Наталья Башкирова
Конспект занятия в старшей группе «Всё о соли знать хотим»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе
Воспитатель: Башкирова Н. Ю.
Организационная информация:
Доминирующая образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие.
Методическая информация:
Тема: «Все о соли знать хотим».
Методы и приемы реализации содержания занятия :
• беседа
• проблемная ситуация
• исследование
• игра
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Всё о соли знать хотим“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2024
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие».
Вид детской деятельности: исследовательская, коммуникативная,
Возрастная группа : старшая группа.
Цель: создание условий для формирования представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность. Задачи: Обучающие: выяснить, что такое соль, какая бывает соль, откуда она берётся? узнать, зачем нужна соль, можно ли обойтись без неё? исследовать свойства соли опытным путём; стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности детей.
Развивающие: развивать познавательные потребности, развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом; воображение, любознательность; монологическую и диалогическую речь, навыки экспериментальной деятельности.
Воспитательные: воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи; воспитывать у детей правильное, осознанное отношение к природе; воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности.
Планируемые результаты:
• дают определение соли, называют ее свойства;
• способен сделать выводы в процессе обследования соли.
Организация среды для проведения образовательной деятельности: карточки с символическим изображением методов исследования 2 экземпляра, мешочек с солью, конверт с письмом, Энциклопедия, мультимедиа (презентация «Где и как добывают соль», сундучок, соль, тарелки одноразовые, стаканы с кипяченой водой и чайные ложки (по количеству детей, салфетки, лупы.
Подготовка к образовательной деятельности в режимные моменты:
Знакомство с карточками символического изображения методов исследования, разучивание физкультминутки, знакомство с таблицей правил поведения в лаборатории.
Конспект занятия (образовательной деятельности).
1. Вводная часть.
1.1. Введение в тему: Дети входят в группу и встают перед гостями.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости. Давайте с ними поздороваемся: «Здравствуйте!» Дети, какое сегодня чудесное утро. Мне хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли сегодня в д/с?
- Кто пришел с хорошим настроением – улыбнитесь.
- Если вам нравится общаться друг с другом – поднимите руки!
- Кто не любит ссориться, хлопните в ладоши!
1.2. Мотивация деятельности детей:
Воспитатель:
Дети, ой, что утром было,
Я же вам сказать забыла —
Только в группу я вошла,
Здесь шкатулочку нашла (показывает шкатулочку).
На ней надпись: «Открыть любознательным детям старшей группы». Дети, от кого шкатулка? (От Лунтика).
Дети открывают шкатулку, достают мешочек, щупают его, минуту в руках.
Воспитатель: Как вы думаете, что в нем может находится? (Дети высказывают свои предположения).
Воспитатель: Посмотрите, в шкатулке есть еще письмо. Давайте прочитаем его. А, в письме загадка, слушайте внимательно.
Воспитатель читает письмо:
Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадет – испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались.
Ну, конечно, это (соль).
Воспитатель: Присаживайтесь на стульчики поудобнее, дочитаем письмо до конца.
(Дети проходят на ковер и садятся на стульчики).
Воспитатель продолжает читать письмо от Лунтика:
«Когда у меня заболело горло, баба Капа давала мне соленую воду, что бы я полоскал его. Я удивился, зачем полоскать солью горло? Ведь соль добавляют в пищу. Ребята помогите мне разобраться, что такое соль, для чего ещё она нужна и откуда берется?»
Воспитатель: Ребята, вы хотите помочь Лунтику? Как мы можем ему помочь?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Я, предлагаю ему отправить посылку, в которую мы соберём всю информацию, которую узнаем о соли. Вы согласны?
Дети: Согласны.
II. Основная часть: (Организационно-поисковый этап).
Воспитатель: Тогда я предлагаю вам стать маленькими исследователями и узнать все о соли. Согласны?
Дети: Да.
Воспитатель: Итак, исследователи, как мы можем получить необходимые, новые знания о соли?
Дети: провести эксперимент, подумать самостоятельно, прочитать в книге, посмотреть в компьютере, и т. д.
(Воспитатель выставляет таблички на доску).
Воспитатель: Верно, существует много способов получения новых знаний. Мы начнем действовать как на карточке с цифрой
1. Найдите такую карточку на доске.
Воспитатель: О чём, эта карточка говорит нам? Как нужно действовать?
Дети: Прочитать в книге.
Воспитатель: Давайте, посмотрим, где такая-же карточка расположена в группе.
(Воспитатель с детьми находят книгу).
Воспитатель: В, какой книге мы можем узнать о соли?
Дети: энциклопедии.
Воспитатель зачитывает из энциклопедии «Что такое «соль?».
«Соль – природное вещество белого цвета, представляет собой кристаллы с острым характерным вкусом.» (Прочитать 2 раза).
Воспитатель: Так, что же такое соль? (Воспитатель дает карточку для посылки).
Воспитатель: Вам интересно узнать, откуда берётся соль? Следующая у нас карточка с какой будет цифрой? После единицы какая цифра стоит при счёте?
Дети: Два.
Воспитатель: Посмотрите, где у нас такая –же карточка. (Дети смотрят картинку, ищут такую же в группе).
Воспитатель: Ребята, проходите, садитесь на стульчики, слушайте внимательно и смотрите (дети садятся на стульчики перед экраном).
(Просмотр презентации о том, где и как добывают соль)
Воспитатель: Мы с вами посмотрели, как добывают соль у нас в России на озере Баскунчак. Ребята, а вы знаете, что наша Оренбургская область тоже славится добычей соли. Её месторождение находится на Южном Урале в городе Соль – Илецке. Добывают её в специальных шахтах при помощи специальных самоходных комбайнов. В соляных шахтах туннели и коридоры сверкают, как будто они сделаны изо льда. (Воспитатель показывает несколько картинок и даёт картинку для посылки).
Воспитатель: Мы немного засиделись, хотите размяться.
2.1. Физкультминутка.
Я прошу всех в круг вставать,
И задания выполнять.
Все дышите! Не дышите!
Всё в порядке? Отдохните!
Вместе руки поднимите!
Превосходно, опустите!
Наклонитесь, разогнитесь,
На носочки поднимитесь!
Приседайте, выпрямляйтесь,
Встаньте прямо – улыбайтесь!
Каждый весел и здоров.
И к исследованиям готов!
Воспитатель: Продолжим наше знакомство с солью. Под каким номером следующая карточка?
Дети: Три. (Дети снимают с доски карточку №3)
Воспитатель: Что на ней изображено? (Показывает карточку-схему «Подумать самостоятельно»).
Дети: Подумаем самостоятельно.
Игра: «Соленый - несоленый»
Дети приседают, услышав продукт, который люди привыкли солить (банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, груша, грибы, сок, рыба.) (Воспитатель дает карточку для посылки). -Лунтику мы отдадим карточку, она покажет, какую пищу можно солить.
Воспитатель: У нас осталась ещё одна карточка, посмотрите под каким она номером?
Дети: Четыре.
Воспитатель: Найдите обозначенное на ней место в группе. Кто знает, где мы оказались? (Лаборатории). Что такое лаборатория?
Дети: лаборатория - место, в котором проводят различные опыты, эксперименты.
- на столах ничего не трогать без разрешения
-соблюдать тишину, не мешать другим
-работать только на своем месте
- не пробовать на вкус.
При работе с солью надо соблюдать правила безопасности:
- не трогать руками глаза;
- если на коже есть ранки, стараться, чтобы соль не попадала в них.
(Воспитатель проговаривает последнее правило сама).
Дети проходят за столы, одевают фартуки и шапочки. 2.2. Самостоятельная деятельность детей по знакомству с новыми знаниями:
ОПЫТЫ
1 опыт: «Имеет ли соль запах?».
Воспитатель: Перед вами тарелочки с солью. Давайте ее рассмотрим. Какого цвета соль? Давайте определим, есть ли у соли запах? Наберите на ложку немного соли. Понюхайте её. (Без запаха). Чем ни будь пахнет?
Дети: Нет.
Вывод: Соль не имеет запаха. (Повторить.) (Карточка).
2 опыт: «Какое это вещество: жидкое, твердое, сыпучее?»
Воспитатель: Пододвинет к себе тарелки, наберите полную ложку соли и переверните ложку над тарелкой. Что произошло?
Дети: Соль рассыпалась.
Воспитатель: Значит соль какая? (Сыпучая, рассыпчатая). (Повторить). (Карточка).
Вывод: Мы с вами определили еще одно качество соли, соль сыпучее вещество.
3 опыт: «Из чего состоит соль?».
Воспитатель: Рассмотрите соль через увеличительное стекло. Что вы видите? Из чего состоит соль? (Зернышки, кристаллы, крупинки).
Вывод: Соль состоит из кристаллов. (Повторить. (Карточка).
4 опыт: «Растворяется ли соль в воде?».
Воспитатель: Предлагаю вам пододвинуть стакан с водой и насыпать в неё ложку соли. Размешайте, что произошло с солью? А, соль исчезла? (Нет, соль растворилась). Поэтому и в пословице говорится, что СОЛЬ-воды боится. А как вы думаете, какой стал вкус у воды? Попробуйте. (Солёная).
Вывод: Соль в воде растворяется. (Повторить. (Карточка).
5 опыт: «Плавающие картофель и яйцо».
Воспитатель: Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода солёная? (Нет, в речке вода пресная).
Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать? Хотите это проверить? (Да).
Давайте подойдем к столу. Опустим картошку и яйцо в стакан с пресной водой, картошка и яйцо утонули. Теперь насыплем соль, размешаем и опустим картошку и яйцо в стакан с соленой водой, картошка и яйцо не тонут. Что мы определили? (Соленая вода выталкивает предметы.) В море вода соленая, поэтому там легко плавать.
Вывод: Соленая вода выталкивает предметы. (Воспитатель дает карточку для посылки).
Воспитатель: Ребята, а кто мне может сказать, где используют соль. (Ответы детей). Воспитатель: Ну, вот мы с вами собрали все ответы на вопросы Лунтика о соли. Давайте снимем фартуки, шапочки, повесим их аккуратно на стульчики, пройдем на палас и присядем на стульчики. Можем отправлять посылку, в неё мы сложим все карточки с ответами на вопросы Лунтика. О чём узнали? (На паласе на стульях у мальберта беседа по собранным карточкам. Воспитатель показывает каждую карточку.)
3. Заключительная часть. (Рефлексивно-коррегирующий этап). Воспитатель: -Ребята, вы сегодня все старались, сделали много новых открытий.
- Узнали ли вы что-нибудь о соли, чего не знали раньше? - Вам понравилось быть исследователями? - Что было особенно интересным? - Трудно было проводить самостоятельно опыты? - Вы хотели бы ещё раз стать исследователями и вернуться в лабораторию, чтобы сделать новые открытия? Воспитатель: Ребята, за то, что вы были замечательными исследователями, за вашу любознательность я дарю вам энциклопедию, которая откроет нам много нового и интересного о разных предметах.