Елена Иващенко
Конспект занятия в старшей группе «Путешествие к Японским островам»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе "Путешествие к Японским островам"
Цель занятия: Способствовать формированию элементарных представлений о культуре Японии, способствовать расширению кругозора, формированию познавательно-исследовательских и личностных компетенций
Задачи:
Образовательные задачи:
• Познакомить с различными областями культуры Японии
• Продолжать работу по расширению представлений о разнообразии мировых культур
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Путешествие к Японским островам“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
• Вести опережающую работу по подготовке к Новогоднему утреннику «Кругосветное путешествие с Нехочухой»
• Освоить иноязычные слова приветствия и благодарности
Воспитательные задачи:
• Способствовать осознанию оригинальности и своеобразия культур народов мира
• Создать условия для формирования познавательного интереса, любознательности
• Продолжать работу по формированию гуманного, доброжелательного отношения к окружающим
• Закреплять знание правил этикета, навыков употребления слов вежливости
• Способствовать повышению самооценки ребенка, осознанию им собственной значимости
Развивающие задачи:
• Способствовать расширению кругозора воспитанников
• Формировать грамматический строй речи
• Создавать условия для развития внимания, мышления, памяти.
• Создавать предпосылки для развития творческих способностей
Методическое обеспечение
Видеофильм
Предметно-развивающая среда в группе:
• Центр сюжетно-ролевых игр
• Центр музыкального воспитания
• Центр художественного творчества
• Медиацентр
Стихотворения о Японии
Атрибуты традиционной трапезы
Заготовки для ручного труда
Аудиосопровождение
Предварительная работа
Знакомство с культурой Народов Севера, заочная экскурсия на Крайний Север
Знакомство с культурой Египта, заочная экскурсия в Египет
Беседы о животных разных природных зон
Разучивание подвижных игр народов мира.
Познавательные рассказы и презентации о странах мира (России, Египте)
Проведение сюжетно-ролевых и дидактических игр
Совместная взросло-детская продуктивная деятельность в технике оригами
Слушание этнической музыки
Чтение сказок народов мира
Отгадывание загадок о странах и достопримечательностях разных стран
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
«Художественно-эстетическое развитие»
«Физическое развитие»
«Социально-коммуникативное развитие»
Время проведения занятия: 18 ноября 2014 года
Место проведения: ГДОУ «Детский сад №22»
Ход занятия
(Воспитатель приглашает детей на занятие. Когда все готовы, в группу заходит почтальон и передает воспитателю посылку.)
Воспитатель. Ребята! Вот так сюрприз! Моя подруга Евразия Океановна очень известная путешественница. Она присылает мне сувениры – памятные подарки из разных стран мира. Недавно она отправилась в очередную экспедицию – и вот новая посылка. Вам интересно, что внутри? Мне тоже. Давайте ее откроем и посмотрим.
(Дети соглашаются. Посылка распаковывается, воспитатель вынимает оттуда письмо и читает вслух.)
«Дорогая Елена Витальевна! Мое новое путешествие проходит на Японских островах! Здесь так много всего интересного! Не терпится рассказать. Знаю, что Вы работаете в детском саду, и в старшей группе очень любознательные дети. Для них я приготовила фильм и несколько сюрпризов. Познакомьтесь с ними. И когда маленькие почемучки и любознайки вырастут, мы с ними вместе посетим эту неповторимую стран]у.»
Ребята, я рассказывала о вас Евразии Океановне. Видно, она решила, что кто-то из вас сможет стать настоящим исследователем далеких стран. Вы хотите узнать, что это за такая страна - Япония? (Дети соглашаются) Тогда давайте научимся здороваться по-японски. Жители этой страны при встрече не пожимают друг другу, а делают поклон и говорят «КОНИТИ-ВА» (Дети повторяют)Теперь вы можете поприветствовать друг друга. (Ребята повторяют приветствие)
А теперь посмотрим фильм, который прислала Евразия Океановна.
(Демонстрируется фильм о Японии)
Воспитатель. Ребята, что вам показалось необычным? Что запомнилось? Кто запомнил название знаменитого вулкана в Японии? А как называются прекрасные цветущие деревья? Что такое кимоно? Кто вам запомнился из животных? А вы обратили внимание на музыку, которая звучала в фильме? Какая эта музыка? (Воспитатель выслушивает ответы детей. За каждый правильный ответ вручает воспитанникам бумажный цветок сакуры.) Вы были очень внимательными, молодцы. Думаю, что Евразия Океановна обязательно возьмет вас в путешествие. А я хочу показать картину, которую Евразия Океановна прислала в посылке. (На картине вулкан Фудзияма и сакура, которая еще не расцвела)Давайте поможем сакуре стать прекрасным цветущим деревом. (Воспитатель, а за ним дети прикрепляют цветы к ветвям. Дерево «расцветает»)
Ребята, знаете ли вы, что каждое утро японцы начинают с зарядки. Они делают ее и на работе, и дома, и даже на улицах. Вы тоже можете научиться настоящей японской гимнастике. Попробуем? (Ответы детей) Запомните, что все упражнения надо делать плавно, не торопясь. И обязательно под настоящую японскую музыку. Становитесь свободнее и повторяйте за мной движения. (звучит традиционная японская музыка. Воспитатель проводит гимнастику)
Над Фудзиямой всходит солнце (потянуться вверх, описать руками большой круг)
И смотрит ласково в окно. (руки под подбородком, покачать головой, улыбнуться)
Веселый ветерок смеется (пробежать по кругу)
Идут японки в кимоно. (пройти «муравьиным шагом»)
Им веткой сакура кивает (поднять руки вверх, сделать поворот вокруг себя)
В пруду веселый карп сверкает (волнообразные движения руками перед собой)
Журавль в небе пролетает (Плавные взмахи руками)
А я приехать к ним мечтаю. .(поклон)
Ребята, а вы не забыли, что в посылке были сюрпризы? Пока вы смотрели фильм они спрятались где-то в группе. Я не успела заметить, где именно. Но помню, что первый сюрприз был музыкальный. Где же он может прятаться? (Ребята предполагают, что рядом с музыкальными инструментами в центре муз воспитания. Воспитатель просит нескольких детей посмотреть внимательно. Дети находят японский колокольчик –фурин.)
Ребята, вам знакома эта вещь? Как вы думаете для чего ее используют? (дети высказывают свои предположения, основываясь на личном опыте и звучании фурина)
Это необычный музыкальный инструмент. Он называется фурин. Скажем вместе. (дети повторяют) Этот колокольчик издает очень необычный звон. Послушайте. (звучит фурин) Ребята, а какой звон у фурина? (Дети характеризуют его прилагательными нежный, звонкий, мелодичный, красивый и др.) Фурин часто вешают у входа в дом. Японцы считают, что он способен отгонять злых духов и приносить мир в семью. К фурину прикрепляют листок с добрыми пожеланиями. Есть он и на нашем инструменте. Посмотрите. (показывает листок с иероглифами) Правда, японское письмо совсем не похоже на наши буквы. Эти знаки называются ИЕРОГЛИФЫ, и каждый значок - это целое слово…
А еще фурин можно использовать как музыкальный инструмент. Давайте вернем его в наш центр музыкального воспитания. Пусть там будет его новый дом.
Второй сюрприз был связан с традициями приема и угощения гостей. Как вы думаете, куда бы он мог спрятаться? (дети предполагают, что ему захотелось оказаться на кухне, вместе с воспитателем проходят на ковер, располагаются рядом с центром сюжетно-ролевых игр. Воспитатель просит нескольких детей найти сюрпризы, о которых писала Евразия Океановна, на игровой кухне. Дети обнаруживают чугунный чайник, пиалы для чая, палочки и циновку.)
Воспитатель. (показывает палочки) Ребята, знакомы ли вам эти предметы? Для чего они нужны? Вы правы. Это специальные палочки для еды. Японцы называют их ХАСИ. Надо сказать, что в японском доме очень необычно проходит трапеза. Хотите научиться есть по-японски? (ответы детей)
Тогда прежде всего нам понадобится низкий столик. Традиционно японцы не пользуются стульями, а присаживаются на ноги перед столом. Попробуем и мы. (Все усаживаются на колени. Воспитатель показывает,как правильно располагаются в руке палочки.)
А это, ребята, традиционный японский чайник. Подержите его. Не правда ли, он необычен. А что в нем необычного? (Дети замечают, что чайник сделан из металла, а не из стекла, что он очень тяжелый, на нем необычные узоры)
Воспитатель (предлагает детям пальчиковую гимнастику. Вместе с детьми выполняет ее)
Зашел я раз
К японцам в дом: (указательным и средним пальцем идем по ноге к колену)
Все в доме ходят босиком, (хлопаем по ногам ладонями)
Без стульев у стола сидят (складываем ладони пред грудью и качаем головой вправо-влево)
И палочками рис едят. (стучим указательными пальцами)
Чай наливают
В пиалу, (имитируем питье чая из сложенных ладоней)
Спят
На соломенном полу…(прикладываем ладони к уху, наклоняем голову)
Все делают по-своему упрямо, (стучим кулаком о кулак)
И гору называют «Фудзияма». (показываем «гору» над головой)
При этом удивительно, (пожимаем плечами)
Живут
Ужасно положительно. (показываем кулаки с поднятыми большими пальцами)
(по стихотворению М. Шварц)
Любимые продукты японцев - рис и рыба. Из них делают необычные блюда – роллы и суши. Думаю, кто-то из вас уже пробовал их. Вам понравились? (Дети рассказывают, как они пробовали блюда японской кухни, свои впечатления от них).
Когда трапеза закончена, все поднимаются на ноги, делают поклон и говорят: АРИГАТО(спасибо). (Воспитатель поднимается, делает поклон и благодарит воспитанников. Они отвечают ему тем же)
После трапезы все дарят друг другу небольшие подарки. А где Вы чаще всего в нашей группе делаете подарки и рисунки ля своих родных и близких? (дети вспоминают о центре художественного творчества. Воспитатель просит посмотреть, нет ли там третьего сюрприза.
Дети находят оригами – кимоно.)
Воспитатель. А это третий сюрприз - оригами. Делать разные фигурки из бумаги придумали в Японии очень давно. Мы с вами уже складывали из бумаги разные фигурки. Помните? А сегодня вы сможете научиться складывать кимоно. Хотите? Тогда на следующем занятии я вас обязательно научу, и вы сможете сегодня рассказать своей семье о Японии. А что именно вы расскажете? (отвечая на вопрос, делясь своими впечатлениями, дети закрепляют в памяти новую информацию).
Я рада, что вы запомнили так много. Обязательно напишу своей подруге о ваших новых открытиях. Аригато!