МААМ-картинки

Конспект занятия в старшей группе «Всё о соли знать хотим»

Наталья Башкирова
Конспект занятия в старшей группе «Всё о соли знать хотим»

Конспект занятия в старшей группе

Воспитатель: Башкирова Н. Ю.

Организационная информация:

Доминирующая образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие.

Методическая информация:

Тема: «Все о соли знать хотим».

Методы и приемы реализации содержания занятия:

• беседа

• проблемная ситуация

• исследование

• игра

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие».

Вид детской деятельности: исследовательская, коммуникативная,

Возрастная группа: старшая группа.

Цель: создание условий для формирования представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность. Задачи: Обучающие: выяснить, что такое соль, какая бывает соль, откуда она берётся? узнать, зачем нужна соль, можно ли обойтись без неё? исследовать свойства соли опытным путём; стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности детей.

Развивающие: развивать познавательные потребности, развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом; воображение, любознательность; монологическую и диалогическую речь, навыки экспериментальной деятельности.

Воспитательные: воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи; воспитывать у детей правильное, осознанное отношение к природе; воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности.

Планируемые результаты:

• дают определение соли, называют ее свойства;

• способен сделать выводы в процессе обследования соли.

Организация среды для проведения образовательной деятельности: карточки с символическим изображением методов исследования 2 экземпляра, мешочек с солью, конверт с письмом, Энциклопедия, мультимедиа (презентация «Где и как добывают соль», сундучок, соль, тарелки одноразовые, стаканы с кипяченой водой и чайные ложки (по количеству детей, салфетки, лупы.

Подготовка к образовательной деятельности в режимные моменты:

Знакомство с карточками символического изображения методов исследования, разучивание физкультминутки, знакомство с таблицей правил поведения в лаборатории.

Конспект занятия (образовательной деятельности).

1. Вводная часть.

1.1. Введение в тему: Дети входят в группу и встают перед гостями.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости. Давайте с ними поздороваемся: «Здравствуйте!» Дети, какое сегодня чудесное утро. Мне хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли сегодня в д/с?

- Кто пришел с хорошим настроением – улыбнитесь.

- Если вам нравится общаться друг с другом – поднимите руки!

- Кто не любит ссориться, хлопните в ладоши!

1.2. Мотивация деятельности детей:

Воспитатель:

Дети, ой, что утром было,

Я же вам сказать забыла —

Только в группу я вошла,

Здесь шкатулочку нашла (показывает шкатулочку).

На ней надпись: «Открыть любознательным детям старшей группы». Дети, от кого шкатулка? (От Лунтика).

Дети открывают шкатулку, достают мешочек, щупают его, минуту в руках.

Воспитатель: Как вы думаете, что в нем может находится? (Дети высказывают свои предположения).

Воспитатель: Посмотрите, в шкатулке есть еще письмо. Давайте прочитаем его. А, в письме загадка, слушайте внимательно.

Воспитатель читает письмо:

Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались.

Ну, конечно, это (соль).

Воспитатель: Присаживайтесь на стульчики поудобнее, дочитаем письмо до конца.

(Дети проходят на ковер и садятся на стульчики).

Воспитатель продолжает читать письмо от Лунтика:

«Когда у меня заболело горло, баба Капа давала мне соленую воду, что бы я полоскал его. Я удивился, зачем полоскать солью горло? Ведь соль добавляют в пищу. Ребята помогите мне разобраться, что такое соль, для чего ещё она нужна и откуда берется?»

Воспитатель: Ребята, вы хотите помочь Лунтику? Как мы можем ему помочь?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Я, предлагаю ему отправить посылку, в которую мы соберём всю информацию, которую узнаем о соли. Вы согласны?

Дети: Согласны.

II.Основная часть: (Организационно-поисковый этап).

Воспитатель: Тогда я предлагаю вам стать маленькими исследователями и узнать все о соли. Согласны?

Дети: Да.

Воспитатель: Итак, исследователи, как мы можем получить необходимые, новые знания о соли?

Дети: провести эксперимент, подумать самостоятельно, прочитать в книге, посмотреть в компьютере, и т. д.

(Воспитатель выставляет таблички на доску).

Воспитатель: Верно, существует много способов получения новых знаний. Мы начнем действовать как на карточке с цифрой

1. Найдите такую карточку на доске.

Воспитатель: О чём, эта карточка говорит нам? Как нужно действовать?

Дети: Прочитать в книге.

Воспитатель: Давайте, посмотрим, где такая-же карточка расположена в группе.

(Воспитатель с детьми находят книгу).

Воспитатель: В, какой книге мы можем узнать о соли?

Дети: энциклопедии.

Воспитатель зачитывает из энциклопедии «Что такое «соль?».

«Соль – природное вещество белого цвета, представляет собой кристаллы с острым характерным вкусом.» (Прочитать 2 раза).

Воспитатель: Так, что же такое соль? (Воспитатель дает карточку для посылки).

Воспитатель: Вам интересно узнать, откуда берётся соль? Следующая у нас карточка с какой будет цифрой? После единицы какая цифра стоит при счёте?

Дети: Два.

Воспитатель: Посмотрите, где у нас такая –же карточка. (Дети смотрят картинку, ищут такую же в группе).

Воспитатель: Ребята, проходите, садитесь на стульчики, слушайте внимательно и смотрите (дети садятся на стульчики перед экраном).

(Просмотр презентации о том, где и как добывают соль)

Воспитатель: Мы с вами посмотрели, как добывают соль у нас в России на озере Баскунчак. Ребята, а вы знаете, что наша Оренбургская область тоже славится добычей соли. Её месторождение находится на Южном Урале в городе Соль – Илецке. Добывают её в специальных шахтах при помощи специальных самоходных комбайнов. В соляных шахтах туннели и коридоры сверкают, как будто они сделаны изо льда. (Воспитатель показывает несколько картинок и даёт картинку для посылки).

Воспитатель: Мы немного засиделись, хотите размяться.

2.1. Физкультминутка.

Я прошу всех в круг вставать,

И задания выполнять.

Все дышите! Не дышите!

Всё в порядке? Отдохните!

Вместе руки поднимите!

Превосходно, опустите!

Наклонитесь, разогнитесь,

На носочки поднимитесь!

Приседайте, выпрямляйтесь,

Встаньте прямо – улыбайтесь!

Каждый весел и здоров.

И к исследованиям готов!

Воспитатель: Продолжим наше знакомство с солью. Под каким номером следующая карточка?

Дети: Три. (Дети снимают с доски карточку №3)

Воспитатель: Что на ней изображено? (Показывает карточку-схему «Подумать самостоятельно»).

Дети: Подумаем самостоятельно.

Игра: «Соленый - несоленый»

Дети приседают, услышав продукт, который люди привыкли солить (банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, груша, грибы, сок, рыба.) (Воспитатель дает карточку для посылки). -Лунтику мы отдадим карточку, она покажет, какую пищу можно солить.

Воспитатель: У нас осталась ещё одна карточка, посмотрите под каким она номером?

Дети: Четыре.

Воспитатель: Найдите обозначенное на ней место в группе. Кто знает, где мы оказались? (Лаборатории). Что такое лаборатория?

Дети: лаборатория - место, в котором проводят различные опыты, эксперименты.

- на столах ничего не трогать без разрешения

-соблюдать тишину, не мешать другим

-работать только на своем месте

- не пробовать на вкус.

При работе с солью надо соблюдать правила безопасности:

- не трогать руками глаза;

- если на коже есть ранки, стараться, чтобы соль не попадала в них.

(Воспитатель проговаривает последнее правило сама).

Дети проходят за столы, одевают фартуки и шапочки. 2.2. Самостоятельная деятельность детей по знакомству с новыми знаниями:

ОПЫТЫ

1 опыт: «Имеет ли соль запах?».

Воспитатель: Перед вами тарелочки с солью. Давайте ее рассмотрим. Какого цвета соль? Давайте определим, есть ли у соли запах? Наберите на ложку немного соли. Понюхайте её. (Без запаха). Чем ни будь пахнет?

Дети: Нет.

Вывод: Соль не имеет запаха. (Повторить.) (Карточка).

2 опыт: «Какое это вещество: жидкое, твердое, сыпучее?»

Воспитатель: Пододвинет к себе тарелки, наберите полную ложку соли и переверните ложку над тарелкой. Что произошло?

Дети: Соль рассыпалась.

Воспитатель: Значит соль какая? (Сыпучая, рассыпчатая). (Повторить). (Карточка).

Вывод: Мы с вами определили еще одно качество соли, соль сыпучее вещество.

3 опыт: «Из чего состоит соль?».

Воспитатель: Рассмотрите соль через увеличительное стекло. Что вы видите? Из чего состоит соль? (Зернышки, кристаллы, крупинки).

Вывод: Соль состоит из кристаллов. (Повторить. (Карточка).

4 опыт: «Растворяется ли соль в воде?».

Воспитатель: Предлагаю вам пододвинуть стакан с водой и насыпать в неё ложку соли. Размешайте, что произошло с солью? А, соль исчезла? (Нет, соль растворилась). Поэтому и в пословице говорится, что СОЛЬ-воды боится. А как вы думаете, какой стал вкус у воды? Попробуйте. (Солёная).

Вывод: Соль в воде растворяется. (Повторить. (Карточка).

5 опыт: «Плавающие картофель и яйцо».

Воспитатель: Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода солёная? (Нет, в речке вода пресная).

Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать? Хотите это проверить? (Да).

Давайте подойдем к столу. Опустим картошку и яйцо в стакан с пресной водой, картошка и яйцо утонули. Теперь насыплем соль, размешаем и опустим картошку и яйцо в стакан с соленой водой, картошка и яйцо не тонут. Что мы определили? (Соленая вода выталкивает предметы.) В море вода соленая, поэтому там легко плавать.

Вывод: Соленая вода выталкивает предметы. (Воспитатель дает карточку для посылки).

Воспитатель: Ребята, а кто мне может сказать, где используют соль. (Ответы детей). Воспитатель: Ну, вот мы с вами собрали все ответы на вопросы Лунтика о соли. Давайте снимем фартуки, шапочки, повесим их аккуратно на стульчики, пройдем на палас и присядем на стульчики. Можем отправлять посылку, в неё мы сложим все карточки с ответами на вопросы Лунтика. О чём узнали? (На паласе на стульях у мальберта беседа по собранным карточкам. Воспитатель показывает каждую карточку.)

3. Заключительная часть. (Рефлексивно-коррегирующий этап). Воспитатель: -Ребята, вы сегодня все старались, сделали много новых открытий.

- Узнали ли вы что-нибудь о соли, чего не знали раньше? - Вам понравилось быть исследователями? - Что было особенно интересным? - Трудно было проводить самостоятельно опыты? - Вы хотели бы ещё раз стать исследователями и вернуться в лабораторию, чтобы сделать новые открытия? Воспитатель: Ребята, за то, что вы были замечательными исследователями, за вашу любознательность я дарю вам энциклопедию, которая откроет нам много нового и интересного о разных предметах.

Публикации по теме:

Фотоотчет о неделе здоровья в старшей группе «Быть здоровыми хотим»Фотоотчет о неделе здоровья в старшей группе «Быть здоровыми хотим» Цель Недели здоровья:сохранение и укрепление здоровья дошкольников, воспитание культурно-гигиенических навыков и стремления к здоровому.

Фотоотчет о проведении тематического дня «Хотим все знать» в День российской наукиФотоотчет о проведении тематического дня «Хотим все знать» в День российской науки Все дети по своей природе любознательны, каждый их них - пытливый исследователь. Поэтому каждый раз ребята с удовольствием «превращаются».

Конспект занятия-исследования «Окрашивание соли»Конспект занятия-исследования «Окрашивание соли» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в старшей группе «Всё о соли знать хотим»
Опубликовано: 9 сентября 2024 в 21:38
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия в старшей группе «Всё о соли знать хотим»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Башкирова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 сентября. День осенних прогулок. Передвижка «Осенняя прогулка»

 Осенние увлекательные прогулки можно проводить и в погожие, и в ненастные дни — отличное время, чтобы понаблюдать за изменениями природы.

10 сентября. Единый день световозвращателя. Передвижка «Засветись!»

 Сегодняшний праздник посвящен снижению травматизма на дорогах, которого можно добиться благодаря ношению светоотражающих элементов. Маленький значок-фликер может спасти жизнь пешехода, сделав его...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД