Оксана Фоменко
Конспект занятия в старшей группе совместно с учениками 4 класса «Край родной мой, Ставропольский»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим и патриотическому воспитанию детей в старшей группе.
Автор: Фоменко О. Г.
Тема: Край родной мой, Ставропольский.
Задачи образовательных областей:
Познание: закрепить и систематизировать знания детей о Ставропольском крае (природа края, сельское хозяйство, животноводство, полезные ископаемые, знаменитые люди края, символика Ставропольского края и гор. Нефтекумска, обычаи ставропольцев). Углублять и формировать представления детей о родном крае как части большой страны- России. Развивать логическое мышление.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе совместно с учениками 4 класса „Край родной мой, Ставропольский“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Ставропольский край, Ставрополь
- Темочки
Коммуникация: развивать связную речь детей;. Обогащать словарь детей по теме. Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.
Социализация: формировать любовь к родному городу, Ставропольскому краю, интерес к прошлому и настоящему. Развивать бережное отношение к достопримечательностям края, природе.
Физическая культура: обогащать двигательную активность детей, умение ориентироваться в пространстве.
Чтение художественной литературы: приобщать детей к словесному искусству, развивать интонационную выразительность речи.
Материал: иллюстрации-ландшафты Ставропольского края, животноводство и сельское хозяйство, символы г. Ставрополь и Кавказких Минеральных Вод, Символика Ставропольского края и г. Нефтекумска (флаг и герб, картины П. М. Гречишкина; детские книги А. Е. Екимцева, портреты знаменитых людей Ставропольского края, цветок «Цветик-семицветик», семена полевых культур (пшеница, кукуруза, подсолнечник, рис, гречиха, горох, ячмень,овёс, пшеничные колосья (в вазе, минеральная вода в стекле (Нарзан, Ессентуки, Славяновская, Смирновская, карандаши простые, памятные открытки гостям и медальоны детям, хлебобулочные изделия (каравай хлеба, булочки).
Предварительная работа: беседа: «Я живу на Ставрополье», рассматривание иллюстраций о Ставропольском крае, карты Ставропольского края ; знакомство с творчеством ставропольского художника Гречишкина П. М. и детского поэта-А. Е. Екимцева; чтение легенд о Ставропольском крае; создание детской библиотеки, экскурсия по достопримичательностям г. Нефтекумска ; разучивание логоритмики «Край широкий Ставропольский…», «Солнышко», пальчиковой гимнастики «Полезные ископаемые СК».
Словарь: Родина, Ставропольский край, хлеборобный край, край золотого руна, Ставрополь-город креста, герб, флаг, Ставропольская крепость, житница, здравница, полезные ископаемые, обычаи, гостеприимство, хлебосольство, хлебобулочные изделия, мерзлота, города-курорты, источник, поэт, художник, легенда.
Интеграция: Познавательное развитие, Коммуникативное развитие, Социально - коммуникативное, Физическое развитие, Речевое развитие.
Встречаем гостей хлебом, солью. Приветствуем их. (закрепляем обычаи русских людей на Ставрополье)
Ход:
Организационный момент.
Нам радостно, нам весело,
Смеёмся мы с утра.
Но вот пришло мгновение
Серьёзней быть пора.
Глазки хорошо открыли,
Ушки навострили.
Будем думать, рассуждать
И немного удивлять.
Основная часть.
-Наши дорогие дошколята мы хотим сегодня рассказать вам много интересного о нашем СК крае,нашем любимом городе Нефтекумске. Проходите пожалуйста (рассаживаются на стулья)
1ученик : (под музыкальный фон)
Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встаёт
Отчий дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной весёлый двор.
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Но у всех она одна.
-Дети, а для вас, что такое Родина (вопрос воспитателя)
(ответы детей старшей группы)
Воспитатель -Место, где мы родились и сейчас живём, как называется? (малая родина)
-Для нас с вами наша малая родина-это город Нефтекумск. Назовите адрес нашего проживания в России.
( ответы: детей старшей группы «Б»)
(гор. Нефтекумс, Ставропольский край, Россия)
-Итак, в каком крае мы живём. (ответы детей старшей группы «Б»)
-Главный город края (ответы детей ст. группы «Б»)
-Почему он назван именно так?
Вам расскажет ученица 4 «А» класса Вероника. Б.
2. ученик : (в пер. с греч. Ставрополь- город креста. При закладке крепости (защита от врагов)-Ставропольская крепость- более 200 лет назад был сооружён каменный крест. Во время войн крепость была разрушена. Прошло время, в тех местах стали селиться люди: казаки, русские крестьяне. Крепость положила начало строительству города Ставрополь. Позднее каменный крест восстановили.
-Каменный крест является символом города.
( Вношу необычный цветок: сердцевина-очертания территории ставропольского края, вокруг- семь лепестков (богатства края)
Воспитатель -Это необычный цветок, цветик-семицветик. А что в нём необычного? Обратите внимание на середину цветка, что она вам напоминает?
(очертания территории Ставропольскогого края. Если дети затрудняются можно поднести к карте Ставропольского края и сравнить)
-Сердцевина цветка-это наш Ставропольский край, а лепестки –богатства края.
-Сейчас мы рассмотрим все лепестки цветка и ребята расскажут вам чем славен и богат наш край.
Лепестки:
1 .Природа края (природные ландшафты, животные, растения)
2 .Сельское хозяйство (на лепестке изображены колосья)
3 .Животноводство ( на лепестке картинки: молочные продукты, мясо, яйца, шерсть, рыба)
4 .Подземные богатства (полезные ископаемые)
5 .Знаменитые люди края.
6 .Символика Ставропольского края (на лепестке изображены символы Ставропольского края - герб и флаг).
7. Обычаи ставропольцев.
«Отрываю» по лепестку, надписи на лепестках читают дети ученики.
1ученик. Природа края. (Показ презентации)
-Почему путешествие по ставропольскому краю сравнивают с поездкой по всей России? (на Ставрополье можно увидеть все природные ландшафты (поверхности, места) : полупустыни, пустыни, степи, леса, реки, озёра, горы и даже мерзлота.
- Основные реки Ставрополья. (Кубань,Терек, Егорлык)
- Озёра вы знаете (Солёное озеро, Маныч-Гудило, Тамбуканское озеро, Провал)
- Водохранилища Ставропольского края. (Новотроицкое, Сенгилеевское)
- Названия каких гор Ставропольского края вы знаете. (Вопрос воспитателя к детям ст. группы «Б»)
Физкультминутка «Родные просторы»(Проводят ученики)
Край широкий Ставропольский, (идут по кругу, взявшись за руки)
Удивительный мой край. (остановились, развели руки через верх)
Только в нём увидеть можно (смотрят вдаль в одну и другую стороны)
Все места родной страны : (разводят руки перед собой)
Степи утопают здесь в цветах, (делают черту рукой перед собой и показывают «бутон»)
Реки горные торопятся, шумят (бегут «змейкой»,взявшись за руки)
А озёра тихо, лишь качаются, лежат. (в кругу держатся за руки и покачиваются из стороны в сторону)
Юг России, но и здесь есть мерзлота, (показывают «солнце»; изображают, как им холодно)
Что не тает никогда. (показывают указательным пальцем отрицание)
Колосится хлеб родной в полях, (руки в локтях согнуты, ладошки в кулачок-«колос»,покачивают)
Песни птичьи в воздухе звенят. (изображают «летящих птиц» по кругу)
Только тут пирамиды гор встают, (группируются по 2-3 человека, руки вверху соединяют)
И леса могучие растут - (тянутся на носочках вверх, ладони прямые)
В них животные живут. (изображают разных животных)
И воздух самый чистый… (делают глубокий вдох-выдох)
Ах, Ставрополье, край лучистый (разводят руки перед собой, поднимают вверх, растопырив пальцы)
Тебя я в сердце сохраню. (держат ладони перед собой и прижимают к сердцу)
-Ребята, в каком месте на Ставрополье можно увидеть постоянную мерзлоту? (у подножия г. Развалка)
2. ученик Сельское хозяйство. (показ презентации)
-на этом следующем лепестке изображён колос пшеничный.
- наш называют Житницей, край хлеборобов.
-Пшеничный колос можно по праву считать символом Ставропольского края. (воспитатель вносит вазу с пшеничными колосьями, ставит на видное место)
-Основная злаковая культура, которую выращивают на Ставрополье-это пшеница, но на полях края растут и другие полевые культуры.
Какие именно сейчас вы их назовёте.
Д/игра «Определи полевую культуру» (на столе баночки с семенами злаков, дети берут, рассматривают и говорят название)
-Для чего выращивают эти культуры? (для приготовления еды человеку, корм животным)
-Что ещё выращивают в ставропольском крае? (овощи, фрукты, виноград)
3 ученик. Животноводство. (показ презентации)
-Ставропольский край называют ещё и краем золотого руна. Что такое руно? (шерсть)
-Какие животные дают нам шерсть?
-Сейчас вы пройдёте к столам
-В ставропольском крае на крупных фермах, птицефабриках и в частных подворьях разводят крупный рогатый скот, овец, птицу: кур, уток, гусей и пчёл.
4. ученик Полезные ископаемые. (читает ребёнок)
-Что такое полезные ископаемые? ответы детей ст. гр «Б» (Это то, что хранится под землёй и приносит человеку пользу)
Пальчиковая гимнастика (о полезных ископаемых края) проводит
(ученица4 «А» класса Настя П.)
Мы расскажем вам сейчас, что хранит земля от нас: (большие пальчики «здороваются» с остальными
Нефть, песок, природный газ, гравий, глину, известняк, грязь лечебную и соль,
И живительный источник-минеральная вода (загибаем пальцы по одному, начиная с большого)
Вот что прячет Ставропольская земля. (удары попеременно ладонями и кулачками)
-Екатерина К. .(сопровождает рассказ иллюстрацией)
Расскажет нам какой клад нашёл житель селения Навкус-Артезиан Нефтекумского района Лифтфулла Джигитов на территории нежилого старинного ногайского аула Тавык куйген. (сопровождает рассказ иллюстрацией)
Лифтфулла проходил недалеко от кладбища и обратил внимание на предмет интересной формы, одним своим краем торчащий из земли, стал подкапывать его. На небольшой глубине обнаружил множество предметов из металла белого цвета. – Они из серебра? –клад прошёл экспертизу в головном музее ДГОМ город Махачкалу, оказалось,что все найденные предметы – это фрагменты ногайского женского костюма предположительно конца XIX века: парные браслеты в хорошем состоянии, фрагменты поясов, нагрудные застежки разных видов, наплечная или налобная подвеска, бусины, пуговицы, различные серьги, а также 53 подвески. Эти подвески – части нагрудного украшения из ткани. Что интересно, среди этих украшений был найден фрагмент оружия – кольта. Это может быть одним из подтверждений того, что ногайские женщины тоже были воинами. – То есть эта находка поможет ученым продвинуться в изучении истории Ногайской степи? – Люди находят посуду, бусы, мечи, сабли и ножи, украшения, наконечники стрел, другие вещи.
Воспитатель. Минеральная вода одно из главных богатств Ставропольского края. Ребята, вспомните легенду о том, как появилась эта живительная вода (про путника, который отблагодарил горца-нарта за его щедрость и доброту)
- И потянулись к водам коляски, брички, поезда.
И шла молва : от всех недугов целит кавказская вода.
Ставропольский поэт С. Рыбалко о возрождении курортов.
-В местах, где появлялись источники минеральной воды, стали строиться города-курорты. Какие?
-Я вам предлагаю немножко отдохнуть и испить целительный напиток под названием. (нарзан).
-Как по-другому называют этот напиток? (богатырский)
-Почему (люди, испившие его становились крепкими и здоровыми)
-Вот и мы с вами немного поправили своё здоровье и сей час его укрепим.
Физминутка
Раз-подняться, потянуться.
Два-согнуться,разогнуться.
Три-в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре-руки шире.
Пять-руками помахать,
Шесть- на место сесть опять.
5. ученик Знаменитые люди края. (показ презентации)
-Посмотрим на эти замечательные картины. Кто их автор? (Гречишкин П. М. -знаменитый ставропольский художник). Что он рисовал? (1-й работой был портрет любимой бабушки, затем стал рисовать природу)
Послушайте стихотворение замечательного детского ставропольского поэта, с творчеством которого мы с вами начали знакомиться.
Стихотворение «Дедушка Туман»
(читает ученик)
Дедушка Туман
Лес в карман, поля в карман
Спрятал Дедушка Туман,
Спрятал копны и стога,
И лужайки, и луга,
Даже солнышко в карман
Спрятал Дедушка Туман.
Только он совсем забыл,
Что карман дырявым был.
За рекою в гору лез,
Потерял поля и лес,
Потерял потом луга,
Копны сена и стога.
У высокого кургана,
Где дремал костра дымок,
Из дырявого кармана
Солнце вылезло само.
Вопросы воспитателя (ответы детей ст. гр «Б»)
-Кто же автор этого стихотворения? (Александр Ефимович Екимцев)
-Какие ещё его стихи вы запомнили (названия)
-Наш край славен известными людьми, которые прославили свой край и родную страну. С некоторыми из них мы уже познакомились. Но мы и дальше будем продолжать знакомиться с творчеством знаменитых и интересных людей Ставрополья.
6. Воспитатель Символика Ставропольского края. (показ презентации)
-Отличительными символами Ставропольского края являются.? (герб и флаг)
-Как вы считаете, почему в верхней части щита на гербе изображена крепость? (п. ч. сначала была построена Ставропольская крепость, а спустя некоторое время-губерния, город)
-Что означает венок из листьев дуба и пшеничных колосьев? (хлеборобный и сильный, могучий край)
-Почему всю композицию венчает двуглавый орёл? (это означает, что наш край входит в состав Российской Федерации)
-Почему полотнище флага Ставропольского края золотого цвета? (цвет пшеничных колосьев)
-Что означает белый крест на флаге? (г. Ставрополь-краевой центр)
-Ребята, чей это герб и флаг? (показ символов города. Нефтекумска.)
«Герб города Нефтекумска представляет собой геральдический щит с обрамлением.
Главной фигурой герба является стела "Европа - Азия", означающая особенности географического расположения города и отражающая многонациональный состав населения, проживающего в городе. Щит делится на четыре поля золотого и синего цвета, в которых отражены главные природно-экономические и историко-культурные особенности Нефтекумска.
Название города "Нефтекумск" размещается в верхней части щита. Год образования располагается вертикально на изображении стелы "Европа - Азия.»
Флаг города Нефтекумска
Флаг города Нефтекумска представляет собой полотнище прямоугольной формы. С левой стороны флаг имеет полосу для крепления древка. Флаг имеет изображение герба города с одной стороны, который расположен в центре полотнища.
В основе флага — герб города, цвет флага повторяет цветовую гамму герба: голубой – Европа, жёлтый –Азия, вместе это — символ прочности единения многонационального населения города и его великодушия. Цветовая гамма, символизирующая единение Европы и Азии, исходит из географического расположения города.
Пальчиковая гимнастика про солнышко
Солнышко, солнышко в небе свети! (потянуться руками вверх, встать на носки)
Яркие лучики к нам протяни. (вытянуть руки вперед, ладонями вверх)
Ручки мы вложим в ладошки твои, (разбиться на пары, протянуть друг другу руки)
Нас покружи,нас покружи, (покружиться парами)
Вместе с тобой мы пойдем на лужок. (выстроиться в цепочку, держа друг друга за руки)
Там все мы встанем дружно в кружок. (образовать круг) (идти по кругу)
Солнышко с нами по кругу идет.
С песнями водим мы хоровод.
Солнышко скрылось, ушло на покой. (присесть, голову закрыть руками, руки под щеку)
Мы же на место сядем с тобой. (спокойно сесть на свое место)
7. Воспитатель (Обычаи Ставропольского края.)
-Наш край многонациональный край. В нём проживают люди разных национальностей. Каких, подскажите. (русские, украинцы, армяне, грузины, греки, дагестанские народы-чеченцы,даргинцы,карачаевцы)
-Но всех нас, людей проживающих в Ставропольском крае объединяет то, что мы очень гостеприимные люди, чтим обычаи наших предков. Обычаи-этодействия, правила, которые выполняют люди и передают их друг другу, из поколения в поколение. Как сегодня мы встречали наших гостей?
(хлебом, солью, низким поклоном). –Почему именно с солью встречали гостей? (соль в те времена была роскошью, подавалась только по особым случаям)
-Какие ещё обычаи гостеприимства вы знаете? (если хозяева уважительно относились к гостю, заваривали ему крепкий чай)
-Гостеприимные хозяева угощали самым дорогими кушаньями и дарили небольшие подарки гостям. Мы с вами и этот обычай выполним: так как наш край хлеборобный край, то и угощать будем наших гостей самым дорогим-хлебобулочными изделиями, ну и, конечно же, подарки-открытки: самые красивые места Ставропольского края.
Спасибо вам дорогие ребята за интересный рассказ о нашем крае.
(дети угощают гостей и дарят открытки, рассаживаются на свои места)
Заключительная часть
-Мы рассмотрели все лучики-богатства Ставропольского края. Давайте прикрепим их обратно к центру. Я креплю, а вы ещё раз вспоминаете чем же славен и богат наш край.
-Вот наш цветик-семицветик, все богатства Ставропольского края.
-Вот и закончилось наше удивительное и поучительное путешествие по родному краю. Вы, действительно, порадовали нас и удивили своими знаниями о Ставропольском крае. Всё, что вы видите, всё, что вы знаете о запомните и сохраните в своих сердцах.
Читает ученик :
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём.
Идёт музыкальный фон
-Ставропольский край -удивительный, необычный край, который таит в себе много интересного, неизведанного нами. Я очень надеюсь, что у вас появилось желание узнать о родном крае ещё больше.
Помогут вам в этом наши занятия, ваши родители расскажут что-то интересное или покажут, когда вы будете путешествовать по Ставрополью; интересные книги, иллюстрации.
-Помните, знания о родных просторах покоряются только трудолюбивым и любознательным.
-За ваши старания и знания я награждаю вас вот такими памятными медальонами. (награждаю и раздаю сладкое угощение).