, вишня, крыжовник
- яблоня, берёза, дуб, сосна
После выполнения задания второй луч присоединяем к Солнцу на доске. На экране появляется изображение частично-закрашенной Заколдованной Сказочной страной.
Хвалю детей за выполненное задание.
Беру клубок и предлагаю детям взяться вместе за конец нитки, проговаривая слова:
Учитель – логопед: - Волшебный клубок, помоги, нам дорогу укажи.
Клубок катится до третьего луча (задание 3).
Игра «Что лишнее и почему?»
Показываю детям картинки:
- самолет, вертолет, истребитель, дерево
- апельсин, катер, теплоход, лодка
- машина, мотоцикл, кузнечик,камаз
- велосипед, самокат, мопед, квадроцикл, стол.
Учитель – логопед: - Дети, мы уже долгое время находимся с вами в путешествии и вы, наверное, устали?
-Предлагаю немного отдохнуть.
Физкультурная минута (на ускорение)
Вступление
-Да, да, да сказала голова
- Нет, нет, нет - ножка ей в ответ!
-Да, да, да сказала голова
- Нет, нет, нет – ножка ей в ответ!
- Хлоп, хлоп, хлоп - весело играем,
- Скок, скок, скок - в небо мы взлетаем!
- Как, как, как – плечи удавились,
- Брынь, брынь, брынь – в пружинку превратились!
- Чу, чу, чу – танцую и пою!
- Шик, шик, шик – весело живу!
Учитель - логопед: - Молодцы! Вот мы с вами отдохнули и нам пора продолжать наше путешествие.
Беру клубок и предлагаю детям взяться вместе за конец нитки, проговаривая слова:
Учитель – логопед:- Волшебный клубок, помоги, нам дорогу укажи.
Клубок катится до четвертого луча (задание 4, который находится у речки).
Учитель – логопед: - Ребята, скажите, что делает река?
Учитель – логопед:- Какие дети у меня молодцы. Много слов назвали. Как вы думаете, кто еще может жить в реке?
Учитель – логопед:- У жителей Сказочной страны случилась беда – рыбок из реки выбросил и заколдовал злой волшебник. Без вашей помощи им не обойтись. Чтобы рыбы попали в реку, необходимо отгадать загадки про рыб:
Читаю детям загадки.
В озере большая злюка,
Это зубастая и хищная…
Он в самом омуте живет,
Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны.
От зубастых щук таясь
Стороной проплыл….
Дети отгадывают загадки про рыб, называют их и отпускают в реку.
Учитель – логопед: - Молодцы, дети! Вы очень помогли.
После выполнения задания четвертый луч присоединяем к Солнцу на доске. На экране появляется изображение частично-закрашенной Заколдованной Сказочной страной.
Хвалю детей за выполненное задание.
Беру клубок и предлагаю детям взяться вместе за конец нитки, проговаривая слова:
Учитель – логопед:- Волшебный клубок, помоги,
Нам дорогу укажи.
Клубок катится до пятого луча (задание 5).
Игра «Назови признаки»
Учитель – логопед: - В стране Красивой речи живут удивительные слова, которые могут называть разные признаки предметов.
Предлагаю сундук с предметами из различных материалов. Спрашиваю детей из какого материала что сделано.
После выполнения задания пятый луч присоединяем к Солнцу на доске. На экране появляется изображение частично-закрашенной Заколдованной Сказочной страны.
Хвалю детей за выполненное задание.
Беру клубок и предлагаю детям взяться вместе за конец нитки, проговаривая слова:
Учитель – логопед: - Волшебный клубок, помоги,
Нам дорогу укажи.
Клубок катится до шестого луча (задание 6). Стоит дерево без листьев.
Игра «Чего не хватает»
Учитель – логопед: - Что мы видим?
Учитель – логопед: -А на дереве, посмотрите, чего нет?
Учитель – логопед –Давайте подарим нашему дереву зелёные листья?
Предлагаю детям контейнер с листья и контейнер с прищепками.
Учитель – логопед:- Дерево ожило и говорит вам спасибо.
После выполнения задания шестой луч присоединяем к Солнцу на доске. Хвалю детей за выполненное задание.
Учитель – логопед: - Вот и засияло Солнце в этом замечательном городе. Какое оно?
Учитель – логопед: - Закройте глаза и представьте, как согревают лучи наши щеки, нос, руки, пальцы. Совсем стало тепло, и вы сами стали теплыми и ласковыми. Лучи побежали по облакам, по полям, по лесам, по цветам и расколдовали всё.
На экране появляется картинка расколдованной страны со сказочными героями.
Дети: - Ворота. А на воротах – замок.
На этом слове дети ритмично постукивают друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы
дети, не расцепляя пальцы, одну руку тянут к себе, другую от себя, попеременно меняя их.
дети, тянут руки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.
дети, резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.
Дети:- Да, Поможем.
Дети:- Это Солнце.
Дети:- Потому что у Солнца нет лучей.
Дети повторяют за учителем-логопедом слова.
Предположительные ответы детей:
- Волчонок, бегемотик, лисичка, зайчик, медвежонок, белочка и т. д.
Дети повторяют за учителем-логопедом слова.
Дети: - Фрукты, цветы, овощи, ягоды, деревья.
Дети повторяют за учителем-логопедом слова.
Дети: - дерево, потому что это не воздушный транспорт.
Дети: - апельсин, потому что все перечисленное водный транспорт, а апельсин- это фрукт.
Дети: - кузнечик, потому что это насекомое.
Дети: - Стол, потому что все перечисленное это транспорт, а стол - это мебель.
Дети: -Устали да.
Дети повторяют движения
Руки свободно опущены, воображать.
Руки на поясе. Легкие пружинки с наклоном головы вперёд.
Танцевать правой ногой, выставив её на носок чуть вперёд, руки движутся свободно.
Руки на поясе. Легкие пружинки с наклоном головы вперёд.
Танцевать левой ногой, выставив её на носок чуть вперёд, руки движутся свободно.
По 3 хлопка справа и слева
Дважды по 3 прыжка на месте
Пожимать плечами, руки разведены в стороны.
Крутить пружинку руками справа и слева
Твист
Трижды потереть ладошкой о ладошку и показать ОК
Дети повторяют слова за учителем- логопедом.
Предположительные ответы детей:
- Река течёт, бежит, журчит, шумит, плещется, бурлит, волнуется, шипит и т. д.
Дети: - В реке могут жить рыбы.
Дети: -Щука
Дети: -Сом
Дети: - карась.
Дети повторяют слова за учителем-логопедом.
Дети: - Матрешка из дерева…деревянная.
Дети: - Сумка из кожи…кожаная.
Дети: - Если ручка сделана из пластмассы, то… пластмассовая.
Дети: - Стакан из стекла…стеклянный.
Дети: - Блюдце из фарфора…фарфоровое.
Дети повторяют слова за учителем-логопедом.
Дети: – Дерево.
Дети - Нет листьев.
Дети с помощью прищепок вешают листья на дерево.
Предположительные ответы детей:
- Солнце веселое, ласковое, теплое…
Заключительная часть
Учитель – логопед: - Жители этой необыкновенной страны говорят нам : «Огромное спасибо!» и в знак благодарности дарят нам корзину с угощениями, которые мы с вами будем кушать в нашем детском саду.
Учитель – логопед: - Пришла пора возвращаться в детский сад!
-Повернемся вокруг себя и произнесем волшебные слова: «Вокруг себя повернись и в детском саду окажись!»
На экране появляется фото детского сада.
Учитель – логопед: - Вот и прибыли мы в детский сад и наше путешествие закончилось.
-Что вам понравилась в нашем путешествии?
- Что было трудно?
Учитель – логопед: - Скажем нашим гостям:
«До свидания!», строимся на второй завтрак.
Дети закрывают глаза, делают поворот вокруг себя со словами: «Вокруг себя повернись и в детском саду окажись!»
Предположительные ответы детей:
- Мне понравилось как мы делали гимнастику для языка.
- Мне понравилось как мы вешали листья
- Мне понравилось как мы искали лучики…
Дети прощаются с гостями.